МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж
СП Циолковского 121а
Группа
Лекционное и практическое занятие № 98 по вокалу.
Для учащихся 1 года обучения.
Педагог ДО
Ольховик Т.Н.
Тема: «…И хорошее настроение не покинет нас!» «Весенние попевки».
«Игровые песенки-попевки в развитии вокальных данных детей 6-9 лет»
Одним из центральных и самых любимых разделов музыкального занятия является пение. Самое трудное в работе этого раздела – развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь, верно интонировать, а без этого песня невозможна, ведь без чисто спетой мелодии песня превращается в речёвку, скандирование слов под музыку. Научить детей петь красиво и точно выпевая мелодию можно только при условии системы занятий и использования продуктивных и эффективных методических приёмов обучения. Для чёткого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом, и существует раздел «РАСПЕВАНИЕ» Как правило, детям очень нравится петь. А распеваться? Ведя диалог с детьми, я выясняю: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт? сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?
|
|
Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное! Но надо всегда помнить, что, относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом. Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно – следственные связи. Всё дело в том, что раздел "распевание" — это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детей младшего возраста, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы выросли на "Музыкальном букваре" Н.А.Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения. Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д., их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало. Наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности. Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно.
|
|
Но как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если не будут этому обучаться? Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Может быть, задуматься о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. Так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным? Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат. Вот почему я использую «ИГРОВЫЕ ПОПЕВКИ».
Игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря использованию наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает использование мимики и жестов, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование.
Игровые распевки использую на музыкальном занятии в различных видах деятельности дошкольников: это и музыкальное приветствие валеологические попевки, и элементарное музицирование, а также дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевые игры в форме музыкальных чистоговорок, фонопедические упражнения, мелодизированные пальчиковые игры.
Музыкальные занятия начинаю с валеологических песенок распевок. Несложные, добрые тексты (из программы «Здравствуй» М. Лазарева, «Системы музыкально- оздоровительной работы в детском саду» О.Н. Арсеневской и др.) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
«Доброе утро!» (разработка О.Н. Арсеневской)
Доброе утро!Улыбнись скорее! (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня весь день будет веселее. (поднимают руки вверх, выполняя фонарики)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (гладят)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее (трут ладошки)
А теперь похлопаемсмелее, смелее! (Хлопают в ладоши)
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем. (трут ушки)
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)
«Здравствуйте!»
Солнышко ясное, здравствуй! (правая рука вверх)
Небо прекрасное здравствуй! (левая рука вверх)
Все мои подружки, все мои друзья, (хлопают над головой)
Здравствуйте ребята! Как люблю вас я! разводят руки в стороны и соединяют на груди)
«Просыпайтесь!»
Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей! (хлопают)
Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей! (выставляют ножку на пяточеку)
Ушки мы разбудим, лобик разотрем, (трем ушки и лобик)
Носиком пошмыгаем и песенку споем:
«Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро всем, всем, всем!»
«Здравствуйте!» (разработка М. Картушиной)
«Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп, хлоп, (х лопают в ладоши)
Здравствуйте ножки, топ, топ, топ, (топают )
Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)
Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)
Здравствуйте губки, (3 раза «чмокают»)
Здравствуйте, зубки, (3 раза стучат зубками)
|
|
Здравствуй мой носик, бип, бип, бип,
(нажимают указательным пальцем на нос)
Здравствуй (собачка), привет! (посылают «привет»)
«Здравствуйте!» (музыка и слова С. Коротаевой)
Ручки, ручки, просыпайтесь, здравствуйте! (разводят руки в стороны)
Ласковые ручки наши, здравствуйте! (гладят ладошки)
Пальчики сердитые, здравствуйте! (растопыривают пальцы)
И ладошки наши крошки, здравствуйте! (хлопают)
Разбудите наши ножки, здравствуйте! (наклоняются и хлопают по коленям)
Топотушки, топотушки, здравствуйте! (топают)
И пружинки, и пружинки, здравствуйте (пружинка»)
И притопы, и притопы, здравствуйте! (выполняют притопы)
«Здравствуйте!» О.Н. Арсеневская (фонопедическое упражнение)
(предлагаю поздороваться с жителями зоопарка)
Здравствуйте, лошадки! И- го- го! (глиссандо с верхнего регистра вниз)
Здравствуйте, козлятки! Ме, ме, ме! (глиссандо с грудного регистра вверх)
Здравствуйте гусята! Га, га, га !» (голосовые точки в самом верхнем регистре)
Здравствуйте утята! Кря, кря, кря! (произносят с понижением регистра до штро- баса)
Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! (рисуют голосом динозаврика)
Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! (глиссандо вверх, потом вниз)
Дыхательная гимнастика.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие, поэтому перед пением провожу работу над дыханием. Для этого использую дыхательные упражнения К. Бутейко, А.Н. Стрельниковой на развитие диафрагмально- брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха: «Ладошки», «Кошка» (приседание с поворотом), «Большой маятник», «Игрушка- неваляшка», «Погончики», «Насос», «Накачиваем шины» и др., в основе которых лежит короткий вдох носом одновременно с движениями: хватаем- нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.
«Ладошки»
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к зрителю, на «раз» -хватательные движения ладошками, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого выдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно (4 раза)
|
|
Ладушки- ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.
«Погончики»
Дети стоят, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки, которые прижаты к животу на уровне пояса. На «раз» толкаем кулаки вниз к полу, пальцы растопыриваются – вдох! Возвращаем руки в исходное положение – выдох. 4 раза.
Вот погоны на рубашке, темный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик – летчик я военный!
«Ветерок» (на развитие длительного выдоха)
В центр зала ставится березка с листиками на ниточках, дети дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.
Носиком вдыхаем, на листочки выдыхаем.
«Погреемся»
Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос шумный выдох в ладошку.
Носик погреем, подышим скорее.
Ладошки погреем - дышим веселее! Выдох на ладошки, произнося «фа».
«Веселый паровозик»
Детям дается установка: «чей паровозик дальше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух- чух, чух, и так долго, пока хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватило дыхания.
«Воздушные шары»
детям предлагается «надуть волшебные шарики» (дыхание короткое через нос) сначала надуваем шар, затем со звуком тс-сс-с «сдуваем, делая полный выброс воздуха. Для контроля держим руку на животе.
«Сердитая муха»
Муха жужжит над ухом «Дз-з-«на одном дыхании при усилении и ослабление звука.