Общие положения нашей программы (из политического отчета ЦК КПК VII съезду Коммунистической партии Китая) 24 апреля 1945 года

Чтобы мобилизовать и объединить все силы китайского народа, ведущие борьбу против японских захватчиков, полностью уничтожить японских агрессоров и построить независимый, свободный, демократический, единый, богатый и могучий новый Китай - китайскому народу, Коммунистической партии Китая, а равно и всем антияпонским демократическим партиям, крайне необходима согласованная общая программа.

Эту программу можно разделить на две части - общие положения и конкретные требования. Сначала я остановлюсь на общих положениях программы, а затем перейду к конкретным требованиям.

Исходя из основного требования - требования полного разгрома японских захватчиков и построения нового Китая, мы, коммунисты, на нынешнем этапе исторического развития Китая сходимся во мнениях с подавляющим большинством населения страны относительно следующих положений: во-первых, государственный строй Китая не должен быть строем феодальным, фашистским, антинародным, строем диктатуры крупных помещиков и крупной буржуазии, так как за восемнадцать лет владычества основной господствующей клики гоминдана этот антинародный государственный строй доказал свою полную несостоятельность. Во-вторых, в Китае невозможно построить, а значит, и не следует пытаться строить государство демократической диктатуры: старого типа, осуществляемой одной только национальной буржуазией, так как, с одной стороны, национальная буржуазия в Китае экономически и политически крайне слаба, с другой же стороны, в Китае давно уже появился такой новый фактор, как сознательный, показавший свою мощь на политической арене китайский пролетариат, ведущий за собой широкие массы крестьянства, городской мелкой буржуазии, интеллигенции и других демократических элементов, и его вождь - Коммунистическая партия Китая. В-третьих, на нынешнем этапе, до тех пор пока задачей китайского народа продолжает оставаться борьба с национальным и феодальным гнетом и пока отсутствуют необходимые общественно-экономические условия, китайский народ не может вводить у себя социалистический государственный строй.

В таком случае чего же мы требуем? Мы считаем, что после полного разгрома японских захватчиков необходимо создать в Китае государственный строй, основанный на демократическом союзе участников единого фронта, опирающемся на подавляющее большинство населения всей страны и находящемся под руководством рабочего класса. Такой государственный строй мы называем новодемократическим.

Этот государственный строй действительно отвечает требованиям подавляющего большинства населения страны потому что, во-первых, он получил или может получить одобрение миллионов промышленных рабочих и десятков миллионов ремесленных рабочих и батраков; во-вторых, он получил или может получить одобрение крестьянства, составляющего 360 из 450 миллионов населения Китая, то есть 80%, и, в-третьих, он получил или может получить одобрение широких слоев городской мелкой буржуазии, национальной буржуазии, передовых шэньши и других патриотов.

Само собой разумеется, между этими классами по-прежнему будут существовать противоречия, наиболее ярко выраженным из которых будет противоречие между трудом и капиталом. Поэтому каждый из этих классов будет иметь и свои особые требования. Замазывать эти противоречия, замазывать эти особые требования было бы лицемерием, было бы ошибкой. Но эти противоречия, эти особые требования в течение всего этапа новой демократии не будут выходить за рамки общих требований, да и нельзя допускать, чтобы они выходили за эти рамки. Эти противоречия и особые требования можно регулировать; при таком регулировании указанные классы могут сообща успешно осуществлять все мероприятия по политическому, экономическому и культурному строительству государства новой демократии.

Новодемократический политический строй, установления которого мы добиваемся, предполагает свержение чужеземного национального гнета, ликвидацию феодально-фашистского гнета внутри страны и создание вслед за этим не политического строя демократии старого типа, а политического строя, основанного на едином фронте, объединяющем все демократические классы. Эти наши требования полностью совладают с революционными требованиями Сунь Ят-сена. Сунь Ят-сен писал в Манифесте 1-го Всекитайского съезда гоминдана: "В наше время так называемое "народовластие" в различных странах зачастую монополизируется буржуазией и обращается в орудие угнетения простого народа. Гоминдановский же принцип народовластия означает, что власть должна быть общим достоянием всего простого народа, а не присваиваться кучкой людей". Таков великий политический завет Сунь Ят-сена. Китайский народ, Коммунистическая партия Китая и все другие демократические элементы должны свято блюсти этот завет и решительно претворять его в жизнь; они должны решительно бороться против всех лиц и групп, нарушающих этот завет и выступающих против него, и таким образом отстаивать и развивать этот совершенно правильный политический принцип новой демократии.

Новодемократическая власть должна строиться на принципе демократического централизма; при этом общий политический курс определяется съездами народных депутатов различных ступеней, которые и избирают органы этой власти. Такая власть будет и демократической и централизованной, иначе говоря, она соединит в себе централизацию на основе демократии и демократию при централизованном руководстве. Только такой строй позволяет, с одной стороны, осуществить широкую демократию и дать съездам народных депутатов всех ступеней всю полноту власти, а с другой стороны, решать государственные дела в централизованном порядке; только он обеспечивает органам власти всех ступеней возможность в централизованном порядке решать те дела, которые им поручаются соответствующими съездами народных депутатов, и вместе с тем гарантирует народу полную свободу демократической деятельности.

Армия и другие вооруженные силы - важная составная часть аппарата государственной власти новой демократии. Без них нельзя обеспечить оборону государства. Все вооруженные силы новодемократического государства, как и все органы власти, будут принадлежать народу и защищать народ. Они будут коренным образом отличаться от старой армии, старой полиции и т. п., которые принадлежат кучке людей и угнетают народ.

Экономический строй новой демократии, которого мы добиваемся, также соответствует принципам Сунь Ят-сена. В аграрном вопросе Сунь Ят-сен выдвигал требование: "каждому пахарю - свое поле". По вопросу о промышленности и торговле Сунь Ят-сен писал в Манифесте 1-го съезда гоминдана: "Все принадлежащие китайцам и иностранцам предприятия, которые либо носят монополистический характер, либо очень велики по своим масштабам и не могут управляться частными лицами, как, например, банки, железные дороги, воздушные сообщения и т. п., эксплуатируются и управляются государством, дабы частный капитал не мог держать в своих руках жизнь народа. Вот в чем основной смысл ограничения капитала". На данном этапе мы в области экономики вполне согласны с этими требованиями Сунь Ят-сена.

Некоторые думают, что китайские коммунисты против развития личной инициативы, против развития частного капитала, против охраны частной собственности. В действительности это не так. Чужеземный национальный гнет и феодальный гнет внутри страны жестоко сковывают развитие личной инициативы китайцев, сковывают развитие частного капитала и разрушают достояние широких слоев населения. Задача же новодемократического строя, установления которого мы добиваемся, именно в том и состоит, чтобы устранить эти оковы, положить конец этим разрушениям и обеспечить широким кругам китайцев возможность свободно развивать личную инициативу в обществе, свободно развивать частнокапиталистическое хозяйство, которое, однако, не должно "держать в своих руках жизнь народа", а должно приносить ему пользу, а также в том, чтобы обеспечить охрану всей частной собственности, приобретенной законным трудом.

В соответствии с принципами Сунь Ят-сена и опытом китайской революции народное хозяйство Китая на современном этапе должно состоять из государственного, частного и кооперативного секторов. Государство, которое мы имеем в виду, говоря о государственном секторе, ни в коем случае не должно быть государством, где власть "присваивалась бы кучкой людей", а непременно должно быть новодемократическим государством, руководимым пролетариатом, государством, где власть является "общим достоянием всего простого народа".

Культура новой демократии также должна быть "общим достоянием всего простого народа", то есть она должна быть национальной, научной и массовой культурой и отнюдь не должна "присваиваться кучкой людей".

Все изложенное выше составляет общие или основные положения программы китайских коммунистов на данном этапе, то есть на протяжении всего этапа буржуазно-демократической революции. По отношению к программе нашей дальнейшей борьбы за социалистическое и коммунистическое общество, программе-максимум, эта программа является программой-минимум. Выполнение этой программы позволит Китаю сделать шаг вперед и подняться от нынешнего состояния государства и общества, то есть от колониального, полуколониального и полуфеодального государства и общества, к новодемократическому государству и обществу.

Мао Цзэ-дун, Избранные произведения, т. 4, М., 1953, стр. 501 - 507.

СЛАВНЫЕ ЖЕРТВЫ И ВЕЛИКИЕ УСПЕХИ (Из доклада Чжу Дэ "О фронте освобожденных районов" на VII съезде Коммунистической партии Китая) 25 апреля 1945 года

Чжу Дэ в своем докладе подвел итоги боевой деятельности руководимых компартией вооруженных сил за семь с половиной лет войны против японских захватчиков.

Товарищи! Выше я уже останавливался на создании фронта освобожденных районов и на этапах войны на этом фронте. Необходимо иметь в виду, что невозможно ни рассказать, ни описать те неисчислимые лишения и жертвы, которые понесли 8-я армия, Новая 4-я армия и Антияпонская колонна Южного Китая в ходе этой длительной войны. Я не намерен здесь подробно рассказывать об этом, однако я должен доложить вам обобщенные данные, чтобы показать, чего добился китайский народ ценой этой жестокой борьбы и тяжелых жертв.

8-й армией, Новой 4-й армией и Антияпонской колонной Южного Китая за семь с половиной лет с сентября 1937 и по март 1946 года (данные, относящиеся к Антияпонской колонне Южного Китая, до 1943 года отсутствуют) проведено свыше 115 тыс. крупных и мелких боев с противником, убито и ранено свыше 960 тыс. солдат и офицеров японских и марионеточных войск, взято в плен свыше 280 тыс. солдат и офицеров японских и марионеточных войск; добровольно сдалось в плен и перешло на нашу сторону 100 тыс. солдат и офицеров японских и марионеточный войск; общие потери японских и марионеточных войск составили свыше 1360 тыс. человек.

Нашей армией захвачены следующие трофеи: 1028 орудий, более 7700 пулеметов, более 430 тыс. винтовок и карабинов; уничтожено 34 тыс. блокгаузов и свыше 11 тыс. опорных пунктов.

В 1944 году до сражения на Центральной равнине (как я уже говорил об этом в первом разделе доклада) 8-я армия, Новая 4-я армия и Антияпонская колонна Южного Китая отражали натиск 64% всех японских войск, вторгшихся в Китай, и 95% всех марионеточных войск. Даже на сегодняшний день из 40 японских дивизий, вторгшихся в Китай и насчитывающих 580 тыс. человек (не считая японских войск в Маньчжурии), 8-я армия, Новая 4-я армия и Антияпонская, колонна Южного Китая по-прежнему отражают натиск 22,5 дивизий общей численностью в 320 тыс. человек, т. е. 56% всех войск противника; что же касается отражаемых нами марионеточных войск, то положение совершенно не изменилось. То обстоятельство, что японские бандиты сконцентрировали в Северном и Центральном Китае крупные воинские силы, объясняет и все более увеличивает крайне тяжелую ответственность, которую взяли на себя 8-я армия, Новая 4-я армия и Антияпонская колонна Южного Китая в войне против японских захватчиков.

Об этих исключительных успехах в народной войне против японских захватчиков можно судить даже по реакции на них самих японских захватчиков. Например, в июне 1943 года Главный штаб японских экспедиционных войск в Китае опубликовал коммюнике, в котором говорилось, что "с января по май текущего года проведено более 5524 боя с коммунистическими войсками, численность которых составляла 567424 человека". Или, например, в 1945 году штаб японских, экспедиционных войск в Северном Китае, подводя итоги военных действий, докладывал: "Большую часть войск противника составляют коммунистические войска, а не войска Чан Кай-ши; из 15 тыс. боев, проведенных в текущем году, 75% боев проведено с коммунистическими войсками. Из участвовавшей в боях двухмиллионной армии противника большую часть так же составляли коммунистические войска. Из 199 тыс. убитых, оставленных противником на поле боя, на коммунистические войска также приходится половина. Однако из 74 тыс. захваченных нами пленных на коммунистические войска приходится лишь 15%. Это обстоятельство с очевидностью обнаруживает слабость чунцинских войск и одновременно свидетельствует о высоком боевом духе коммунистических войск... Поэтому впредь перед императорской армией в Северном Китае стоят еще более ответственные задачи. Только при ведении против коммунистических войск - нашего смертельного врага в Северном Китае - войны на уничтожение императорская армия в Северном Китае выполнит свою важную задачу".

Разве не ясно, что боевые успехи на фронте освобожденных районов являются успехами всеобщей народной войны?

Разве не ясно, что 8-я армия. Новая 4-я армия и Антияпонская колонна Южного Китая своим беспримерным героизмом, проявленным при оказании отпора японским захватчикам, своей исключительной стойкостью перед лицом тяжких испытаний, понесенными ими тягчайшими жертвами проявили величайшую доблесть китайской нации и вписали самые героические и немеркнущие страницы в историю борьбы китайского народа против японских захватчиков.

Китайский народ ценой величайших жертв добился нижеследующего, а именно: он создал освобожденные районы, простирающиеся на территорию 19 провинций Северного, Центрального и Южного Китая и насчитывающие 95 500 тыс. человек населения.

Общая численность регулярных частей нашей 8-й армии, Новой 4-й армии и Антияпонской колонны Южного Китая составляет 910 тыс. человек, численность народного ополчения - свыше 2200 млн. человек.

Эти цифры ярко свидетельствуют о величайшем развитии народной войны на фронте освобожденных районов, что являет собой резкий контраст обстановке развала и поражений, царящих на гоминдановском фронте.

Эта мощь освобожденных районов неотделима от мощи всего китайского народа; и как раз обладание такой мощью открыло перед китайским народом блестящие перспективы достижения победы, демократии и светлого будущего.

Чжу Дэ, О фронте освобожденных районов. Издательство "Жэньминь", Пекин, 1953, стр. 17 - 19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: