Как разотождествиться с умом

 

Любое разотождествление, будь то с телом, эмоция­ми или умом, происходит в процессе наблюдения объекта отождествления и осознания дистанции между наблюдающим и наблюдаемым. При этом, чем дольше вам удаётся оставаться в позиции наблюдателя, тем очевиднее становится подчинённая роль низших тел по отношению к сознанию. А не наоборот, как это практи­кует большинство людей.

Исходя из того, что подлинный искатель стремится постоянно осознавать себя и отслеживать свои внут­ренние импульсы и внешние проявления, я опишу ос­новы техники наблюдения деятельности ума как осо­бое специальное упражнение.

Следует понимать, что эта работа может быть нача­та только тогда, когда ищущий уже уверенно владеет основами свидетельствования и медитации, имеет не­который постоянный повседневный уровень осознан­ности, иначе, скорее всего, он потерпит неудачу.

Итак, вы решили понаблюдать за работой ума. Ста­райтесь выбирать то время для выполнения этой тех­ники, когда у вас в распоряжении имеется достаточное количество энергии. Если вы устали или вам хочется спать, лучше не беритесь за неё.

В момент наблюдения у вас должно быть свободное время, которое не будет ограничивать вас, и в уме не будут выскакивать мысли типа: «Пора заканчивать, надо идти в магазин».

Упражнение лучше всего делать сидя, не важно, на полу или на стуле, важно, чтобы спина была прямая, но не напряженная. Когда вы сели, чтобы начать выполнение упражне­ния, одну-две минуты посвятите подготовке — отсле­дите тело, чтобы в нём не было напряжений, отвлекаю­щих вас, позвольте энергии успокоиться, «улечься». Затем начинайте наблюдение.

Первый слой вибраций, с которым вы столкнетесь, будет слой постоянно текущих и сменяющих друг друга мыслей. Это слой наиболее сильных, грубых вибраций, его легко видеть, тем более что все в основном именно с ним отождествлены. Это тот самый мыслепоток, ко­торый как бы поддаётся контролю со стороны думаю­щего. Наблюдать его несложно, трудность заключается в том, чтобы не поддаться привычному удовольствию подумать о делах своих скорбных и не улететь вслед за мыслями в неведомые дали.

Следует удерживать своё внимание неотождеств­лённым столько, сколько это возможно. С непривычки это упражнение вначале требует существенного уси­лия, на поддержание которого уходит немало энергии.

Если вы чувствуете, что отождествляетесь, что мысли уносят вас, — заканчивайте упражнение. Поспать вы можете и в постели.

Если вы упорны и решительны в своём наблюдении, то первый слой мыслей вы быстро пройдете и ясно уви­дите второй слой. Его вибрации тоньше, и он хуже под­даётся управлению человеком. Это слой, на котором крутятся и повторяются разные мотивчики, на нём же создаются и живут все виды навязчивостей — от слов-паразитов до неотступных мыслей о самосовершен­ствовании или самоубийстве.

В этом же слое при наблюдении вы можете столк­нуться со зрительными образами, связанными со стра­хами или желаниями, чередой ярких картинок, кото­рые и осознать-то сложно, так быстро они меняются.

Пройти этот слой несколько труднее, чем предыду­щий, потому что ум во время выполнения техники стремится выйти из игры — т. е. заснуть. Если вы чувст­вуете, что засыпаете, бросайте упражнение — не позво­ляйте уму взять верх над вами.

Когда вы пройдете второй слой, вам откроется тре­тий — самая сердцевина того, что называется умом. Это центр самых тонких вибраций высокой частоты. Именно он приводит в движение два предыдущих слоя. На этом уровне нет ни слов, ни картинок, только ощущение вибраций и энергии. Иногда перед внутренним взором могут возникать какие-нибудь цвета.

Наблюдая этот центр, вы можете столкнуться с си­туацией истинной остановки ума. Если такое произой­дет, вы уже никогда больше не будете отождествлены с умом.

Обозначим правила, которые следует соблюдать при выполнении данной техники:

1. Если вы решитесь следовать ей, помните, делать её раз-два в неделю — бесполезно. Нужен цикл еже­дневных занятий — пять-десять и т. д. дней.

2. Не обращайте внимания на время, которое вы тра­тите на упражнение. Не позволяйте уму быть хозяи­ном положения. Если вы засыпаете через три минуты после начала упражнения — бросайте. Вернётесь к упраж­нению завтра и, может быть, продержитесь дольше.

3. Если хотите пройти технику до конца, на период всего цикла своих занятий откажитесь от любой формы принятия алкоголя. Он усиливает грубые вибрации ума и затрудняет вхождение в глубины.

Кто ищет, тот найдёт, а любую дорогу осилит иду­щий. При должном упорстве и решительности всё по­лучается.

 

СУДЬБА

 

Каким бы занятым собой или внешними делами не был человек, рано или поздно он вынужден заду­маться о собственной судьбе. На бытовом уровне та­кие размышления обычно сводятся к тяжелым вздохам и чувству жалости к себе, с которым большинство не расстаётся с детства. На уровне метафизическом мыс­литель, пытающийся разобраться с понятием судьбы, должен начинать с признания того факта, что слово, существующее в языке, должно соответствовать и пред­ставлять какое-то проявление Реальности. Развитие науки и вбиваемое в головы детей всеобщее среднее образование создаёт внутри среднестатистического гражданина некое убеждение объяснённости и понятно­сти окружающего мира. Внешняя природа раздроблена до атомов, внутренняя же природа человека сведена к исследованию тела и способов воздействия на него. Судьба при таком подходе превращается в расплывча­тое понятие, подразумевающее под собой наличие не­преодолимых обстоятельств в человеческой жизни.

Для мистиков существование судьбы является с од­ной стороны проявлением Божественной Воли, с дру­гой стороны фундаментальной тайной бытия. Понима­ние судьбы как закона, которым Господь проявляет свою Волю по отношению к конкретному человеку, уничтожает иллюзию существования у человека сво­боды выбора и идёт вразрез с большинством мировых религий в том виде, в каком мы их знаем. Принятие постулата о предопределенности человеческой жизни лишает её того смысла, каким каждый из живущих так или иначе пытается её наделить. Как и большинство вопросов, обращенных к попытке понимания главных проблем человеческого бытия, умозрительный ответ на него невозможен. Каким бы мощным ни был интеллект философа, пытающегося справиться с этой задачей, всегда будут существовать аргументы противополож­ные друг другу и исключающие возможность однознач­ного ответа.

Принятие судьбы, как реально существующего аспекта человеческого бытия, невозможно для эго, по­тому что ставит под сомнение наличие свободы выбора и столь ценимое нашим низшим Я представление о соб­ственной независимости. Принятие судьбы как данно­сти идёт вразрез с большинством иллюзий, которыми живёт наш ум. Некоторым кажется, что заранее угото­ванная человеку судьба лишает его ответственности за свою жизнь, превращая его в марионетку, однако они забывают о том, что знать путь и пройти его — не одно и то же. К примеру, рождаясь с судьбой пророка, чело­век получает всё, что законы мира готовят такой судьбе: непонимание, сопротивление, гонения, насмешки и в некоторых случаях мученическую смерть. И кто сможет ответить на вопрос, что более формирует об­стоятельства судьбы: Воля Господа, следуя которой действует пророк, или она же, явленная через законы существующего мира, зачастую препятствующие дея­ниям пророков? Можно ли сказать, что внутренние качества, с которыми мы приходим в жизнь, сталкиваясь с обстоятельствами окружающего нас общества и мира, являются тем зерном, из которого постепенно вырас­тает наша судьба? Возникают ли эти качества случайно, как результат произвольной комбинации наследствен­ных генов, или же они есть отблеск качеств нашей души, нашего высшего Я?

Ответ, опирающийся на логику, здесь невозможен. Ответ лежит внутри нас. Каждый из нас, если захочет, сможет узнать, зачем он появился на этот свет и какова его роль в этом бесконечном хороводе, именуемом жиз­нью. Для этого нужна самая малость — перестать го­няться за внешними атрибутами, подчеркивающими нашу необычность и значительность, и, погрузившись внутрь себя, пройдя через слои иллюзий и обуслов­ленности, обнаружить свою истинную природу. Даже в своём обычном, полубессознательном состоянии че­ловек может чувствовать, что является его судьбой. Другое дело, что большинство не готово принять её и потому лелеет мечты и грёзы о внезапных переменах в своей жизни и о свершении самых заветных желаний. Только поэтому вопрос «есть ли у человека судьба» до сих пор остаётся столь неясным и запутанным.

Знание всегда лучше его отсутствия. Знание своей судьбы помогает нам превратиться в сознательных по­мощников в реализации Воли Всевышнего и перестать быть слепыми марионетками, рассуждающими о сво­боде воли и принципах демократии.

 

ИРОНИЯ СУДЬБЫ

 

Самым прекрасным и одновременно самым страш­ным свойством Судьбы является её неизбежность. Люди, лелеющие свои иллюзии, могут сколь угодно наслаждаться неведением относительно своих врож­дённых способностей и своего же предназначения. Бу­дущее их кажется неопределённым и подразумеваю­щим наличие свободы выбора. Эта иллюзия поддержи­вает их возможность желать чего-то большего и питать все виды надежд. При этом они строят планы и умуд­ряются проводить их в жизнь, ведь планы — это хоро­шо сформулированное выражение желания, а жизнь и человеческое общество существуют за счёт желаний.

Судьба тех, кто живёт иллюзиями, — пребывать в иллюзиях и отрицать наличие реальности, которую можно видеть прямо, без дымовых завес.

Участь тех, кто знает свою Судьбу, имеет сторону, когда само знание является испытанием. Чтобы жить без ил­люзий, требуется немалое мужество, знание Судьбы и Истины не может быть уделом слабых. Поэтому тот, кто знает, чувствует надвигающуюся беду и иногда может изменить ситуацию, а иногда — нет. Тогда, когда он точ­но знает, что произойдёт, это знак того, что ему можно (нужно?) вмешаться... иначе, зачем это знание? Бывают моменты, когда совершенномудрый ощущает грядущие неприятности, но не имеет другого выбора, кроме того, чтобы пройти всё предначертанное от начала до конца.

Если он не принимает предначертанного, то он не совершенномудрый. В ином случае, он идёт туда, где должен быть, и пьёт чашу до дна, настолько, насколько может...

Без такого принятия, без такой проверки на дове­рие, на готовность к сознательному страданию невоз­можно завершение Пути... Примеров тому полно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: