Фонопедические упражнения

В детском саду мы учим детей петь не для утренников, концертов, главная цель – развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. И основные задачи дошкольных учреждений связаны в первую очередь со здоровьем воспитанников, поэтому важно грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье воспитанников. Для этого я использую здоровьесберегающие технологий, в частности игровые фонопедические упражнения, цель которых активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием. В том числе разработки

В. Емельнова, М. Картушиной.

«Лень»

На меня напала ле - ень

День и ночь, день и ночь, ле – е - ень

От жары укрыться в тень ле - е-е-ень

Даже пнуть ногою пень ле е е нь.

А-а-а ноги руки ватные

И-и-и голова квадратная (ленивые червячки)

Упражнение «Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки

Мы погреем их немножко.

(сначала дети дышат бесшумно, затем с голосом «а-а-а», далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот)

Упражнение» Посчитаем»

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.

Например,

1 – шепотом

2 – тихо

3- громче

4 – еще громче и т.д.

Упражнение «Капризка»

Я не буду убираться! Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети кричат «а-а-а!», воют «У-у-у!», визжат «И-и-и!»

Упражнение «Тигр вышел погулять»

1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р! Движение вверх, глиссандо

Запереть его забыли, 1, 2, 3, 4, 5, Р-р-р-р! Глиссандо вниз

Он по улице идет. Р! Р! Р! Произносить коротко, но активно верхнем регистре

Никому не пристает Р! Р! Р! Произносить коротко в низком регистре

Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А! А! звуки похожи на крики чаек.

Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! (рисуют голосом динозаврика)

Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! (глиссандо вверх, потом вниз)

Игра «Покачай ребенка» (на изменение силы голоса)

- волнообразное усиление и ослабление со звуком «а-а-а-а»

Игра «Эхо» («Музыкальный букварь Н. Ветлугиной»)

(на изменение силы голоса)

Эй, вы, дубы, ау, ау!

А где грибы, ау! ау! (дети поют громко, руки рупором)

А лес в ответ: ау! Ау! (дети поют тихо)

Грибов здесь нет, ау, ау!

«Езда на автомобиле»

Цель: развивать голос и его вибрацию

Ход игры: педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле: едем по ровной дороге, объезжаем лужу справа, слева, едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет, едем на большой машине, не маленьком автомобильчике.

Игра «От 1 до 10»

Цель: вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.

Ход игры: педагог предлагает спеть детям цифры как одно слово, начиная с шепота, постепенно усиливая звучание голоса.

«Море»

методика исполнения» дети голосом имитируют прилив и отлив волн. Положение губ соответствует артикуляционному укладу звуков а, о, у, мышцы губ напряжены, необходимо добиваться гибкой динамики голоса.

А-о-у-о-а, а-о-у-о-а-

Для распевания использую материалы Елены захаровой:

Да-дэ – ду, да-а, дэ--, ду., да-а-а-а, дэ-э-э-э, ду.

Игра «Качели» (на развитие правильного звукообразования)

Во время пения мы проговариваем куда пошел звук вверх или вниз, показываем, как двигаются качели – поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагаю произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Например, медленно произнести слово «вверх», начиная с низкого звука, а затем выше и выше. Слово «вниз» произнести с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.

Качели на веревочках

Понравились девчоночкам

И мальчики довольны:

Все покачались вволю.

«Ракета» (на развитие правильного звукообразования)

Запускаем двигатель на одном звуке: «У-у-у-у», затем используется прием

«глиссандо» вверх: ракета взлетела.

Распевки – календарики.

Распевки – календарики Е. Матвиенко развивают чувство темпа и ритма, учат сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание попевок сопровождаю звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками), звуками музыкальных инструментов. Создается эмоциональная, творческая атмосфера, в детском пении появляются естественность, певучесть, звонкость.

Снег засыпал все пути, (скользящие хлопки)

Ни проехать, ни пройти (шлепки по коленям)

Мы лопаточки возьмем, (хлопки)

И дорожки разгребем. («разгребают снег»)

1,2,3,4,5! (хлопки) Выходи скорей гулять (пальчики шагают по коленям)

Будем с горки ледяной (хлопки)

Мы кататься всей гурьбой. (пальчики шагают по коленям)

У-у-у-ух! (скользящее движение рукой сверху вниз)

 

За окном звенят капели (хлопки, звенят в колокольчик)

И цветочки расцвели (раскрывают перед собой ладони)

Поскорей бы прилетели (шлепки по коленям)

Утки, гуси, журавли. (ладошки «клювиком»)

Вот ромашка, василек (показывают воображаемые цветы левой, правой ладонью)

Ты сплети себе венок («моталочка»)

Будем вместе мы играть (хлопки )

И цветочки собирать. (шлепки по коленям)

По дорожкам листики весело летели (качают ладошками)

Только осенью бывают желтые метели. (шуршат ладошками)

Мелодизированные пальчиковые игры.

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Речевые области мозга детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Цель: развитие речи, двигательных качеств, соединение пальцевой пластики с выразительным мелодическим и речевым интонированием. Использую пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой, которые чаще всего проводятся под музыку (как попевки и песенки), сопровождаются показом ярких иллюстраций и игрушек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: