Артикуляционная гимнастика

При разучивании песни часто наблюдаю, что многие дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. С этими трудностями мне помогает справляться артикуляционная гимнастика, цель которой развитие певческих способностей, чувства ритма, совершенствование дикции, формирование артикуляции различных звуков. Провожу в игровой форме и эмоционально. Например, в артикуляционном комплексе «Кот Рыжик» предлагаю превратить язычки в котят, которые будут прыгать и играть в прятки. Или превратиться в лягушек, чтобы сделать упражнение «Жаба Квака» для мышц мягкого неба и глотки.

«Жаба Квака»

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко - сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (жевательные движения, глотание)

Да водички поглотала.

На кувшинку села, песенку запела:

«Ква - а - а - а! Квэ - э - э - э! ква - а - а - а !» (произносят звуки отрывисто и четко)

Жизнь у Кваки хороша!

«Котик рыжик зимой»

1,2,3,4,5, будем с Рыжиком гулять (широко открыть рот и подержать несколько секунд)

1,2,3,4, рот откроем мы пошире.

Пожевали (жевательные движения), постучали (постучать зубами)

И с котенком побежали (движение языком вперед-назад)

Кто снежинки ртом ловил, (ловим ртом снежинки)

Влево- вправо он ходил. (движение языком влево- вправо)

Скучно Рыжику, ребятки! Поиграем с ним мы в прятки.

(втягивать губы в рот, потом высовывать напряженный узкий язык вперед)

Рыжик прятаться устал, Рыжик, ух, сердитым стал.

(выгибание вверх, кончик языка прижимается к нижним зубам)

Мы погладим котика, все покажем ротиком. («расчесочка»)

Также использую пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках для дошколят». Составитель учитель- логопед нашего детского сада Караванова И.А.

Игра» Лягушонок- слоненок»

Растяну я губы к ушкам, улыбнусь я как лягушка

А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.

Под музыку на счет» раз» - губы в улыбке

«два» -вытянуть вперед губы, и сказать «у-у-у»

Игра «Неваляшка»

Динь- дон, дили - дон,

Что за странный перезвон (покачивания с одной ноги на другую)

Слышен он со всех сторон

Дили, дили, дили дон.

Под музыку на счет «раз» - губы в улыбке

На счет «два» - губы вытянуть вперед и спеть «дон»

Мелодизированные чистоговорки:

Перед пением использую артикуляционную гимнастику и мелодизированные чистоговорки, речевые игры, предложенные Т. В. Лобановой. Формирование артикуляционного уклада сонорных, свистящих, шипящих звуков стимулирует развитие экспрессивной речи, правильного звукопроизношения, артикуляционной моторики, укрепляет мышцы губ и языка, положительно влияет на формирование дыхания у детей, музыкальных и творческих способностей. Использую звучащие жесты: хлопки, шлепки по коленям, щелчки, притопы и элементарное музицирование.

Свистящие звуки «С», «З», «Ц».

«Цыплята»

Шли цыплята ца, ца, ца,

Поклевали у крыльца,

Ца, ца, ца, цы, цы, цы,

Все цыплята молодцы!

«Злая коза»

Идет коза

Коза дереза

За, за, за,

Злые глаза

У козы дерезы

Зы, зы, зы, зы, зы, зы,

«Гости»

За, за, за, за, за, за, ходит по двору коза

Зе, зе, зе, пришел в гости кот к козе

Зой, зой, зой, пили молоко с козой.

«Оса»

Язык книзу са, са, са

Укусила в нос оса

Язык книзу сы, сы, сы,

У осы усы, усы.

«Гусь»

Ся, ся, ся, ся, ся, ся,

Мы увидели гуся

Се, се, се, се, се,се

Он купается в росе.

«Колесо»

Со –со –со, едет колесо,

Сэс, сэс, сэс, приехали мы в лес.

Сонорные звуки «Л» и «Р»

«Кукла»

Ла, ла, ла, ла, ла, ла,

Лена куклу принесла

Лу, лу, лу, лу, лу, лу,

Пляшут куклы на полу

Ли, ли, ли, ли, ли, ли,

Поплясали и ушли.

«Утро»

Ра, ра, ра, ра, ра, ра

Светит солнышко с утра

Ру, ру, ру, ру, ру, ру,

Встанем рано поутру.

Ри, ри, ри, ри, ри, ри,

Сосчитаем: раз, два, три.

«Котик»

Ре, ре, ре, ре, ре, ре,

Ходит котик во дворе

Ри, ри, ри, ри, ри, ри,

От зари и до зари.

Ра, ра, ра, ра, ра, ра,

Во дворе идет игра.

Ры, ры, ры, ры, ры, ры,

Ждет мышонка для игры.

Шипящие звуки «Ж», «Ш», «Ч», «Щ»

«Калачи»

Чи, чи, чи, чи, чи, чи,

Испекли мы калачи,

Чу, чу, чу, чу, чу, чу.

Калача я хочу.

Ча, ча, ча, ча, ча, ча

Не получишь калача.

Чо, чо, чо, чо, чо, чо.

Потому что горячо.

 

Жа-жа-жа, бежали два ежа

Жи-жи-жи, у нас шубы хороши,

Жо, жо, жо, поем мы хорошо

Жу, жу, жу, я громко так жужжу.

 

Дети по лесу гуляли

В чаще леса заплутали

Ща, ща, ща, щи, щи, щи

Ты скорей их отыщи.

 

Ша, ша, ша, ша, ша, ша,

Наша шубка хороша

Ши, ши, ши, ши, ши, ши

Наши ушки хороши,

Ты на хвостик посмотри

Ша, ша, ша, ши, ши, ши

 

Речевая игра со звучащими жестами «Обезьянка»

Чи, чи, чи! Чи, чи, чи. (хлопки)

Обезьяна на печи (шлепки по коленям)

Чи, чи, чи! Чи, чи, чи. (хлопки)

Грызет с маком калачи (Щелчки пальцами хлопки).

Чу, чу, чу! Чу, чу, чу! (хлопки)

Поиграть я с ней хочу (притопы)

Чу, чу, чу! Чу, чу, чу! (хлопки)

Я смеюсь и хохочу! (дети весело смеются)

Обучение детей пению - очень важная и сложная задача. Для развития у детей музыкального слуха и вокально- хоровых навыков важно все: и используемые методы и приемы, и выразительность показа педагога, и то, как расположены дети во время пения. Я стараюсь расположить детей на занятии так, чтобы чисто интонирующие «хорошо» и «плохо» чередовались.

Вокально- певческая постановка корпуса.

Важно внимательно следить за осанкой детей вовремя пения. Рассказываю детям, что очень приятно смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой, что голос звучит легко и свободно, если ему ничто не мешает, что плечи должны быть опущены, спина прямая.

Песенка – игра «Посмотрите за собой»

Педагог поет:

Ручки как у нас лежат? Ножки как у нас стоят?

Ну, разок, ну другой, посмотрите за собой.

Дети отвечают:

Мы тихонько все сидим и нисколько не шалим

Мы разок, мы другой посмотрели за собой.

Песня «петь приятно и удобно». Слова В Степанова, музыка В. Кистеня

Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри сильней.

Раз! Вдох, и запел, птицей звук полетел

Руки, плечи, все свободно, петь приятно и удобно.

Если хочешь стоя петь, головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись!

Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел.

Руки, плечи, все свободно, петь приятно и удобно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: