Авторские акценты в решении темы «детство и война»

Выполнила Антонова Оксана, 19ИПД2

«Книга о Великой Отечественной войне в детском чтении»

«Сын полка» И. Катаева

Где и в какое время происходит действие.

В повести описываются годы Великой Отечественной войны. Большая часть повести приходится на осень. Только под конец повести наступает зима. Место действия повести ограничено одной артиллерийской батареей, которой руководил капитан Енакиев.

Герои в системе образов, их характеристики и приемы создания.

Ваня Солнцев

Главный герой произведения, все события разворачиваются вокруг него. Ваня остался круглым сиротой, из его семьи никто не выжил. Все погибли. Парень скитался по лесу. Именно там его и обнаружили наши бойцы. Мальчик обладал рядом положительных качеств: он смелый, умный, уверенный, способный на решительные действия. Красноармейцы сразу же приняли его в свой круг, он напомнил им их детство и спокойную жизнь. Вскоре парня приняли в полк. Он отважно служил и уверенно выполнял все приказы. При родителях получил хорошее крестьянское воспитание. Был аккуратен, вежлив. Он был хорошим учеником, все схватывал на лету. Ваню любили и разведчики, и артиллеристы. Попав в плен немцам, он, конечно, испугался, но своих разведчиков не выдал. Разыгрывал из себя непонимающего «дурачка». И даже побои его не испугали. Парень очень отзывчив, не наглый, уважал старших и прислушивался к их советам. После смерти Енакиева парня отправили в суворовское училище.

Капитан Енакиев

Боевой офицер, повидавший многое. Командует батареей. Отважный, храбрый и справедливый командир. «Он был рассудителен, отличался расчетливость и сдержанностью» Его семья была убита фашистами, в том числе был и маленький сын героя. Когда он встречает Ваню, его сердце переполняют воспоминание, и он хочет усыновить мальчика. Капитан видит в мальчике огромный потенциал и хочет воспитать отличного и бравого офицера. Герой отличается повышенной требовательностью к себе и ко всем окружающим. Енакиев смело и решительно уничтожает фашистскую машину. Он готов отдать всего себя, лишь бы только одержать победу и освободить свою страну. Когда ситуация серьезно обостряется и ничего изменить нельзя, герой вызывает огонь на себя и принимает геройскую смерть. Помимо этого, спасает Ваню, отправляя его в штаб.

Биденко

До призыва на войну работал обычным шахтером, сейчас служит в ряду разведчиков. Он очень высокий и крупный по телосложению. Ваня сравнивает его и Горбунова с «богатырями». Друзья дали ему прозвище, для них он шкелет. Биденко справедлив, честен и добросовестен. Он очень привязался к Ване, который стал ему как родной. Ваня был такой пронырливый, что даже смог сбежать от умелого разведчика, за это над ним посмеиваются товарищи. Однако, в глубине своего сердца разведчик очень впечатлен смекалкой юного товарища.

Горбунов

Здоровяк, из Сибири, гладкий, упитанный, круглолицый. С калёным румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлыми жесткими волосами. Работал лесорубом в Забайкалье. «Он был весь такой светлый, березовый, что казалось, будто от него до сих пор пахнет березами». Разведчик, смелый и уверенный воин. Во всем любит порядок и устройство. Очень аккуратный и опрятный. Активный, общительный и доброй души человек. Очень надежный товарищ, никогда не бросит в беде. Очень доволен своим званием и любит хвастать им.

Ковалев

Герой Советского Союза, артиллерист. Доброволец, по возрасту мог отказаться от службы. Однако, как истинный патриот, не мог оставаться в стороне от ужаса, нагрянувшего на Отечество. Очень любит свою родину, готов отдать за нее жизнь. Очень храбрый и сильный духом. Участвовал в первой мировой войне. До войны был заведующим птицеводческой фермой. Внешне он был весь такой домашний, невоенный, что артиллеристы поначалу относились к нему с недоверием. Но Коваленко был гениальным наводчиком. О немцах он говорил так: «Я их хорошо знаю: это сволочи. С ними у нас может быть только один разговор беглым огнем. Другого они не понимают». Ему неоднократно предлагали командирскую должность, но он отказывался, просил оставить его наводчиком при орудии. Только он знал о трагедии, случившейся с семьей Енакиева.

Образы героев в повести Катаева «Сын полка» собирательные. Многих мальчишек-сирот во время войны подбирали солдаты на фронте, и они становились детьми полка. Этих детей берегли. Но благодарные мальчишки, и девчонки, как и Ваня, старались помогать солдатам и офицерам, выполняли поручения. Кто-то из них был связными при офицерах, как мальчик Вознесенский. Кто-то, как Ваня, собирал гильзы, участвовал в разведывательных операциях. Немало среди сынов полка и геройски погибших.

Егоров

 «Старшой был молодой человек лет двадцати двух. Несмотря на свою молодость, он уже считался на батарее бывалым солдатом. Он был сержантом. Товарищи его любили и вместе с тем побаивались.»

Ахунбаев

«Капитан Енакиев и капитан Ахунбаев были старые боевые товарищи. Много хлеба и соли съели вместе, за одним походным столом, боевые друзья. Немало воды выпили они из одной походной фляжки. Случалось, что и спали рядом на земле, укрывшись одной плащ-палаткой. Любили друг друга, как родные братья. Однако ни малейшей поблажки по службе друг другу не делали, хорошо помня поговорку, что дружба дружбой, а служба службой. И достоинства своего друг перед другом никогда не роняли. А характеры у них были разные.»

«Ахунбаев был горячий, нетерпеливый, смелый до дерзости. Енакиев тоже был храбр не меньше друга своего Ахунбаева, но был при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как и подобает хорошему артиллеристу.»

Сюжет.

Во время выполнения боевого задания группа разведчиков обнаруживает в окопе мальчика, который тяжело бредит во сне. Почувствовав свет фонарика, он моментально вскакивает и выхватывает из своей торбы отточенный ржавый гвоздь. Сержант Егоров успевает перехватить руку ребёнка и прошептать: «Свои». Мальчик успевает в ответ прошептать «Наши!», после чего теряет сознание.

Мальчика зовут Ваня Солнцев. Отец его погиб на фронте в первые дни войны, мать была убита немцами. Младшая сестра и бабушка умерли от голода. Отправленный полевыми жандармами в детский изолятор, Ваня сумел сбежать и с той поры почти три года скитался по полесским лесам. Сержант Егоров, докладывая капитану Енакиеву о найдёныше-пастушке́, отмечает, что смышлёный мальчуган превосходно ориентируется на местности; разведчики хотели бы оставить его у себя. Однако Енакиев принимает решение отправить ребёнка в тыл.

Когда Ване, который впервые за много месяцев почувствовал себя в безопасности, сообщают о распоряжении капитана, он дерзко отвечает, что всё равно сбежит. Мальчик действительно умудряется дважды обмануть сопровождающего его ефрейтора Биденко. Первый раз Ваня выпрыгивает из грузовика и прячется в лесу на дереве; Биденко ищет его больше двух часов и находит благодаря букварю, выпавшему из торбы пастушка. Чтобы не допустить повторного побега, Биденко в кузове попутной машины привязывает к Ваниной руке конец верёвки с двойным морским узлом, а другим концом обматывает собственный кулак. Время от времени ефрейтор дёргает за верёвку, проверяя, на месте ли пастушок. Очередная проверка завершается конфузом: в темноте внезапно раздаётся возмущённый голос женщины-хирурга, которая не понимает, для чего к ней привязали верёвку и почему её постоянно дёргают. Мальчик опять исчезает.

На обратном пути Ваня встречает подростка, который гордо сообщает, что уже второй год считается сыном полка: его нашли под Смоленском, определили на довольствие и однажды даже брали в рейд. Это знакомство заставляет Ваню заняться поисками самого главного начальника, чтобы пожаловаться ему на капитана Енакиева. Добравшись до избы, в которой предположительно находится штаб, Ваня сталкивается с Енакиевым и, не зная его в лицо, рассказывает капитану свою историю. Енакиев отправляет пастушка обратно к разведчикам. Однажды, во время боевого задания, мальчик попадает к немцам. Но его спасают разведчики. Они затрачивают немало усилий, чтобы найти для мальчика портного, сапожника и парикмахера.

Во время тяжёлого боя капитан Енакиев погибает. В его кармане обнаруживается записка, в которой он просит позаботиться о своём названом сыне Ване Солнцеве и сделать из мальчика достойного солдата, а впоследствии — офицера. Командир артиллерийского полка направляет мальчика в суворовское училище. Разведчики собирают своего сына в дорогу, складывая в его торбу мыло, зубной порошок, кружку, буханку хлеба и завёрнутые в газету «Суворовский натиск» погоны капитана Енакиева.

Сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо.

Можно сказать, что композиция произведения кольцевая. Рассказ о мальчике начинается с его сна: «Сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо» и заканчивается сном: «По его лицу пробегали отражения снов, которые он видел. Каждую минуту оно меняло выражение. Душа мальчика, блуждающая в мире сновидений, была так далека от тела, что он не почуствовал как генерал покрыл его одеялом и поправил подушку».

Отличительной особенностью произведения является описание автором не только внешность героев с их характерными чертами, а также изображение переживаний, мыслей персонажей, выраженных в диалогах, а также воспоминаниях и мечтах о будущем.

Проблематика.

Замысел повести основан на следующей мысли: ни война, ни служба в армии, ни потеря близких не могут уничтожить глубочайших привязанностей челове­ка, его потребности в жизни семейной — поэтому солдаты и офицеры Совет­ской армии становятся для осиротевшего Вани настоящей семьей. Этот сим­биоз идет на пользу не только маленькому «пастушку», как называют Ваню в полку, но и усыновившим его военным: оторванные от собственных семей, потерявшие в бомбежках и в оккупации жен и детей, они находят в заботе о Ване возможность удовлетворить собственные отцовские инстинкты.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в проявлении русским народом патриотических чувств, мужества, отваги, героизма, храбрости, вне зависимости от возраста, веры в справедливость и готовности умереть ради победы и освобождения родины.

Авторские акценты в решении темы «детство и война».

Образ Вани Солнцева обаятелен потому, что, став настоящим солдатом, герой не утратил детскости. В этом смысле показателен диалог между Ваней и мальчиком, усыновлённым бойцами другого подразделения. Взаимоотношения меняются на глазах: начавшись с подросткового спора о том, чей это лес, они завершаются завистью Вани к медали «военного мальчика» и горькой обидой на разведчиков: «Стало быть, я им не показался».

Во время войны дети лишились всего чего заслуживали. Они потеряли своих родителей, а также дом. Теперь им приходилось выживать в страшных условиях, в которых раньше они никогда не бывали. Они прекрасно понимали, что детство навсегда закончилось и больше никогда не повториться. Если другие дети знают, что такое отдыхать и просто радоваться жизни, то этим детям никогда этого не узнать, ведь теперь для них открывается совсем другая жизнь. И принимать решения им придется самостоятельно.

Тему военной травмы и даже настоящего психоза, которые овладевают такими, как Ваня Солнцев, «сынами полка», советская литература поднимет только в период оттепели: сперва Владимир Богомолов опубликует в 1958 году повесть «Иван», сознательно полемически обращенную к тексту Катаева, а потом, в 1962-м, Андрей Тарковский снимет по этой повести фильм «Иваново дет­ство», где будут отчетливо проговорены и тема военной травмы, и тезис о том, что у прошедшего войну ребенка не может быть ни мирного детства, ни Суво­ров­­ского училища. Но до этого советской литературе и советскому обществу нужно было пройти еще долгий путь.

 

«Иван» В. Богомолова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: