Шульженко Клавдия Ивановна

Исполнил песню Ансамбль Александрова.

Большие потери понёс коллектив 25 декабря 2016 года, когда во время катастрофы самолёта Ту-154 погибло 64 артиста ансамбля (около половины творческого состава.

Ансамбль песни и пляски имени Александрова

Леонид Утесов

    Во время Великой Отечественной войны большой популярностью пользовался у воинов Леонид Утесов.

 Вот, что рассказывает Н. Лященко, генерал армии, Герой Советского Союза об этой песне.

«Вспоминаю такой эпизод в начале войны. Полк находился в тяжелом окружении северо-западнее Днепропетровска. Мы жадно ловили по радио информацию, поймали какую - то немецкую станцию. Фашисты на русском языке трубили, что находятся уже под самой Москвой, видят ее в бинокли, готовят тяжелые пушки, чтобы вести обстрел столицы, а потом начнут генеральную атаку. Люди, услышав это как - то приуныли. Но потом мы поймали передачу из Москвы. Сообщали о том, что идут тяжелые бои, что город отражает атаки врага. Затем услышали песню Леонида Утесова «Два друга» из какого - то концертного зала. Это сразу оживило людей, все заулыбались. Раз поет Утесов, говорили мы, значит столица стоит, будем скорее отбиваться из окружения к своим. И так решительно действовали мои боевые друзья, что мы вырвались из кольца окружения».

Вот так песня «Два друга» в исполнении Леонида Утесова помогла полку выбраться из окружения.

Объявление о начале войны застало Утесова во время репетиции новой программы "Напевая, шутя и играя" в московском "Эрмитаже". Желая поддержать солдат, его оркестр в короткий срок создал первую военную программу "Бей врага!", в которой наряду с известными песнями прозвучали новые произведения "И не раз и не два мы врага учили", "Партизан Морозко" и "Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: "Жди меня", "В землянке", "Темная ночь", "Одессит Мишка", сатирические антифашистские частушки "Гадам нет пощады!".

Шульженко Клавдия Ивановна

Клавдия Ивановна родилась 11 марта 1906 года в Харькове.

C 1923 по 1928 актриса Харьковского драматического театра под руководством Н. Н. Синельникова. С 1928 выступает на эстраде; первая исполнительница многих советских жанровых и лирических песен. В 1937 Клавдия Шульженко солистка джаз-оркестра под руководством Я. Б. Скоморовского. В 1939 Клавдия Шульженко становится лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Во время Великой Отечественной войны Клавдия Шульженко добровольно вступила в ряды действующей армии и стала солисткой фронтового джаз-ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов. В конце 1941 в репертуаре певицы появилась песня «Синий платочек», ставшая одной из самых популярных песен военного времени.

В 1960-х годах Клавдия Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. С конца 1970-х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах.

Лучшие песни её репертуара-«Синий платочек», «Давай закурим», «Где же вы теперь, друзья-однополчане».

Клавдия Шульженко скончалась 17 июня 1984 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

История песни «Катюша»

Стихи будущей песни «Катюша», Михаил Исаковский начал писать в начале 1938 года. Поэт сочинил первые две строфы, а потом работа застопорилась. «Я не знал, - вспоминал впоследствии М. В.Исаковский, - что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить….». И может быть, они так и остались бы недописанными, если бы не композитор Матвей Блантер. Он как - то спросил у Исаковского, нет ли у него стихов, на которые можно написать музыку. Исаковский предложил «Катюшу».Множество вариантов сочинил композитор, пока наконец не родилась замечательная мелодия «Катюши». Премьера новой песни состоялась в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. Её исполняла Валентина Батищева, а через некоторое время Вера Красовицкая. «Катюша» сразу покорила сердца слушателей.

В годы Великой Отечественной войны «Катюша» воевала и на фронте, и в партизанском краю. М.В. Исаковский рассказывает о таком случае:

«Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы покрутили её раз, потом поставили второй раз, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты, могут играть нашу «Катюшу»?! Не бывать этому! Надо отобрать у них «Катюшу»!

В общем, дело кончилось тем, что группа наших солдат совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате – немцы ещё и опомниться не успели, как «Катюша» - пластинка с патефоном – была доставлена к своим».

«Катюшами» на фронте стали называть реактивные минометы – грозное для врагов оружие того времени. Неизвестно, кто дал боевым машинам нежное женское имя. Так или иначе, но как только на фронте появились эти невиданные ранее машины, их стали называть «Катюшами».

В годы Великой Отечественной войны песня приобрела особое значение за рубежами нашей Родины. Пели её партизаны Италии, сделав «Катюшу» своим гимном. В Болгарии, например, «Катюшу» долгое время считали тоже партизанским гимном. Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов Сопротивления. Украинский поэт Андрей Малышко, побывавший в Соединенных Штатах Америки после войны, услыхал, как «Катюшу» пели негры на хлопковых плантациях в Оклахоме.

«Катюша» стала одной из самых прославленных песен времен второй мировой войны. Её знают и любят в нашей стране и сейчас. Она перестала принадлежать её авторам и стала народной.

История создания песни

 "Синий платочек"

Необычна судьба песни с двойным рождением – «Синий платочек». Мы часто удивляемся, когда читаем имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случилось так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз.

На одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М. Галицкий отметил одну, особенно ему понравившуюся, мелодическую импровизацию. Её играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать знаменитые строки. Стихи понравились и композитору, а на последующих концертах «Синий платочек» уже звучал в исполнении солиста оркестра Станислава Лендау. Песне предстояла долгая жизнь. В те годы её пела популярная певица Е. Юровская, которая и записала эту песню на пластинку.

Наряду с военными песнями, довоенная лирика обрела второй смысл. Она стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца. Песня-символ имела в военное время несколько вариантов.

Но самым популярным стал вариант фронтового «Синего платочка» в исполнении народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко. Это и считается вторым рождением песни. Автор стихов возрождённого варианта «Синего платочка» - литсотрудник газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Александрович Максимов. Написать новый текст песни Максимову предложила К. Шульженко, а напечатаны эти стихи были в газете «За Родину». И она появилась.

Песня особенно пришлась по душе пулемётчикам из-за строки: «Строчит пулемётчик за синий платочек.

  Военно – патриотические песни в современной России

Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно – патриотической песни очень важна. Как Сказал Владимир Путин, главная идея это патриотизм.

В местах локальных конфликтов, там, где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.

Сейчас в группу входят пять человек: автор музыки и слов большинства песен "Голубых беретов" Юрий Слатов; звукорежиссер и барабанщик Егор Сердечный; клавишник, скрипач и аранжировщик Денис Платонов; гитарист Дмитрий Вахрушин, ну и, наконец, отец-основоположник и художественный руководитель ансамбля Сергей Яровой. Впервые зрители увидели и сразу полюбили "Голубые береты", когда они приняли участие в популярных телевизионных фестивалях "Когда поют солдаты" и "Виктория". А что было до этого?

Сергей Яровой: Во время службы в Афганистане наш коллектив существовал на уровне обыкновенной полковой художественной самодеятельности. Мы что-то придумывали, записывали свои мысли на бумаге, пытались выступать. Бывало, вернувшись из боя - ночью порепетируем, а следующим вечером - концерт. Но самое главное, что тогда существенно пополнялся наш песенный багаж. А уже профессионально играть мы стали позже. Ведь во время службы в Афганистане никто не думал, что через несколько лет мы будет ездить со своими выступлениями по стране. Мы были офицерами, воевали, мы просто делали свое дело, а когда вернулись на Родину, так получилось, что нашлись умные люди, которые сказали, что ансамблю - быть!

Ансамбль «Голубые береты»

 «Любэ»— советская и российская музыкальная группа

Основанная 14 января 1989 года композитором Игорем Матвиенко, лидером и солистом которой является Николай Расторгуев. Идея создания группы «Любэ» принадлежит продюсеру и композитору Игорю Матвиенко, работавшему в то время в студии популярной музыки «Рекорд».

Был создан музыкальный коллектив, творчество которого близко к национально-патриотическому направлению с элементами фольклора, военной тематики, авторской песни и лирических произведений. Кандидатура на роль вокалиста подыскивалась долго (изначально предлагалась Сергею Мазаеву, до тех пор, пока окончательно на эту должность не был назначен бывший «подчиненный» Матвиенко по работе в ансамбле «Здравствуй, песня» Николай Расторгуев.)

В декабре 1989 было получено приглашение на выступление в «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой. К участию в этом концерте относится и сценический образ солиста группы Николая Расторгуева — военная форма образца 1939 года взятая напрокат в театре Советской Армии для исполнения песен «Атас» и «Не губите, мужики». Идея принадлежит Алле Борисовне Пугачевой, она как-то сказала на репетиции: «Что тогда носили после войны? Жеглов, Шарапов… гимнастерки, сапоги». Форма пришлась к лицу Расторгуеву и соответствовала тематике песен. Многие тогда считали солиста «Любэ» отставным военным, на самом деле он даже в армии не служил.

В наше время группа остается такой же популярной, любимой, а главное такой же мужественной. Ведь по истечению многих лет, «Любэ» так и не потеряло свое лицо.

Группа «Любэ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: