Сознание и бессознательные процессы

Срок выполнения до 25.05.

Прошу сопровождать присланные материалы сопроводительным письмом по форме:

ФИО

Курс

Название дисциплины (психология лекция/лабораторные занятия)

Тема присланного материала.

При отсутствии сопроводительного письма материалы рассматриваться не будут.

Адрес: e.chukanov@donnu.ru

Семинарские занятия

Вам необходимо раскрыть темы. На каждый вопрос до 0,5 стр.

1. Понятие личность в трудах отечественных и зарубежных психологов

2. Основные направления исследования человека (биогенетический, социогенетичекий, персоногенетический)

3. Психологическая структура личности О.Ф.Лазурский, К.К.Платонов

4. Структура личности З.Фрейд

5. Стуктура личноти К.Юнг

6. Деятельностная теория личности

7. Гуманистическая теория личности

8. Проблема развития личности

 

Лабораторные занятия

 

Лабораторная работа 1

Психика как предмет психологии

 

Упражнение 1

Цель: закрепить знания о структуре психики

Ход работы: составить и проанализировать опорную схему (таблицу) на тему: «Структура психики»

 

Упражнение 2

Цель: закрепить знания об эволюции психики

Ход работы: составить и проанализировать опорную схему на тему: «Психика е ее развитие»

 

Упражнение 3

Цель: закрепить знания о формах поведения животных

Ход работы: к какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Расположите эти примеры в порядке ступеней экологического развития.

А. В заповеднике Аскания-Нова были проведены наблюдения над птенцами страуса. Один пробил отверстие в скорлупке и выглядывал из яйца, другой только что освободился от скорлупы и поднялся на ножки. Как только вблизи раздавался шум, первый страусёнок замирал в своей скорлупке, а второй - припадал к земле и переставал шевелиться. («Практикум по психологии».)

Б. В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают обезьян к "работе" ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов, которыми пользуются люди, отдавая распоряжения четвероногим помощникам, прыгающим на ветвях на высоте пятиэтажного дома. Обезьяны обламывают и приносят людям отдельные листья и цветы, которые достать другим способом бывает невозможно. Таких обезьян учёные используют при сборе гербариев в тропиках. («Практикум по психологии».)

В. Дождевых червей тренировали передвигаться по одной из аллей Т-образного лабиринта, ведущей в тёмную влажную камеру, и избегать другой аллеи с подключенным электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для выработки таких движений потребовалось около 200 подкреплений. Черви были способны сохранять выработанную реакцию после удаления первых пяти сегментов тела с мозговым ганглием. («Практикум по психологии».)

Г. Дельфины чрезвычайно быстро обучаются. Чтобы дельфины усвоили новый сигнал, им достаточно лишь два-три раза показать требуемое действие. Так, дельфины обучались ловить пищу на лету, аккуратно брать её с тарелочки, хватать корм из рук и даже изо рта дрессировщика, находившегося на высоте почти 5 метров от поверхности воды. Дельфины позволяли запрягать себя в упряжку, чтобы возить плотик с человеком. Они охотно играли в баскетбол и с большой точностью с шестиметрового расстояния забрасывали мяч в корзину, поднятую над водой почти в человеческий рост. Дельфины ухитрялись звонить в колокольчик, дёргая за шнурок во время изящного прыжка, и даже вытаскивали платки из карманов зрителей. («Практикум по психологии».)

Д. Над широкой площадкой вольеры на высоте 4 м от земли висит, покачиваясь от ветра, гроздь винограда. Рафаэль (обезьяна) видит её через окно лаборатории, но входная дверь заперта. Обезьяна бежит в одну из комнат, находит подходящий ключ и открывает дверь, ведущую в помещение, непосредственно примыкающее к летней вольере. Здесь Рафаэль наталкивается ещё на одно препятствие - ящик с огнём, преграждающий ему путь. Повернув кран бака, помещённого над ящиком, обезьяна заливает огонь и выходит в вольеру, в разных местах которой разбросаны ящики. Единственный способ достать виноград - соорудить вышку из ящиков. Последовательно, в порядке убывающей величины, обезьяна ставит ящик на ящик и овладевает приманкой. («Практикум по психологии».)

Е. У молодых овец при первом отгоне на выпас совершенно отсутствовали многие реакции, присущие взрослым животным: натуральные слюнные условные рефлексы надвижение по направлению к выпасу, на вид и запах зелёного корма, на вид пасущихся других овец, звук проходящего на выпас стада и т д. Эти реакции начинают проявляться у животных только через две - четыре недели. (По А. Д. Слониму.)

Ж. По наблюдениям французского учёного Фабра, роющие осы-сфексы, протыкая жалом три ганглия у сверчков, парализуют их, а затем помещают в норку. Личинка секса питается таким парализованным, но ещё живым сверчком, сохраняющим необходимые для развития личинки питательные качества. Фабр с удивлением описывает точность, с которой сфекс находит ганглии у сверчков, как будто он знакомс анатомией насекомых. Вместе с тем характерно, что сфекс втаскивает сверчка в вырытую норку только за усики. Если обрезать парализованному сверчку усики, то сфекс оказывается совершенно беспомощным и не делает никаких попыток втащить сверчка в норку. (По К. Лоренцу.)

З. У гусей обнаруживается реакция на предмет, который вырисовывается на фоне небане производит крыльями хлопающих движений, движется медленно. Поэтому гуси обычно пугаются самолётов, пока не привыкнут к ним. Известный биолог Лоренц описывает гусыню Мартини, которая вывелась в инкубаторе и совершенно не реагировала на самолёты до определённого момента. Затем она сразу стала ужасно пугаться самолётов. Через некоторое время Мартини вновь успокоилась, привыкнув к виду самолётов. (По К. Лоренцу.)

И. Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли у них перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотины, но и реки. (По Г. З. Рогинскому.)

 

Упражнение 4

Цель: закрепить знания о формах поведения животных

Ход работы: к какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Чем навыки животных отличаются от навыков человека?

1.Дождевой червь уползает с освещённого места.

2.Марк Твен писал: «Кошка, один раз сев на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту…и на холодную тоже». 

3.В газетах описывали случай как дикий дельфин спас тонущего человека.

4.Курица, высидев утят, бросается за ними в воду, пытаясь их спасти, а утята, как ни в чём не бывало, после купания следуют за курицей. 

 

Лабораторная работа 2

Сознание и бессознательные процессы

Упражнение 1

Цель: закрепить знания о структуре сознания

Ход работы: составить и проанализировать опорную схему (таблицу) на тему: «Структура сознания»

 

Упражнение 2

Цель: закрепить знания о формах общественного сознания

Ход работы: составить и проанализировать опорную схему (таблицу) на тему: «Формы общественного сознания»

 

Упражнение 3

Цель: закрепить знания о бессознательных психических процессах

Ход работы: составить и проанализировать опорную схему (таблицу) на тему: «Бессознательные психические процессы»

 

Лабораторная работа 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: