Дыхательная гимнастика

МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

Группа

Лекционное и практическое занятие № 98 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

Тема: «…И хорошее настроение не покинет нас!» «Весенние попевки».

«Игровые песенки-попевки в развитии вокальных данных детей 6-9 лет»

 

Одним из центральных и самых любимых разделов музыкального занятия является пение. Самое трудное в работе этого раздела – развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь, верно интонировать, а без этого песня невозможна, ведь без чисто спетой мелодии песня превращается в речёвку, скандирование слов под музыку. Научить детей петь красиво и точно выпевая мелодию можно только при условии системы занятий и использования продуктивных и эффективных методических приёмов обучения. Для чёткого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом, и существует раздел «РАСПЕВАНИЕ» Как правило, детям очень нравится петь. А распеваться? Ведя диалог с детьми, я выясняю: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт? сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?

Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное! Но надо всегда помнить, что, относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом. Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно – следственные связи. Всё дело в том, что раздел "распевание" — это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детей младшего возраста, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы выросли на "Музыкальном букваре" Н.А.Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения. Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д., их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало. Наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности. Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно.

Но как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если не будут этому обучаться? Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Может быть, задуматься о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. Так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным? Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат. Вот почему я использую «ИГРОВЫЕ ПОПЕВКИ».

Игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря использованию наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает использование мимики и жестов, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование.

Игровые распевки использую на музыкальном занятии в различных видах деятельности дошкольников: это и музыкальное приветствие валеологические попевки, и элементарное музицирование, а также дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевые игры в форме музыкальных чистоговорок, фонопедические упражнения, мелодизированные пальчиковые игры.

Музыкальные занятия начинаю с валеологических песенок распевок. Несложные, добрые тексты (из программы «Здравствуй» М. Лазарева, «Системы музыкально- оздоровительной работы в детском саду» О.Н. Арсеневской и др.) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

«Доброе утро!» (разработка О.Н. Арсеневской)

Доброе утро!Улыбнись скорее! (Поворачиваются друг к другу)

И сегодня весь день будет веселее. (поднимают руки вверх, выполняя фонарики)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (гладят)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Разотрем ладошки сильнее, сильнее (трут ладошки)

А теперь похлопаемсмелее, смелее! (Хлопают в ладоши)

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем. (трут ушки)

Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)

«Здравствуйте!»

Солнышко ясное, здравствуй! (правая рука вверх)

Небо прекрасное здравствуй! (левая рука вверх)

Все мои подружки, все мои друзья, (хлопают над головой)

Здравствуйте ребята! Как люблю вас я! разводят руки в стороны и соединяют на груди)

«Просыпайтесь!»

Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей! (хлопают)

Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей! (выставляют ножку на пяточеку)

Ушки мы разбудим, лобик разотрем, (трем ушки и лобик)

Носиком пошмыгаем и песенку споем:

«Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро всем, всем, всем!»

«Здравствуйте!» (разработка М. Картушиной)

«Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп, хлоп, (х лопают в ладоши)

Здравствуйте ножки, топ, топ, топ, (топают )

Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)

Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)

Здравствуйте губки, (3 раза «чмокают»)

Здравствуйте, зубки, (3 раза стучат зубками)

Здравствуй мой носик, бип, бип, бип,

(нажимают указательным пальцем на нос)

Здравствуй (собачка), привет! (посылают «привет»)

«Здравствуйте!» (музыка и слова С. Коротаевой)

Ручки, ручки, просыпайтесь, здравствуйте! (разводят руки в стороны)

Ласковые ручки наши, здравствуйте! (гладят ладошки)

Пальчики сердитые, здравствуйте! (растопыривают пальцы)

И ладошки наши крошки, здравствуйте! (хлопают)

Разбудите наши ножки, здравствуйте! (наклоняются и хлопают по коленям)

Топотушки, топотушки, здравствуйте! (топают)

И пружинки, и пружинки, здравствуйте (пружинка»)

И притопы, и притопы, здравствуйте! (выполняют притопы)

«Здравствуйте!» О.Н. Арсеневская (фонопедическое упражнение)

(предлагаю поздороваться с жителями зоопарка)

Здравствуйте, лошадки! И- го- го! (глиссандо с верхнего регистра вниз)

Здравствуйте, козлятки! Ме, ме, ме! (глиссандо с грудного регистра вверх)

Здравствуйте гусята! Га, га, га !» (голосовые точки в самом верхнем регистре)

Здравствуйте утята! Кря, кря, кря! (произносят с понижением регистра до штро- баса)

Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! (рисуют голосом динозаврика)

Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! (глиссандо вверх, потом вниз)

Дыхательная гимнастика.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие, поэтому перед пением провожу работу над дыханием. Для этого использую дыхательные упражнения К. Бутейко, А.Н. Стрельниковой на развитие диафрагмально- брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха: «Ладошки», «Кошка» (приседание с поворотом), «Большой маятник», «Игрушка- неваляшка», «Погончики», «Насос», «Накачиваем шины» и др., в основе которых лежит короткий вдох носом одновременно с движениями: хватаем- нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.

«Ладошки»

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к зрителю, на «раз» -хватательные движения ладошками, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого выдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно (4 раза)

Ладушки- ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

«Погончики»

Дети стоят, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки, которые прижаты к животу на уровне пояса. На «раз» толкаем кулаки вниз к полу, пальцы растопыриваются – вдох! Возвращаем руки в исходное положение – выдох. 4 раза.

Вот погоны на рубашке, темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик – летчик я военный!

«Ветерок» (на развитие длительного выдоха)

В центр зала ставится березка с листиками на ниточках, дети дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.

Носиком вдыхаем, на листочки выдыхаем.

«Погреемся»

Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос шумный выдох в ладошку.

Носик погреем, подышим скорее.

Ладошки погреем - дышим веселее! Выдох на ладошки, произнося «фа».

«Веселый паровозик»

Детям дается установка: «чей паровозик дальше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух- чух, чух, и так долго, пока хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватило дыхания.

«Воздушные шары»

детям предлагается «надуть волшебные шарики» (дыхание короткое через нос) сначала надуваем шар, затем со звуком тс-сс-с «сдуваем, делая полный выброс воздуха. Для контроля держим руку на животе.

«Сердитая муха»

Муха жужжит над ухом «Дз-з-«на одном дыхании при усилении и ослабление звука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: