Решение задач на множественное действие гена

Примеры решения задач

Задача 1.

От скрещивания платиновых лисиц получено 185 лисят, из них 127 платиновых, 58 серебристых. а) почему в потомстве платиновых лисиц всегда происходит расщепление; б) каков генотип существующих платиновых и серебристых лисиц; в) отличается ли полученное расщепление потомства от ожидаемого по законам Менделя?

Решение.

Р ♀ Аа × ♂ Аа

      плат      плат

 

 

F1  АА    2Аа     аа

погибает           2:1

                 127 плат 58 серебр

 

Ответ: а) потому что лисицы с платиновой окраской гетерозиготны; б) генотип платиновых – Аа, генотип серебристых – аа; в) да, расщепление составляет 2:1, т.к. зиготы с генотипом АА погибают, в данном случае имеет место плейотропия.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1.

От скрещивания серебристо-соболиного самца норки с нормальными темными самками получили в потомстве 345 серебристо-соболиных и 325 темных норок. Величина помета – в среднем 5,11 щенка. При скрещивании серебристо-соболиных особей между собой получено 196 серебристо-соболиных и 93 темных норки при средней величине помета 3,65 щенка. Объясните результаты скрещиваний, определите генотипы родителей и потомков.

Задача 2.

Серый каракулевый мех (ширази) красивее и ценится дороже, чем черный каракуль. Каких овец по окраске меха экономически выгодно отбирать для скрещиваний, чтобы получить как можно больше серых и черных каракульских ягнят, если гомозиготные серые особи летальны? Почему?

Решение задач на взаимодействие неаллельных генов

Примеры решения задач

Алгоритм решения задач на взаимодействие неаллельных генов.

1. Сделать краткую запись задачи.

2. Если признак не один, нужно вести анализ каждого признака отдельно.

3. Применить формулы моногенного наследования, если ни одна из них не подходит, то:

4. Сложить все числовые показатели в потомстве, разделить сумму на 16, найти одну часть, выразить все числовые показатели в частях.

5. Записать все фенотипические радикалы F2.

6. По F2 найти генотипы F1 (АаВв×АаВв).

7. По F2 и F1 найти генотипы Р.

Задача 1.

От скрещивания растений люцерны с пурпурными и желтыми цветками в F1 все цветки были зелеными, а в F2 произошло расщепление: 169 – с зелеными цветками, 64 – с пурпурными, 67 – с желтыми и 13 – с белыми. Как наследуется признак? Определите генотипы исходных растений. Что получится, если скрестить растения F1 с белоцветковым растением?

Решение.

Р

♀ ААвв

×

♂ааВВ

 

пурп

 

желт

F1

♀ АаВв

×

♂ АаВв

 

зел

 

зел

F2 9 А-В-:

-вв:

3 ааВ-: 1аавв
  169 зел

64 пурп

67 жел 13 бел
  9

3

3 1
           

169+64+67+13=313; 313:16=19,56;

169:19,56=8,64≈9

64:19,56=3,27≈3

67:19,56=3,42≈3

13:19,56=0,66≈1

Р

♀ АаВв

×

♂ аавв

 

зел

 

бел

Fа АаВв   Аавв   ааВв   аавв
  зел   пурп   жел   бел
  1 : 1 : 1 : 1

 

Ответ: признак наследуется по типу комплементарного взаимодействия генов. Генотипы исходных растений – ААвв и ааВВ. При скрещивании F1 с белоцветковым растением получится расщепление 1:1:1:1.

Задача 2.

При скрещивании двух карликовых растений кукурузы было получено потомство нормальной высоты. В F2 от скрещивания между собой растений F1 было получено 452 растения нормальной высоты и 352 карликовых. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты, определите генотипы исходных растений.

Решение.

 

Р ♀ ААвв × ♂ ааВВ
  карл   карл
F1 ♀ АаВв × ♂ АаВв
  норм   норм
F2 452 норм : 352 карл

452+352=804; 804:16=50;

452:50=9; 352:50=7

9:7 комплементарность

9 А-В-:7(3А-вв + 3ааВ- + 1аавв)

Ответ: признак наследуется по типу комплементарного взаимодействия генов. Генотипы исходных растений – ААвв и ааВВ.

Задача 3.

При скрещивании чистопородных белых леггорнов с чистопородными белыми шелковистыми курами все потомство оказалось белым, а в F2 наблюдалось соотношение: 63 белых и 12 цветных. Дайте генетическое объяснение этому результату. Определите генотипы родителей.

Решение.

Р ♀ ССII

×

♂ ccii
  бел

 

бел
F1 ♀ CcIi

×

♂ CcIi
  бел

 

бел
F2

63 бел:

12 цв

63+12=75; 75:16=4,7;

63:4,7≈13; 12:4,7≈3

13:3 эпистаз доминантный

 

13(9C-I-+3ccI-+1ccii)

: 3C-ii
         

Ответ: признак наследуется по типу доминантного эпистаза, генотипы Р – ССII и ccii.

Задача 4.

При скрещивании растений овса с метельчатой формой соцветия в первом поколении все растения имели метельчатые соцветия, а во втором среди 198 растений 10 имели одногривую метелку, остальные – метельчатую. Как наследуется признак? Каковы генотипы исходных растений и растений F1? Что получится, если скрестить растения F1 c растениями с одногривой метелкой из F2?

Решение.

Р

♀ А1А1а2а2

×

♂ а1а1А2А2

 

 

метельч

 

метельч

 

F1

♀ А1а1А2а2

×

♂ А1а1А2а2

 

 

метельч

 

метельч

 

F2

188 метельч: 10 одногрив

 

 

198:16 ≈12;

188:12≈15; 10:12≈1

15:1 полимерия некумулятивная

 

 

15(9А1-А2- + 3А1 а2 а2 + 3а1а1А2-):1а1а1а2а2

 
Р

♀ А1а1А2а2

×

♂ а1а1а2а2

 

метельч

 

одногрив

F

А1а1а2а2

А1а1А2а2

а1а1А2а2

а1а1а2а2

 

3 метельч

:

 

1 одногрив

                     

 

Ответ: признак наследуется по типу некумулятивной полимерии, генотипы Р – А1А1а2а2 и а1а1А2А2, генотипы F1 – А1а1А2а2. При скрещивании расщепление составляет 3:1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: