Сундукова Л.А., учител химии ГБОУ №61

Рабочая программа

Дополнительного образования по химии

 «Химия в нашей жизни»

 (для учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы)

Разработала:

Сундукова Л.А., учител химии ГБОУ №61,

                                 Пояснительная записка

      Программа данного курса предназначена для учащихся 8-9классов. Содержание включает 3 блока, каждый из которых направлен на на организацию разнохарактерной деятельности школьника, в совокупности, обеспечивающих реализацию метапредметного подхода в обучении.

    Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем

     Одна из составляющих качества образования – освоение ключевых компетентностей обучающихся в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Сформирована, такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи

       Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к химической науке. Необходимо дать возможность учащемуся приобщится к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность дает правильно организованная исследовательская деятельность.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, помогает показать учащимся, что химия это не только сложная наука, но и то что реально сделать своими руками у себя дома, что она гораздо ближе к нам, чем обычно думают ученики. В тоже время, на занятиях учащимся показывается, что знание техники безопасности и её соблюдение необходимо не только на уроках химии, но и в домашних условиях.

Цель:

  возбуждение интереса к химии и другим предметам естественного цикла и умение применять полученные знания в повседневной жизни.

 

Задачи:

1. развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

2. развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии;

3.  подготовить к восприятию нового, достаточно сложного химического образования в старших классах; 

4. актуализировать знаний правил техники безопасности при работе с химическими веществами.

Методы:

1..Экспериментальные исследования;

3.Методы проблемно –поискового характера, стимулирующие познавательную активность учащихся;

4.Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Планируемые результаты обучения.

Познавательные

·  Знание свойств веществ, окружающих нас в быту;

· Знание правил техники безопасности при работе с веществами;

· Знание методики проведения исследований в домашних условиях.    

Регулятивные

· Планирование своей деятельности;

· Проведение  химических экспериментов самостоятельно

Коммунникативные

 

Форма контроля: Презентации,Фотоотчеты Буклеты и тд

 

 

                                Содержание программы:

              Блок1. Химическая лаборатория дома

 

Тема1Правила техника безопасности при проведении практических работ.

Правила выбора посуды для проведения домашнего эксперимента и особенности проведения эксперимента в домашних условиях.

Реактивы на кухне, в ванной, аптечке.

 

Тема 2. Практические работы

Практические работы 1. Синий йод

Практические работы 2. Содова «гадюка»

Практические работы 3. «Удивительный раствор»

Практические работы 4. «Умный пластилин»

Практические работы 5. «Горение эфира». «Несгораемый платок»

Практические работы 6. «Силикатный сад»

 

Тема 3. Подготовка фотоотчета о проведенных исследованиях

Методика проведения опытов:

Синий йод
Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимыми ингредиентами, но чудо-превращение того стоит.
Вам потребуются:
- 3 емкости для жидкости
- 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
- раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
- перекись водорода 3% (продается в аптеке)
- крахмал
- мерные ложки
- мерные чашки
План работы:
1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А.
2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.
3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.
4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и... через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.

Содовая «гадюка»

Вариант 1. В столовую тарелку насыпать 3-4 столовые ложки сухого просеянного речного песка и сделать из него горку с углублением в вершине. Затем приготовить реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и четверти чайной ложки гидрокарбоната натрия (питьевой соды). Пропитать песок 96-98% раствором этанола (спирта, в аптеке можно купить «Асептолин») и насыпать в углубление горки приготовленную реакционную смесь, после этого поджечь спирт.

Через 3-4 минуты на поверхности смеси появляются чёрные шарики, а у основания горки- чёрная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая чёрная «гадюка».

Вариант 2. Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции (SO2, H2S, N2, пары воды), которые вспучивают массу и формируют пористую «змею». Опыт проводят под тягой! На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета, которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей»:

 

По своей структуре «змея» напоминает кукурузные палочки.

Если выделяющуюся «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр».

 

«Удивительный раствор»

Жидкость — ацетат натрия, уксуснокислый натрий, если по-простому. Получить в домашних условиях — раз плюнуть. Взять питьевую соду и уксус, а еще лучше — уксусную эссенцию, — меньше выпаривать придется. Соединить их постепенно до примерно нейтральной реакции, то есть, пока шипеть не перестанет. Тут особой точности и чистоты не нужно. Упарить, остудить, получится монолитный кусок. может сверху раствор еще останется, если недостаточно упарено было, его слить долой. То, что осталось — ацетат натрия, вернее, его кристаллогидрат. Дальше — просто. Ставите на огонь, ваш кусок плавится. Аккуратно сливаете прозрачный расплав в другую посуду, чтоб избавиться от осадка и мусора на дне. Чистый расплав горячим наливаете в прозрачный стакан, накрываете салфеточкой от пыли, чтоб случайно не застыло раньше времени, и остужаете до комнатной температуры. Жидкость — жидкая. Но стоит туда уронить крохотную крупинку того же уксуснокислого натрия (можно получить из того, что осталось после слива), как жидкость затвердеет на глазах! Состав можно использовать многократно!

 

«Умный пластилин»

Умный пластилин можно изготовить в домашних условиях. Для этого вам нужно будет взять клей ПВА, натрий тетраборат, пищевой краситель или гуашь, емкость, целлофановый пакет и деревянную палочку.
В емкость выдавите клей и добавьте к нему краситель. Все смешайте деревянной палочкой. Когда вы добьетесь однородного цвета, тогда в массу всыпьте чайную ложку натрия тетрабората, который можно приобрести в любой аптеке. Затем нужно смесь снова перемешать до тех пор, пока она не загустеет. Готовый пластилин положите в целлофановый пакет, и разомните его, чтобы он слал эластичным и мягким. Теперь у вас есть жвачка для рук.

 

«Горение эфира»

В фарфоровую тарелку налить немного этилового спирта, добавить к нему несколько кристалликов борной кислоты, перемешать. Полученную смесь поджечь.

Сначала смесь горит бесцветным пламенем, а затем пламя окрашивается в красивый зелёный цвет.

 

«Несгораемый платок»

Взять обычный носовой платок, обильно смочить его в воде, а затем в спирте или ацетоне. Закрепить платок в держателе и поджечь. После окончания горения платок останется целым.

 

«Силикатный сад»

Налить в химический стакан (можно взять стеклянную банку) силикатный клей и дистиллированную воду в соотношении 1:1. в стакан насыпать солей разных цветов. Можно взять соли кальция (глюконат кальция в аптечке), никеля, меди (медный купорос), железа (в аптеке препараты железа от анемии), кобальта, хрома, марганца.

Через 15-20 минут в стакане появятся «заросли», напоминающие деревья или водоросли.

 

Лакмусовые бумажки из сока краснокочанной капусты

Цель: создать и проверить лакмусовые бумажки из сока краснокочанной капусты.

Гипотеза: Лакмусовые бумажки легко сделать в домашних условиях, и они сработают.

Из сока краснокочанной капусты можно сделать лакмусовые бумажки. Для этого понадобится фильтровальная бумага. Ее надо пропитать капустным соком и дать ей высохнуть. После этого разрезать на тонкие полоски. Лакмусовые бумажки готовы!

 Примечание: не только краснокочанная капуста, но и многие другие растения содержат PH чувствительный растительный пигмент (антоцианин). Например, свёкла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград и др. Антоцианин придает растениям темно-синюю окраску. Продукты такого цвета считаются очень полезными для здоровья.

Сок краснокочанной капусты при смешивании с различными веществами изменяет свой цвет от красного (в сильной кислоте), к розовому, фиолетовому (это его естественный цвет в нейтральной среде), синему, и, наконец, зеленому (в сильной щелочи). На картинке, слева направо, результаты смешения сока краснокочанной капусты: 1. с лимонным соком (красная жидкость); 2. во второй пробирке чистый сок краснокочанной капусты, он имеет фиолетовый цвет; 3. в третьей пробирке сок капусты смешан с нашатырным спиртом - получилась жидкость синего цвета; 4. в четвертой пробирке результат смешения сока со стиральным порошком - жидкость зеленого цвета. (Приложение 6)

Вывод: Гипотеза подтвердилась, лакмусовые бумажки легко сделать, и они работают. Сок краснокочанной капусты при смешивании с     различными веществами изменяет свой цвет от красного (в сильной кислоте), к розовому, фиолетовому (это его естественный цвет в нейтральной среде), синему, и, наконец, зеленому (в сильной щелочи).

. Выделение кислорода

Цель: Проверить, правда ли, что при нагревании кристаллов марганцовки выделяется кислород.

Гипотеза: Если нагреть кристаллы марганцовки, то будет выделяться кислород.

кислород
оксид марганца  (IV)
манганат калия
перманганат калия
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

 

Возьмём небольшую стеклянную бутылку и стакан. В крышке проделаем отверстие, в которое помещается трубочка из-под коктейля. Насыплем в бутылку некоторое количество кристаллов марганцовки. Соединим трубочки так, что другой конец будет в стакане. Поставим бутылку над свечкой и нагреем кристаллы марганцовки. Кислород, выделяемый ими по трубочкам, попадёт в стакан. Проверить есть ли внутри стакана кислород очень просто. Надо зажечь лучинку, потушить её и поместить в стакан с кислородом. Она тут же вспыхнет. (Приложение 7)

Вывод: Гипотеза подтвердилась, при нагревании кристаллов марганцовки выделяется кислород. Наличие кислорода доказано качественной реакцией: кислород поддерживает горение.

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: