Что делать с желаниями

Желания редко умирают сами, и, раз появившись, большинство из них, если нам не удаётся удовлетво­рить их, сопровождают нас до самой смерти. Случается так, что, взрослея, мы вырастаем из детских и подрост­ковых мечтаний, но бывает, что не реализованное в дет­стве преследует нас всю жизнь. Например, многие люди хотят ощущения праздника и повсюду гоняются за ним только потому, что недополучили его в детском возрасте.

Чтобы разобраться в своих желаниях, требуется при­нятие себя и искреннее, непредвзятое наблюдение за своими внутренними реакциями. Принятие себя — это универсальный ключ к любой работе над собой, по­скольку, деля свои проявления на плохие и хорошие, мы отрезаем себе возможность видеть подавленные желания и эмоции. Только встав на позицию, когда мы не осуждаем ничего из того, что можем обнаружить в себе, мы обретем возможность лицезреть то, что мы тщательно скрывали от себя и от мира. Нужна опреде­лённая смелость для того, чтобы быть искренним, слишком уж много фальшивого в нашей жизни. Но если мы не сможем искренне смотреть внутрь себя, нам не удастся дойти до причин многих своих страданий, и мы будем убеждать себя, что основным нашим чувством является любовь к людям, а вовсе не страх и гнев.

Для того чтобы научиться ясно различать свои жела­ния, следует уяснить несколько моментов. Непрелож­ный закон нашей внутренней жизни гласит: нам извест­ны все наши желания. Мы не можем обнаружить их толь­ко потому, что сами не хотим этого. Когда мы не хотим их чувствовать, отворачиваясь от них и подавляя, тогда нам трудно найти причины переполняющих нас гнева и печали. Тем не менее мы знаем обо всех своих жела­ниях, пусть даже это знание спрятано в бессознатель­ной части нашего ума. Поэтому если мы не осознали само желание в момент его возникновения, знание о нём хранится там же.

Желания дают нам жизненную силу, заставляя нас действовать в миру. Возникнув однажды, желание тре­бует удовлетворения, создавая напряжение, иногда очень сильное, внутри нас. Следует понимать, что жела­ние, являющееся актуальным сейчас, может быть всего лишь единичным проявлением более общего желания. Например, в данный момент времени наше желание сконцентрировано на обладании конкретной женщиной. Это желание является сильным, выматывающим и зас­тавляет нас страдать. Однако если начать искать его корни, то мы придем к более общему желанию и более общей идее избавления от своей сексуальной подавлен­ности через обладание как можно большим количеством женщин. Желание заработать в этом месяце три тысячи долларов может быть частным проявлением более общего желания стабильности и благополучия, но также являться ступенькой к выполнению другого желания, скажем, покупки автомобиля. Большая часть желаний, существующих у нас прямо сейчас, является конкрет­ным проявлением в данный момент времени более общих, растянутых на десятилетия желаний. Когда нам хочется, чтобы ребёнок хорошо учился в школе, это проявление нашего желания, чтобы он стал успешным и счастливым; а когда мы хотим, чтобы с нашими близкими не случи­лось ничего плохого, в этом, помимо страха за их жизнь, проявляется желание не остаться в одиночестве. Подоб­ные примеры можно приводить очень долго, их много, но для того, кто хочет измениться, важно обнаружить и понять свои базовые желания и научиться видеть, как они проявляют себя в повседневности.

Как известно, существует два способа выполнения своих желаний: прямая реализация, когда мы делаем или получаем именно то, чего нам хочется, или замена, когда нам приходится заменять желаемое чем-то близким к нему, но всё-таки другим. Классическим примером такой замены будет ситуация, когда нам хотелось бы съесть грушу, но в наличии имеются только яблоки. Скрепя сердце, мы едим яблоко, и наше желание в какой-то степени удовлетворено, хотя и не до конца, поэтому в 99 случаях из 100 мы купим грушу, как только она по­явится в продаже, хотя, казалось бы, в этот момент ника­кого явного желания у нас нет. Эта покупка станет завер­шением того неудовлетворенного желания, когда нас вы­ручило яблоко. Замена помогает нам ослабить давление, которое возникает в тот момент, когда нам сильно чего-то хочется, но не даёт окончательного удовлетворе­ния желания. Оно просто откладывается на будущее, и как только у нас возникает возможность удовлетворить его, мы, нередко бессознательно, делаем это. Сколько ни заменяй желаемое нами на что-то похожее, удовлетворе­ние не наступит и будет копиться печаль.

В то же время у нас существуют желания, которые невозможно заменить ничем, но и реализовать их прак­тически невозможно. Такие желания напрямую связаны с нашей обусловленностью и имеют абстрактно-обоб­щённую формулировку. Например: «Я хочу, чтобы все люди были счастливы и справедливость всегда торже­ствовала» и т. д., и т. п. При этом если я столкнусь с не­справедливостью, то буду испытывать чувство возмуще­ния (гнев) и разочарования (печаль). Таким образом, моё, явно не осознаваемое желание будет крутить мной как марионеткой, заставляя реагировать одним и тем же образом на схожие события, происходящие в мире. И предсказуемость этих реакций я буду считать своей индивидуальностью, стану ею гордиться и переполнюсь решимостью защищать её до последней капли крови. Трудность работы с этой разновидностью желаний заключается в том, что искатель должен уметь очень внимательно наблюдать источники своих реакций и не бояться наследовать основу своей личности и тот набор идей, который лежит в неё фундаменте. То, что было вложено в наш ум в процессе воспитания, является источником этих идеалистических и оторванных от реальности желаний, которые, тем не менее, очень сильно влияют на всё наше бытие, создавая фон всей нашей психической жизни и давая основу для ложной самоидентификации. Закономерностью является тот факт, что чем более возвышенные идеи несёт в себе обусловленность человека, тем больше он страдает, сталкиваясь с реальностью.

Если вам надоело страдать, ищите внутри своего ума эти самые светлые идеи и желания, связанные с ними. С этой точки зрения содержание идей не имеет значе­ния, и светлая идея о богоизбранности одной отдельно взятой расы ничем не лучше идеи о всеобщем равен­стве и братстве; обе они будут приносить своим обла­дателям одинаковые страдания. Поэтому чтобы обна­ружить свои идеалистические желания, а также идеи, порождающие их, следует начинать со страданий. Когда вы в очередной раз возмущены или расстроены тем, что происходит в мире, посмотрите внутрь и попытайтесь найти там желание, чтобы всё было по-другому. По­пытайтесь осознать и сформулировать его словами. На­пример, если вы огорчены из-за очередной, вновь воз­никшей локальной войны и опечалены гибелью ни в чём не повинных людей, возможно, ваше желание будет фор­мулироваться следующим образом: «Я хочу, чтобы не было войны, а всегда был мир и благоденствие, и чтобы люди не гибли непонятно из-за чего». Это благо­родное и возвышенное желание, пытаясь удовлетворить которое вы можете вступить в антивоенное движение или комитет по защите мира; однако удовлетворить его полностью никогда не удастся, и каждый военный конфликт в любой точке Земли может причинить вам боль В тот момент, когда вам надоест страдать из-за этою желания, вы сможете освободиться от него, просто вы­бросив его из головы, и одновременно с этим принять тот факт, что присущая людям агрессивность и алчность всегда будет толкать их к совершению массовых актов насилия. Иными словами, вы сможете принять ту реальность, которая существует, и, в силу этого, стать более адекватным.

Избавление от желания всегда способствует принятию реальности; избавление от идей, фильтрующих наше восприятие, помогает нам приблизиться к воспри­ятию того, что мистики всех времён называли объективной реальностью. Вышеописанным способом мы можем избавиться от любого идеалистического желания, просто увидев его несовместимость с жизнью. Однако нашему сердцу порой так милы страдания, что у нас не возникает потребности идти внутрь, и вместо этого мы идём на митинг.

В том, что касается желаний, которые могут быть удовлетворены в реальной жизни, существует одно правило — выполняя их, будь максимально осознанным! Это значит: находясь в процессе удовлетворения желания, не отождествляйся с ним и внимательнейшим образом наблюдай все реакции своего ума и эмоций, а также пытайся понять, почему у тебя возникло именно это, а не какое-либо другое желание. Такая работа позволяет:

а) лучше узнать себя,

б) осознать и ослабить корни своих желаний. Когда мы слепо идём за своими желаниями и отождествляемся с ними, с точки зрения внутренней транс формации мы не получаем от этого действия ничего. Кратковременное снятие напряжения — вот и весь результат. Довольно быстро ум займёт освободившееся внутреннее пространство новым желанием, но и старое не будет полностью отброшено, а лишь отло­жено до определённого момента, когда уму снова нуж­но будет чем-то занять себя. При этом в уме человека не возникнет вопросов, откуда это желание взялось, потому что жить желаниями — его естественное состоя­ние. Осуществляя практику разотождествления со своими желаниями, мы фактически разотождествляемся с умом, и наоборот. Для тех, кто склонен к экстремаль­ным практикам, могу порекомендовать наблюдать вновь возникшее желание (не важно какое), ничего при этом не предпринимая. Во время этой практики мы смотрим на своё желание, ощущая все возрастающее давление,

которое оно создаёт внутри, и глядя на позывы к немед­ленному его выполнению. Мы не подавляем желание, позволяя ему постоянно присутствовать в поле нашего внимания. Эта техника является трудной и отнимает много сил, однако при правильном её исполнении мы сможем увидеть, как энергия желания истощается и оно отступает, чтобы вернуться через некоторое время. Воз­вращается оно по той причине, что не является самосто­ятельным, а служит проявлением более глубинного и более общего желания.

Выполняя свои желания осознанно, мы превращаем это действие в практику и постепенно подбираемся  к тем самым, большим, глубинным желаниям. Насту­пает момент, когда мы можем видеть их прямо и всю силу своего осознания направлять непосредственно на них. И, поскольку наше внимание и осознание меняют всё, на что они направлены, у нас появляется возмож­ность решить вопрос с общими желаниями раз и навсегда. Это постепенный, поступательный процесс, ра­стягивающийся на годы, во время которых каждая маленькая победа приводит к уменьшению напряже­ния и бессознательности, поддерживая наше стремле­ние двигаться дальше.

Существует ещё один момент, связанный с желаниями. Иногда желания помогают нам увидеть всю степень нашей обусловленности запретами родителей, которые, прививая нам комплекс неполноценности, убедили нас, что всё, чего мы хотим, это полная ерунда. Поэтому в момент, когда нам захочется чего-нибудь купить, мы можем увидеть поднимающиеся изнутри неуверен­ность и страх. Вместе со страхом приходят мысли-шаб­лоны, полностью повторяющие то, что мы слышали от своих воспитателей (а те от своих): «Зачем тебе это нужно? Это пустая трата денег» и прочее, прочее. Та­кого рода мысли создают расщепление в уме человека, почувствовавшего желание, и он в нерешительности отступает, создавая себе ситуацию внутренней борьбы между желанием покупки и желанием сэкономить сто рублей для более важных целей. При этом он не всегда может ясно представить себе эти цели. В муче­ниях между полюсами страха и желания человек мо­жет провести много дней, делая невыносимой свою и без того непростую жизнь. Если у вас в момент возник­новения желания появляются подобные симптомы, знайте, что в первую очередь нужно поработать над ними. Практически это выглядит так: вы отбрасываете свою ложную мудрость, становитесь тотальными и вкладываете всю энергию в реализацию своего жела­ния. Удовлетворение и отсутствие последующих му­чений станут для вас наградой. Помните, что это ваша жизнь, и именно вы должны принимать в ней решения, а не программа, заложенная в ваш ум, когда вы были ребёнком, чтобы эффективнее вами управлять. Для пре­одоления страха всегда нужна тотальность, целостность. Для трансформации бытия — разотождествление.

Осознавая и наблюдая себя, можно избавиться от этих программ и стать свободнее. Когда мы освобож­даемся от желаний и страхов, постоянно терзающих нас, мы получаем время, энергию и возможность загля­нуть в запредельное.

 

О ЖЕЛАНИЯХ ИЩУЩЕГО

 

Если в человеке возникает импульс, толкающий его предпринять что-нибудь, чтобы узнать причины воз­никновения мира, истинность бытия Бога и сущность собственной природы, этот импульс сформирован умом как ещё одно желание. В зависимости от того насколько сильным было влияние, которое породило данный импульс в человеке, желание может быть мелким и ми­молётным или большим, требующим удовлетворения. При этом оно попадает в длинный список ранее воз­никших желаний большей или меньшей внутренней значимости. В этот момент человек продолжает оста­ваться игрушкой, которой руководят желания, и он идёт туда, куда его гонит то из них, которое возоблада­ло над другими. На практике поведение потенциаль­ного искателя выглядит таким образом: он истово молится три дня; потом, будто забыв об этом, целеуст­ремлённо прикладывает усилия к продвижению по слу­жебной лестнице и наращиванию личного авторитета; потом предаётся отдыху и увеселениям — и внезапно снова обращается к молитве... Действуя так, он никогда не найдёт пути и ни на шаг не приблизится к нему, по­скольку он в данном случае не действует, а всего лишь служит проводником очередного доминирующего же­лания.

В обычном человеческом состоянии по-другому и быть не может. Каждый человек, стремящийся найти нечто большее, чем то, что может предложить этот мир, на­чинает поиск в аналогичной ситуации. У него нет воли, и все цели его жизни диктуются чередой желаний, по очереди становящихся самыми важными и ценными и сменяющих друг друга произвольно, без всякой видимой причины. Спрашивается: как же человек, бу­дучи марионеткой, может хоть что-нибудь изменить? Ответ: узнав о своей ситуации, он может использовать это знание для её изменения. Если желания заменяют нам волю, поочерёдно главенствуя друг над другом, следует сделать желание обретения Истины и духов­ной трансформации самым сильным из всех. Мы не можем выкинуть за борт прежние желания, накоплен­ные в течение жизни, нам это не под силу; но нам впол­не доступно подчинить их одному, самому главному желанию.

Что может помочь в укреплении желания познать Истину? Требуется постоянно подпитывать его, по­добно тому, как люди, мечтающие об удовлетворении своей похоти, смотрят порнографию и всё время гово­рят о сексе, но этим лишь распаляют её. Следует чи­тать духовные книги, потому что многие из них пред­назначены именно для того, чтобы разжечь желание поиска, как, например, та, которую вы сейчас читаете. Желательно поддерживать общение с теми, кто, так же как и вы, ищет путь или уже нашёл его. Не все их советы или опыт могут оказаться полезными для вас, но само осознание того, что вы не одиноки, будет вас поддер­живать. Ещё лучше, если вам удастся найти того, кто продвинулся по пути, подходящему вам, достаточно далеко. Сила его личности, его энергия и подтвержде­ние того, что путь существует, сделают вас более ре­шительными. Не будем забывать о вдохновении — по­сещение святых мест, прикосновение к святыням и па­ломничество наполняют душу благоговением и восторгом, укрепляя желание двигаться дальше.

Когда все желания подчинены одному, то и вопло­щение их не будет кардинально менять направление жизни человека. Куда бы мы ни пошли и чем бы мы ни занимались, мы сможем постоянно помнить о главной цели своего странствия, и это памятование будет при­давать окрас любым нашим действиям. Постепенно мы сможем проработать большую часть желаний и осво­бодиться от них, в процессе приложения усилий мы обретем независимую от желаний волю.

Хаос будет оставаться хаосом, пока не обретён центр, вокруг которого может быть сформирована гармония. Беспорядочная смена одних и тех же желаний друг дру­гом может быть прекращена возобладанием одного, самого крепкого желания. От этого желания лежит путь к развитию собственной индивидуальной воли, кото­рую мы можем преподнести Господу нашему как жертву, чтобы обрести полную гармонию с Ним.

ЧЕМ ЖИВУТ СВЯТЫЕ

 

Вопрос: если все люди живут своими желаниями и погоней за их удовлетворением, то чем же тогда живут святые? Конечно же, речь идёт о тех святых, которые изменили качество своего бытия, а не о тех, которых церковь признала таковыми, следуя своей внутренней политике.

Тот, кто достиг более высокого состояния бытия, чем обычное, тот, чья осознанность непоколебима, тот, в ком Свет возобладал над Тьмой, живёт необходимостью, или служением. Необходимость делает все желания бессмысленными, например, когда мы очень голодны и нам необходимо поесть, никакое другое желание не будет для нас важным. Когда человек разотождествляется с умом, когда он прорабатывает свои нереализо­ванные желания, когда он становится внутренне зрелым, его освободившееся от пут отождествления со­знание может непосредственно воспринимать окружа­ющую реальность. В разных культурах такое восприя­тие называется по-разному, я предпочитаю слово «видение».

Избавившийся от иллюзий и не подверженный вли­янию обусловленностей святой ясно видит и ощущает проявление Воли Бога, считая высочайшим благом для себя действовать соответственно ей. Внутренняя потребность в гармонии приводит его к Богу, следова­ние Воле — к служению. Служение не обязательно про­является внешне, это может быть сугубо внутренний мистический акт. Покорившийся Воле Его не выбирает способ служения и образ жизни, он поступает так, как подсказывает ему его видение ситуации. Воля Его не является застившей, она, как и всякая энергия, дви­жется подобно потоку, меняясь от времени к времени. Поэтому люди, осознавшие её в разные времена и в раз­ных концах света, выражали своё понимание по-разному и действовали различно. Внешне дела истинных свя­тых могут выглядеть очень несхоже, однако суть их едина: все они следовали своему видению Воли, явлен­ной Богом, не избегая ничего, ни хулы, ни почестей, в своём старании выполнить её абсолютно точно. Когда такие люди покидают наш мир и нет никого, кто бы ясно ощущал проявление Воли, последователям оста­ётся придерживаться указаний, оставленных ими. Обычно находится немало тех, кто начинает внешне имитировать поведение святого, сам при этом упуская суть послания и сбивая с толку других. Мало того, что они вредят самим себе, много хуже другое — из-за них всё более крепнет убеждённость людей в том, что насто­ящих святых давно не осталось.

Но, как ни стоит село без праведника, так и мир не будет стоять без людей, служащих сознательными проводниками Его Воли на наш план бытия.

О ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ

 

Когда мы говорим о принятии себя со всеми своими недостатками, целиком и полностью, то это рассужде­ние позволяет нам представить принятие как разовое и окончательное действие. Вроде того, что главное — собраться с силами и принять себя, а дальше всё пой­дёт как по маслу. На практике дела обстоят несколько по-другому.

Когда мы принимаем себя, мы производим акт позволения. Мы устанавливаем новые правила игры: то, что раньше отвергалось и осуждалось, то, что было подавлено, теперь может раскрыться и проявиться. Мы встаём на позицию доверия себе. При этом наша обус­ловленность никуда не делась, поэтому формальное принятие себя — это только начало, настоящая работа ещё впереди.

Нужно понимать, что, разрешая себе быть собой, мы пока что себя не знаем. С этого момента, собственно, и начинается настоящее знакомство со всем разнообрази­ем своего внутреннего мира. И когда подавленные жела­ния начнут проявлять себя, неизбежен конфликт между ними и выбранной нами моделью идеального поведения.

Получается вот что: каждый раз, когда подавленные эмоции и желания заявят о себе, требуя от нас неких действий, мы должны будем принимать их как неотъем­лемую часть себя, будучи максимально осознанными. И каждое вновь открывающееся нам желание, бывшее ранее под запретом, будет требовать от нас усилия в принятии себя. Приняв то, что ранее отрицалось, мы сможем работать с этим, в другом случае нам остаётся лишь страдать.

Таким образом, в процессе принятия мы будем рас­ширять область того, что нам известно о самих себе. В то же время у нас возникнет прекрасная возможность поработать над своей обусловленностью, которая не­избежно станет сопротивляться тому, что начнёт всплывать из бессознательной части нашего ума.

Сочетание этих практик вкупе с тренировкой осоз­нанности позволит нам обрести внутреннюю свободу и приблизиться к реализации истинного Я.

О НАСЫЩЕНИИ ЭГО

 

Человеку, бытие которого наполнено комплексами, страхами и подавленными желаниями, очень трудно, почти невозможно развиваться духовно. Его неудовлет­ворённое эго будет постоянно требовать компенсации и на попытки скомпенсироваться уйдёт вся доступная человеку энергия. Необходимость в самоутверждении будет отнимать его время и силы.

С определённой точки зрения можно условно делить людей на тех, у кого эго здоровое, и тех, у кого оно боль­ное. Человек со здоровым эго чувствует себя пусть не полностью, но реализованным — не важно, в работе ли, семье или увлечениях. Он более уравновешен и ему не требуется постоянно доказывать окружающим свою полноценность. В этом смысле он более свободен. Че­ловек с больным эго будет постоянно натыкаться на собственную неполноценность, страдать от этого и пы­таться доказать окружающим, что именно они, а не он, неполноценны.

Есть духовные пути, предлагающие плюнуть на по­давленные желания и комплекс неполноценности и с помощью различных практик избавиться от эго, обретя какое-нибудь невыразимое состояние — напри­мер, просветление. На деле это выглядит так: люди с больным эго начинают заниматься медитациями, мо­литься, поститься и т. д. и компенсируются с помощью чувства избранности. «Все попадут в ад, а я нет», — ду­мают они и получают от этого удовлетворение. «Все грешны и противны Господу, а я приятен», — так они размышляют на досуге, даже если сами и не замечают этого. Вся их духовность превращается в компенсацию больного эго. В результате они трансформируют его в духовное эго, осуждающее всех, и оно становится не­преодолимой преградой к реальному росту.

Поэтому для искреннего искателя имеет значение во­прос насыщения своего эго. Пока оно не насыщено, же­лания толпятся внутри, создают напряжение и отвле­кают от цели; таков закон, и с ним нельзя ничего сделать.

То, что должно быть прожито, — должно быть про­жито, и смысл только в том, будет ли это осуществлено бессознательно или станет очередным шагом в изме­нении своего бытия.

Отрицание своих желаний есть до некоторой степени отрицание себя, и как правая рука никогда не сможет побе­дить левую, так борьба против своих желаний всегда при­водит к поражению. Те, кто отрекается от мира, уходя в мо­настыри, даже если им удастся избежать подавления всех видов чувств и желаний, лишают себя возможности обога­тить свой опыт и познать разные стороны жизни.

Нет ничего плохого в том, чтобы, красиво одевшись, выйти на улицу и насладиться вниманием прохожих. Суть действия определяется его целью. Если цель огра­ничивается получением внимания от окружающих, то она слишком мелка. Если же целью является получе­ние опыта от такого действия, наблюдение возникаю­щего внутри удовлетворения и прочих реакций, то она имеет учебную функцию и вполне может быть частью духовной работы. Тот, кто ищет, всегда выбирает та­кой способ действия.

Есть желания, которые необходимо удовлетворить, чтобы избавиться от комплекса неполноценности. По сути, это первые шаги к самореализации.

Искатель не должен бояться собственных желаний, иначе этот страх будет сильнее его и не позволит ему приблизиться к Истине. Какие-то желания могут быть осознаны и отброшены, какие-то — воплощены в жизнь.

Понимание целей своих действий и присутствие в том, что делаешь, позволяет даже лечение комплекса неполно­ценности превратить в духовную работу, средство на Пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: