Виды ситуационных задач

Условия проведения конкурса

В конкурсе «Первая помощь. Ситуационные задачи» принимает участие команда из двух человек, которой выдаётся бланк с семью ситуационными задачами. В каждой из них участники должны описать характер повреждения (диагноз), указать основную опасность, которая угрожает пострадавшему при неоказании либо неправильном оказании первой помощи, а также последовательно описать действия, которые следует предпринять для оказания первой помощи пострадавшему (например: «Ваша сестра чистила картошку и порезала большой палец. Рана сильно кровоточит» или «Уличное кафе. У стойки стоят два мужчины, разговаривают друг с другом и едят шашлык. Неожиданно один из них замолкает, хватается двумя руками за шею. Кожа бледная с голубоватым оттенком»). Иногда участникам предлагается дополнительно указать тип раны либо степень ожога или отморожения. Возможен вариант, когда количество задач меньше семи, но в данном случае в одной либо нескольких задачах выделяется несколько пострадавших. В таком случае возможно отдельное задание, предлагающее участникам определить, в какой очерёдности они будут оказывать помощь пострадавшим («медицинская сортировка») либо указать действия спасателя, которые являются общими для всех пострадавших. Например: «На выезде из города в ночное время произошло столкновение микроавтобуса с грузовым автомобилем. Микроавтобус после столкновения стоит на обочине дороги. Положение не устойчивое. Пассажиры, кроме одного, выбрались из автобуса самостоятельно. Из грузового автомобиля идёт дым, языки пламени. Водитель грузового автомобиля без сознания, сидит на своём месте. Пострадавший

 №1. Водитель загоревшейся машины без сознания. Что произошло на дороге не понимает. Сознание восстановилось, жалоб не предъявляет. На голове в области лба имеется рана, кровоточит не обильно. На вопросы отвечает спутано. Пострадавший

№2. Пострадавший в автобусе. Возбуждён. Пытается встать. От сильной боли в области таза и животе кричит. В области лба справа рана, обильно кровоточит. Пострадавший бледен. Покрыт холодным липким потом. В области лица синюшность. Просит пить.

Пострадавший №3. Пассажир из автобуса при столкновении ударился носом. Из машины выбрался самостоятельно. Имеется носовое кровотечение. Сидит с запрокинутой головой, у носа держит носовой платок. На вопросы отвечает правильно, активно, жалоб не предъявляет. Отмечается отёчность и синяк в области спинки носа». На выполнение ситуационных задач устанавливается контрольное время (как правило, 40 минут). Все задачи составляются на основании методического пособия для подготовки к конкурсу «Первая помощь» на областных соревнованиях «Школа безопасности» и «Юный спасатель». Его составителями являются заведующий методическим отделом ГАУДО КОЦДЮТЭ Тараканов А.В., методисты ГАУДО КОЦЮДТЭ Пашегорова Е.М. и Леготина Е.О. Консультантом выступил преподаватель отделения дополнительного образования ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж» Осокина Н.Н. Данное пособие составлено на основе справочника «Первая помощь» под общей редакцией заслуженного врача Российской Федерации профессора Ю.Ю. Бонитенко (Санкт-Петербург, 2004г.) и методического пособия по первой помощи для преподавателей ОБЖ, опубликованного на сайте http://zhurnal.lib.ru/k/kruz_a/kkruz_anight_shift_metodika.shtml69. Методическое пособие для подготовки к конкурсу «Первая помощь» на областных соревнованиях «Школа безопасности» и «Юный спасатель» размещено на сайте www.kuztur42.narod.ru. Периодически в него вносятся изменения и дополнения.

 

Виды ситуационных задач

В зависимости от возрастной категории участников можно условно выделить две группы сложности ситуационных задач. К первой относятся задания для группы «стажёры» на областных соревнованиях «Школа безопасности» и «Юный спасатель» и задания для младшей и средней возрастных групп на соревнованиях дружин юных пожарных, ко второй – задания для группы «Спасатели» на областных соревнованиях «Школа безопасности» и «Юный спасатель», задания для старшей возрастной группы на соревнованиях дружин юных пожарных и задания для участников областного туристского слёта работников образования. Эти группы различаются по двум признакам. 1) Перечень возможных травм и заболеваний. В первой группе это холодовые и тепловые поражения, кровотечение и раны, ушибы, растяжения, потёртости, отравление, укусы, утопление, во второй – шок, кровотечение и раны, все виды травм; ситуации, требующие сердечно-лёгочной реанимации, синдром длительного сдавливания.

2) В ситуационных задачах «первой группы сложности» сама задача, как правило, излагается проще, тогда как в задачах «второй группы» больше внимания уделяется описанию симптомов. Например, к «первой группе» относятся задачи «Вы с классом поехали в зоопарк. Ваша одноклассница решила покормить лису и просунула ей сквозь прутья клетки кусочек колбасы. Лиса укусила её за палец. Девочка плачет» и «Ваша сестра чистила картошку и порезала большой палец. Рана поверхностная, но кровоточит», ако второй «На ваших глазах машина врезалась в столб. В машине только водитель. Он сам покинул автомобиль, испытывает боль в груди. Вы обратили внимание, что во время дыхания грудная клетка пострадавшего движется в разных направлениях» либо «Вы приехали к другу в деревню и пошли с ним на пруд. На берегу Вы увидели лежащего без сознания человека. На его щеке след от укуса насекомого и сыпь, на одежде следы рвоты. Рядом с ним валяется мёртвый шмель. Сердцебиение и дыхание есть, но очень слабые».

Дополнительные требования При решении ситуационных задач к конкурсным работам применяются определённые требования, которые объявляются участникам перед началом конкурса.

1) В задачах не допускается использование аббревиатур, за исключением СМП – скорая медицинская помощь.

2) Участники должны указывать свои действия в том порядке, в котором они будут их выполнять. Например, если команда сначала напишет «наложить пострадавшему жгут на верхнюю конечность», а затем «сделать пальцевое прижатие артерии», ответ «пальцевое прижатие» не будет засчитан, так как после наложения жгута оно не имеет смысла. В то же время, участникам разрешается, дав ответы в произвольной очерёдности, после этого расставить цифры, обозначающие порядковый номер выполняемых действий.

3) От участников требуется дать как можно более полный и развёрнутый ответ. Общие формулировки, такие как «остановить кровотечение», «провести противошоковые мероприятия», «иммобилизировать конечность», «обезболить рану» и т.п. при проверке ситуационных задач не учитываются, поскольку судьям необходимо знать, каким образом участники конкурса планируют остановку кровотечения (пальцевое прижатие, наложение повязки, жгута, максимальное сгибание конечности либо что-то ещё), что конкретно они подразумевают под противошоковыми мероприятиями и т.п.

4) При выполнении ситуационных задач независимо от их содержания у участников по умолчанию имеется аптечка первой помощи стандартной комплектации и любые подручные средства (косыночные повязки, шины, шейный воротник и т.п.), о чём им объявляется перед началом конкурса. Это сделано для того, чтобы избежать ситуации, когда разные участники могут трактовать ситуацию и имеющиеся подручные средства по-разному, и это неравнозначно сказывается на ответах (например, при решении задачи «На улице Вы решили погладить бездомную собачку. Она укусила Вас за палец. Кровотечение небольшое» одна команда может предположить, что рядом есть, например,

колонка с холодной водой, а другая посчитает, что воды рядом нет и недополучит баллы за промывание раны). В то же время, в ходе оказания первой помощи команды могут использовать подручные предметы, которые по условию задачи имеются в их наличии. Так, например, в задаче «Вы с друзьями загораете на пляже. Вы отошли к киоску за мороженым, а когда вернулись, обратили внимание, что один из ваших друзей слишком возбуждён, ведёт себя странно. Его кожа сухая и горячая, сердцебиение и дыхание участились» из условия ясно, что в качестве холода можно использовать мороженое, а в задаче «Второй день 10-ти дневного пешеходного похода 1 категории сложности. Населённых пунктов вблизи нет. Местность сырая, заросшая камышом. Ваш товарищ поскользнулся и упал. Жалуется на боли в правой голени, которую придерживает руками. Голень необычно смещена. При попытке выпрямить ногу боль резко усиливается» для изготовления шины можно применить плавни от камыша.

Система оценки При оценке каждой задаче в зависимости от её сложности и объёмности предполагаемого решения присваивается количество баллов от 4 до 7. Затем жюри выбирает для каждой ситуационной задачи «эталонные ответы», которые также ранжируются по баллам в зависимости от их значимости и от количества необходимых действий. Так, например, оценка за постановку правильного диагноза в разных задачах может варьироваться от 0,25 до 1 балла. За наиболее значимое действие оценка может достигать 3 баллов (например, в задаче «Ваш друг зимой катался с горки и получил сильный удар в область спины. При ходьбе боль усиливается», поскольку имеется подозрение на травму позвоночника, «придание неподвижного положения пострадавшему» оценивается в 3 балла, а «холод к месту ушиба» – в 1). За некоторые действия, которые являются лишними, но не наносят вреда пострадавшему, жюри может не начислять баллов (например, за наложение повязки при ожоге I степени). Если же предлагаемое действие может навредить пострадавшему, участнику могут начисляться штрафные баллы (например, при использования таблеток и др. медикаментов; при наложении жгута при капиллярном кровотечении и т.п.). Более того, если участники в ответе предлагают действие, которое может привести к смерти пострадавшего либо к резкому ухудшению его состояния – задача может быть оценена в 0 баллов вне зависимости от правильно поставленного диагноза или каких-то иных действий (например, если предлагается запрокинуть голову пострадавшему с переломом основания черепа). Также возможны ситуации, когда ответы в ситуационной задаче отличаются от «эталонных», но тем не менее засчитываются за правильные. В частности, это может произойти в том случае, когда участники ставят диагноз, который отличается от диагноза, предполагаемого авторами, но в то же время вполне может вытекать из описанных в условии задачи симптомов. Например, в задаче «Вы прищемили дверью палец руки. Испытываете боль. Палец припух. Небольшое кровотечение вокруг ногтевой пластины» можно заподозрить как ушиб, так и перелом пальца. Соответственно, оценка ответа участников будет зависеть от поставленного имидиагноза. В то же время, если действия участников соответствуют поставленному диагнозу, но сам диагноз не соответствует описанным в задаче симптомам, баллы за задачу не начисляются. Результат команды определяется по сумме баллов, полученных за каждую ситуационную задачу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: