Где и в какое время происходит действие

События в повести происходят в 1942-1943 годах во время Великой Отечественной войны в тылу у немцев на левом берегу Днепра рядом с деревнями Сосновка и Новоселки. Бой происходит на правом берегу Десны.

Герои в системе образов, их характеристики и приемы создания.

Иван – одиннадцатилетний мальчик-сирота, разведчик с несгибаемой силой воли. Может быть угрюмым, неразговорчивым, озлобленным. Может быть непосредственным и веселым. Ненавидит врага, не жалеет собственной жизни, чтобы с ним поквитаться. «Я снова спрашиваю Холина о мальчике и узнаю, что маленький Бондарев – из Гомеля, но перед войной жил с родителями на заставе где-то в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления.

Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось, – шепчет Холин. – Он и в партизанах был, и в Тростянце – в лагере смерти… У него на уме одно: мстить до последнего! Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца, сестренку – трясется весь. Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть…»

Гальцев – старший лейтенант, молодой человек, привязавшийся к Ивану. Смелый, открытый, добрый. Хорошо знает немецкий, после ранения становится переводчиком. «Я никогда не испытывал особой любви к детям, но этот мальчишка – хотя я встречался с ним всего лишь два раза – был мне так близок и дорог, что я не мог без щемящего сердце волнения думать о нем.»

Подполковник Грязнов – штабной офицер, с которым напрямую работал Иван. «Среднего роста, с крупной, посаженной на плотное туловище головой, в шинели и в шапке-ушанке, он расхаживал вдоль обочины большака, чуть волоча правую ногу: она была перебита еще в Финскую кампанию.»

Холин – капитан, офицер разведывательного штаба, красавец и большой шутник. Человек грубый, прямолинейный, громкоголосый, красивый, высокого роста. Любит Ваню как собственного сына. «Он говорит Рябцеву «ты», хотя Рябцев лет на десять старше его. И к Рябцеву и ко мне он обращается как к подчиненным, хотя начальником для нас не является. У него такая манера; точно так же он разговаривает и с офицерами в штабе дивизии, и с командиром нашего полка. Конечно, для всех нас он представитель высшего штаба, но дело не только в этом. Как и многие разведчики, он, чувствуется, убежден, что разведка – самое главное в боевых действиях войск и поэтому все обязаны ему помогать.» Холин грубоват, а порой развязен и циничен. Правда, при мальчике он сдерживается, мне даже кажется, что он побаивается Ивана.

Катасонов – старшина, разведчик, приятель Вани. Невысокий, худенький, вежливый. Убит шальной пулей. «Ему за тридцать, он невысок и худощав. Рот маленький, с короткой верхней губой, нос небольшой, приплюснутый, с крохотными ноздрями, глазки голубовато-серые, живые. Симпатичным, выражающим кротость лицом Катасонов походит на кролика. Он скромен, тих и неприметен. Говорит, заметно шепелявя, – может, поэтому стеснителен и на людях молчалив. Не зная, трудно представить, что это один из лучших в нашей армии охотников за «языками». В дивизии его зовут ласково: «Катасоныч»»

Сюжет.

Рассказ начинается с находки армией мальчика у берегов Днепра. История происходит во времена Великой отечественной войны. Выясняется, что Иван юный разведчик. Он даже переплыл реку для выполнения задания. Лейтенант Гальцев сначала не мог поверить в это и нелестно принял мальчика. Но вскоре об этом пожалел и изменил свой взгляд. К нему по-разному относились, но часто ценили за храбрость. Вскоре приехал Холин и вручил Ивану форму и награды за отличную службу. Они вместе уезжают. Как оказалось, семья Ивана погибла на войне, поэтому он решил мстить врагам, содействуя красной армии. Автор рисует и картины игр мальчика. Тот все равно остался ребенком, война не его дело. Иван собирал информацию на фашистов. В конце концов последовал арест юного солдата и расстрел немцами.

Проблематика.

Автор поднимает проблему влияния войны на личность ребенка. Иван стал очень жестоким человеком, когда воевал, так как жаждал отомстить. Он всей душой ненавидел немцев. Также автор рассматривает проблему раннего взросления детей в период войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: