V. Изучение нового материала

Тема: Правонарушения и юридическая ответственность. Презумпция невиновности.

Цель: формирование понятия правонарушение и его признаков, презумпция невиновности, представления об основных видах правонарушений, понятия юридической ответственности, о видах юридической ответственности; развитие умения работать с текстом документов и с интернет-ресурсами; научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике; развивать познавательную и творческую активность; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к закону, к правам других людей, к сотрудникам правоохранительных органов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Конституция Донецкой Народной Республики, компьютер, Уголовный кодекс ДНР, интернет-ресурсы.

Ход урока

I.  Организация класса.

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, содержание и порядок работы на уроке, проверяет готовность класса к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы рассматривали ситуации со сказочными героями, а именно какие прав были нарушены. На этом уроке мы рассмотрим те же ситуации, но с другой стороны.

В шутку о серьёзном.

Задание: определить, какие правонарушения были совершены сказочными героями в отношении других героев и закончить фразу.

 

 

1.Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)

2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)

3.Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)

4.Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)

5.Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)

6. В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)

III.  Мотивация учебной деятельности.

– Давайте рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус.

Десятиклассник Петров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла. Ситуация неприятная.

Вопрос: -Какое поведение, с точки зрения права, совершил Петров?(противоправное)

-Как по-другому можно назвать неправомерное поведение?

(правонарушение)

-Что грозит Петрову за несоблюдение норм права? (ответственность)

Ознакомившись с ситуацией, скажите о чем будет разговор на сегодняшнем уроке?

IV. Оглашение темы и целей урока.

Тема урока «Правонарушения и юридическая ответственность».

- Как вы думаете, является ли тема сегодняшнего урока актуальной? Аргументируйте свой ответ.

Тема урока, очень актуальна. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. Как вы это понимаете?

V. Изучение нового материала.

-Внимательно вслушавшись в звучание слова «правонарушение», можно легко понять его значение: правонарушение – это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений. Выражаясь языком юристов, правонарушение – это противоправное поведение (деяние) гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью, служебным положением.

-Ребята, запишите определение правонарушения в тетрадь.

-Противоправность –это один из основных признаков правонарушения.

-Юристы, когда характеризуют поведение человека или организации, употребляют слово «деяние». Оно имеет двойной смысл: это есть действие, т.е. активное поведение, или бездействие – пассивное поведение, когда обязан был сделать, но не сделал.

-Правонарушение непременно связано с антиобщественным поведением, причиняет людям вред. Оскорбить, оклеветать кого-нибудь, угрожать кому-либо – это значит совершить правонарушение, нанести моральный вред. Ударить, избить кого-то – правонарушение, наносящее физический вред. Т.о. причинение вреда есть признак правонарушения.

-Еще одним обязательным признаком правонарушения считают наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям. Имеются ввиду те цели, замыслы, которыми руководствовался человек, совершивший правонарушение.

-Чтобы установить вину (виновность), необходимо ответить на вопросы: как лицо, совершившее деяние, относится к своему деянию? Каковы были его цели, замыслы, побуждения? Ответив на эти вопросы, можно установить форму вины, что очень важно, ибо от этого зависит наказание.

-Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.

-Итак, правонарушение можно охарактеризовать следующим образом: это виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние. Оно имеет ряд обязательных признаков – мы их назвали выше. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения.

Согласно статье 14, главы 3 Уголовного кодекса ДНР

1. Преступлением признается виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

-запишите в тетради определение преступления.

-Как видите, государство признает преступление опасным видом правонарушения и запрещает под угрозой наиболее сурового уголовного наказания (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и т.д.)

Преступниками могут быть граждане, достигшие 16 лет, а по ряду преступлений до 16 лет. За такие преступления, как убийство, похищение человека, грабеж, кража, изнасилование, терроризм и т.д. уголовная ответственность в соответствии со статьей 89 УК ДНР наступает.

Свобода, как вы уже знаете, неотделима от ответственности. Понятие «юридическая ответственность» употребляется в двух смыслах.

-Во-первых, это замечательное, ценнейшее нравственное качество гражданина, черта его правовой культуры, особенно когда ответственность становится нормой поведения, руководством к действию. Она проявляется в глубоком уважении к праву, добровольном соблюдении всех требований закона. Юридически ответственный человек способен предвидеть все неприятные, а порой и тяжелые последствия правонарушения.

-Во-вторых, понятие юридическая ответственность имеет строго юридический смысл- это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

-Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, перед судом. И выражается она в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения, государство его наказывает: штрафует, обязывает возместить причиненный ущерб, лишает свободы и т.д. Впрочем, человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Но ему же и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.

-Несколько загадочное слово «презумпция» в переводе с латыни означает «предположение». В нашей стране она действует в соответствии с Конституцией. В юридическом смысле презумпция невиновности – это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается (предполагается) невиновным, пока его вина не будет доказана судом.

-Ребята, запомните  определение презумпции невиновности.

-Выделяют уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную и материальную ответственность.

-Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная ответственность. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др. Как наиболее суровый вид ответственности, она осуществляется только в судебном порядке, по приговору суда. Уголовная ответственность регламентируется специальным законом – УК Донецкой Народной Республики.

- Административная ответственность определяется Кодексом ДНР об административных правонарушениях. За такие правонарушения предусмотрены различные виды наказаний: предупреждения, штрафы, конфискация, лишение специальных прав и др.

-Следующие два вида ответственности, дисциплинарная и материальная, регулируются Трудовым кодексом ДНР. Дисциплинарные проступки наказываются не только замечаниями и выговорами. Может последовать и увольнение с работы, и исключение учащегося из учебного заведения. Материальная ответственность обязывает работника возместить нанесенный им ущерб.

-Гражданская ответственность наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским процессуальным кодексом ДНР. Этот вид ответственности имеет в основном так называемый компенсационный характер – предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: