Алгоритм решения ситуационных задач

 1) Оценить ситуацию на наличие угрозы пострадавшему и оказывающему помощь. Например, в задаче «На Ваших глазах в автомобиль, стоящий на светофоре, сзади въезжает другой автомобиль и уезжает с места происшествия. Водитель стоящего автомобиля получил сильный удар рулём в грудную клетку. Дышит с трудом. Жалуется на боли в области грудной клетки и чувство нехватки воздуха. Машина дымится» если участники начнут оказывать первую помощь пострадавшему в машине, не извлекая его наружу, за задачу они не получат никаких баллов, поскольку своими действиями подвергают опасности и пострадавшего, и себя. Другой пример. В задаче «Поход, второй день пути. Вы дежурный, готовите обед на костре. В сковороде, сделанной из крышки котла, где вы обжариваете овощи, загорелось масло. Брызги раскалённого масла попали вам на открытую часть руки. Кожа красная, резкая жгучая боль» одним из эталонных ответов, способных принести участникам один балл, является «накрыть горящую крышку», поскольку непотушенный огонь может угрожать пожаром, а оставшееся в ней кипящее масло – дополнительными травмами. Для обеспечения личной безопасности спасателя важно помнить, что при наличии у пострадавшего кровотечения он обязательно должен надеть перчатки, отсутствие которых также наказывается штрафным баллом. В то же время, не следует учить детей бездумно надевать перчатки в любой ситуации. Иногда дети воспринимают это буквально, и возникают комичные ситуации, когда, например, участники соревнований пишут «надеть перчатки» при ответе на задачу «Вы прищемили дверью палец руки. Больно. Палец припух. Небольшое кровотечение вокруг ногтевой пластины», то есть предполагают использование перчаток при оказании помощи самим себе… 2) Определить наличие у пострадавшего травм, требующих незамедлительной помощи (отсутствие дыхания, отсутствие пульса, сильная кровопотеря, открытый пневмоторакс и т.п.).

В случае если по условию задачи они присутствуют, следует в первую очередь принять меры по их устранению.

 3) Определить необходимое положение пострадавшего (лёжа на спине с приподнятым головным концом, лёжа на спине с приподнятыми ногами, лёжа на боку, полусидячее положение и т.п.)

4) Оказать первую помощь при сопутствующих травмах и повреждениях при их наличии.

5) Придать необходимое положение повреждённой области (наклонить голову, придать конечности приподнятое положение, фиксация на косынке и т.п.). 6) Определиться с выбором между вызовом скорой помощи, доставке пострадавшего в травмпункт либо рекомендации ему обратиться к врачу. Не следует преуменьшать значимость данного пункта, поскольку ошибки в нём также могут привести к недополучению либо снятию баллов. Например, в задаче «Зимний поход. Второй день пути. Один из ваших спутников отрубил большой палец на руке. Кровотечение не очень сильное. Палец упал в снег. Пострадавший в сознании»вызов скорой помощи будет являться ошибкой, поскольку понятно, что бригада при всём желании не сможет прибыть к пострадавшему. В то же время, существуют ситуации, при которых невызов скорой помощи может привести к смерти пострадавшего. Важно помнить, что применение медикаментов при оказании первой помощи запрещено. Исключением является применение антисептиков (перекись водорода, хлоргексидин), а также активированного угля. В связи с этим необходимо научить детей простейшим способам обезболивания (холод, функциональное положение и др.). Разберём решение одной из ситуационных задач по приведённому выше алгоритму. ДТП. Водитель сидит за рулём в дымящейся машине. Возбуждён, пытается выбраться. От сильной боли в области таза и животе кричит. В области лба справа рана, обильно кровоточит. Пострадавший бледен, покрыт холодным липким потом. Просит пить.

Возможный диагноз:________________________________________________ Основная опасность: ________________________________________________ Что, как и в каком порядке Вы будете делать в данной ситуации?

В первую очередь мы оцениваем ситуацию на наличие угроз. Фраза «сидит за рулём в дымящейся машине» означает, что существует угроза взрыва автомобиля, а значит необходимо эвакуировать пострадавшего. Дальше ставим диагноз. Симптомы явно показывают, что у пострадавшего шоковое состояние (возбуждён… бледен, покрыт холодным липким потом), травма таза (от сильной боли в области таза и животе кричит), кровотечение (в области лба справа рана, обильно кровоточит). Соответственно, основной опасностью для пострадавшего будет болевой шок, также в качестве опасности можно указать инфицирование раны, хотя основной она, разумеется, не будет. Далее мы определяемся с очерёдностью мероприятий по первой помощи. Самой серьёзной и опасной для пострадавшего травмой, разумеется, является травма таза. Основная помощь при ней – это положение пострадавшего (мы должны уложить его на спину и поместить под колени валик) и обезболивание (т.е. холод). После этого мы, учитывая наличие у пострадавшего «обильно кровоточащей раны», работаем с раной на лбу. Как и при любом капиллярном кровотечении, сначала закрываем рану салфеткой, потом накладываем повязку и обезболиваем (холод). Ну и, в завершение, проводим противошоковые мероприятия. Поскольку приподнять пострадавшему ноги мы не может (т.к. у него травма таза), мы просто укрываем его и смачиваем губы (поить пострадавшего в данной ситуации нельзя, так как, согласно условию, он испытывает боли в области таза и в животе, а значит нельзя исключать внутреннее кровотечение). И последним действием в данной ситуации должен стать вызов скорой помощи (об отправке пострадавшего в травмпункт самостоятельно здесь не может быть и речи). Таким образом, «эталонный ответ» на данную задачу будет выглядеть так:

 

Возможный диагноз: травма таза, шоковое состояние, кровотечение в области лба Основная опасность:болевой шок Что, как и в каком порядке Вы будете делать в данной ситуации?

1. Вытащить пострадавшего из машины;

2. Уложить на спину с валиком под коленями;

3. Приложить холод к тазу;

4. Закрыть рану салфеткой;

5. Наложить на голову циркулярную повязку.

6. Приложить холод к ране на голове.

7. Укрыть пострадавшего.

8. Смачивать губы (поить нельзя).

9. Вызвать скорую помощь.

 

 

И в заключение обращаем Ваше внимание, что для успешного обучения учащихся решению ситуационных задач по первой помощи нельзя ограничиваться теорией. Если на занятиях педагог будет разыгрывать с детьми различные ситуации на практике, это даст им возможность задействовать различные каналы восприятия и подключить также двигательную, эмоциональную и образную память, что позволит более прочно запомнить. Попробуйте решить следующие задачки самостоятельно.

 

                            Ситуационная задача №1


Пострадавший неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание отсутствует. Пульс на лучевой и сонной артериях не определяется. Действуйте!


                              Ситуационная задача №2


Пострадавший неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание и пульс на лучевой артерии отсутствует. Пульс на сонной артерии едва определяется. Правая голень оторвана на уровне верхней трети. Видимого кровотечения нет. Одежда обильно пропитана кровью. Местность холмистая, температура воздуха +30оС. Действуйте!


                              Ситуационная задача №3


Раненый без сознания. Двигательное возбуждение. Вдох затруднен, сопровождается втяжением надключичных ямок. Цианоз губ. На одежды следы рвотных масс. В правой лобно-височной области ссадина и ограниченная припухлость мягких тканей. Пульс редкий. Действие в городе, дождь. Действуйте!


                            Ситуационная задача №4


Лицо залито кровью. Нижняя челюсть деформирована и смещена кзади. Сознание отсутствует. Вдох судорожный. Пульс частый. Местность лесисто-болотистая. Температура воздуха +15оС. Действуйте!


                      Ситуационная задача №5


Раненый в сознании. Беспокоен. Жалобы на нехватку воздуха. Дыхание частое, поверхностное. Цианоз лица. Пульс частый. В левой подлопаточной области умеренно кровоточащая рана 3•2 см. Выраженная подкожная эмфизема туловища, головы и верхних конечностей. Поле. Температура воздуха -5оС. Действуйте!

 


                                   Ситуационная задача №6


Лицо залито кровью. Сознание спутано, стонет. В левой скуловой области 5•8 см. Глаз поврежден. Обильное истечение алой крови из раны. Местность холмистая. Температура воздуха +12оС. Действуйте!


                                  Ситуационная задача №7


В сознании. Обессилен. На передней боковой поверхности шеи справа поперечная рана 8•2 см с фонтанирующим кровотечением. Местность лесистая. Температура воздуха -28оС. Действуйте!


                               Ситуационная задача №8


Жалобы на боли в правой подлопаточной области, где одежда пробита осколком и умеренно промокла кровью. Пульс несколько учащен. Лесисто-болотистая местность. Температура воздуха +8оС. Действуйте!


                             Ситуационная задача №9


Жалобы на умеренные боли в области раны живота. Одежда ниже пояса порвана и пропитана кровью. В околопупочной области справа рана 3•3 см с умеренным кровотечением. Поле. Температура воздуха +15оС. Действуйте!

                                  Ситуационная задача №10


Раненый наложил на рану бедра повязку. Повязка и одежда обильно промокли кровью. Температура воздуха +40оС. Действуйте!

                               Ситуационная задача №11


Во время теракта подорвался на фугасе. Сознание спутано, стонет. Правая нижняя конечность висит на кожном лоскуте на уровне верхней трети голени. Рана культи умеренно кровоточит. На переднебоковой поверхности шеи слева рана 6•3 см с обильным кровотечением. Левая стопа разрушена, не кровоточит. Город. Температура воздуха +3 оС.


Ситуационная задача №12.


3 часа назад придавило плитой обе нижние конечности до средней трети бедер.В сознании. Стонет от боли. Пытается самостоятельно освободиться из-под завала. Поле.

Температура воздуха +20оС. Действуйте!


Ситуационная задача №13.


Отброшен взрывной волной. Сознание отсутствует. Кровотечение из ушей, носа и рта. Следы рвотных масс на одежде. Дыхание и пульс несколько учащены. Лес. Температура воздуха +6оС. Действуйте!

 

 

 


Ситуационная задача №14.


Упал с движущего автотранспорта вниз головой. Заторможен. При окрике открывает глаза. Руки и ноги безжизненно свисают как “ плети”. Дыхание не нарушено. Пульс учащен. Лежит на обочине дороги. Температура воздуха +14оС. Действуйте!


Ситуационная задача №15.


Жалуется на резкие боли в поясничном отделе позвоночника, где имеется рана 4•4 см с незначительным кровотечением. Активные движения в нижних конечностях отсутствуют. Рабочий поселок. Температура воздуха +14оС. Действуйте!


Ситуационная задача №16.


Ранен в живот. Стонет. На передней брюшной стенке обширная рана с выпавшими петлями кишечника. Пульс слабый. Поле. Температура воздуха +7оС. Действуйте!


Ситуационная задача №17.

Извлечен из-под перевернувшейся грузовой машины. Жалуется на сильные боли внизу живота и в области таза. Ноги слегка развернуты кнаружи. Кожные покровы бледные,на лбу капельки пота. Тахикардия. Пульс слабого наполнения. Температура воздуха +5оС. Действуйте!


Ситуационная задача №18

Жалуется на боли в правой голени, которую придерживает руками. Голень необычно смещена под углом кнаружи. При попытке выпрямить ногу боль резко усиливается. Рядом плавни, заросшие камышом. Температура воздуха +18оС. Действуйте!


Ситуационная задача №19.


При падении линии электропередачи был поражен электрическим током. Сознание отсутствует. Грудная клетка неподвижна. Пульс на сонной артерии частый, слабый. Пальцы правой кисти покрыты черным струпом. Лесистая местность. Температура воздуха +10оС. Действуйте!


 

 

              

 

 




































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: