Олицетворением Родины. Река - это то постоянное, что объединяло мирное и военное время

Роль внутренних монологов в характеристике Григория.

Внутренний монолог – это диалог с самим собой. В романе «Тихий Дон» внутренние монологи мы можем встретить в основном только у главного героя – Григория Мелехова, в которых он выражает свои чувства, мысли. В третьем томе романа «Тихий Дон» можно выделить следующие его внутренние монологи:

«И после того, когда полк вступил в полосу непрерывных боёв, Григорий всегда, сталкиваясь с неприятелем, находясь в непосредственной от него близости, испытывал всё то же острое чувство огромного, ненасытного любопытства к красноармейцам … «А что за люди? А какие они?» … Тут ему приходилось иметь дело с русскими солдатами, с какими-то иными людьми …»

Мы видим, что Мелехову не знакомы эти люди – красноармейцы, он не знает кто они, какие они, испытывает острое чувство любопытства к этим людям, хочет их узнать. Он не понимает, почему с ними воюет, зачем и для чего.

«Григорий перебрасывал взгляд с дороги на скачущую зимнуху. «Точи-плуг! Точи-плуг!» — выщёлкивала она. И нечаянно вспомнилось Григорию, как вместе с Петром в детстве пасли они в степи индюшат, и Петро, тогда белоголовый, с вечно облупленным курносым носом, мастерски подражал индюшиному бормотанью и так же переводил их говор на свой детский, потешный язык. Он искусно воспроизводил писк обиженного индюшонка, тоненько выговаривая: «Все в сапожках, а я нет!» … как старый индюк, ходил боком, бормотал: «Гур! Гур! Гур!» Тогда Григорий смеялся счастливым смехом …»

В этом монологе Григорий вспоминает о своём детстве, о доме. Монолог показывает, что где бы не находился Григорий, в какой бы сложной ситуации он не был, единственным успокоением для него было это воспоминания о доме, там где он родился, жил, работал. Ведь именно в доме и в семье он нашёл свою правду.

«… Григорий остро ощутил горделивую радость: такой массой людей он ещё никогда не командовал. Но рядом с самолюбивой радостью тяжко ворохнулись в нём тревога, терпкая горечь: сумеет ли он водить так, как надо? И ему ли властвовать над тысячами жизней и нести за них крестную ответственность. «А главное против кого веду? Против народа… Кто же прав?».

Здесь мы видим, что Григорий находится в состоянии тревоги, растерянности. Ему впервые довелось командовать тысячами казаками, и он не хочет жертвовать их жизнями и нести за них ответственность. А самое главное в том, что он не понимает против кого поведёт их, опять же зачем? И кому верить, кто прав?

Также можно найти монологи, в которых Григорий думает о смерти, что ему незачем жить, он всё испытал, всё перепробовал, а жизнь ничего нового не преподносит:

«Жил и всё испытал я за отжитое время. Баб и девок перелюбил, на хороших конях… эх!… потоптал степя, отцовством радовался и людей убивал, сам на смерть ходил, на

синее небо красовался. Что же нового покажет мне жизнь? Нету нового! Можно и помереть. Не страшно».

Можно выделить монолог, в котором мы видим проявление любви, заботы Григория к Аксинье:

 «Единственное, что оставалось ему в жизни это – с новой и неуемной силой вспыхнувшая путника в знобящую чёрную осеннюю ночь далёкий трепетный огонёк костра в степи. Вот и сейчас, возвращаясь из штаба, он вспомнил о ней, подумал: «Пойдём мы на прорыв, а она как же? – и без колебаний и долгих размышлений решил: — Наталья останется с детьми, с матерью, а Аксютку возьму. Дам ей коня, и пуща при моём штабе едет»

Образ Дона в романе.

Название книги очень символично. "Тихий Дон" предстает перед нами отнюдь не спокойной и размеренной рекой. Река очень изменчива и непостоянна, как и жизнь людей. Дон,словно живой, то бурлит, багрянится от крови, бушует, выходит из берегов, то не спеша переливается на солнце. Дон - как зеркало, отображает все то, что происходит с казачеством. 1912- 1922 - тяжелые годы для донских казаков. Революция и первая мировая война, братоубийства, тысячи павших с сражениях накладывают свои отпечатки на реку, которая сопереживает и беспокоится, за тех, за кем наблюдала с рождения и чьи жизни закончились в ее водах. О том, что происходит за эти десять лет c казачеством, мы узнаем из произведения "Тихий Дон".

Дон символизирует стабильность и надежду, которая так необходима во время войны. Чтобы не происходило с народом, одно останется неизменным - Дон, уносящий воды к морю. Река будет продолжать движение и ничто этого не изменит. Смотря на нее, люди верили, что час, когда возвратится мир и покой в их жизнь - близок. Война закончится и все вернется на круги своя - семья, работа, быт. Это то, что заставляло простой народ вставать по утрам - вера в лучшее и надежда. Когда героям становилось особенно тяжело, они обращались к Дону за помощью. (Аксинья просит реку забрать свою безответную любовь)

Дон - символ Родины, то, что люди хотели защитить и за что были готовы воевать и отдать свои жизни. В предвоенное время люди трудились, заводили семьи, наслаждались жизнью. Река обеспечивала их водой. В военные годы казаки смотрели на Дон и он предавал им сил, ведь это то, что они хотели бы уберечь и сохранить для следующих поколений. Это мощь и величие Родины, которая способна преодолеть все: войны, мятежи, революции.

Дон - защитник казаков. Река всегда за них. Например, Дон разделяет белых казаков от чужаков - красных солдат. Река скрывает участников банды Фомина на одном из островов. А буря на берегу Дона сближает Аксинью и Григория.

Дон - центральная фигура в произведении писателя и полноправный участник и свидетель всех событий, которые произошли на его берегах. Он вселял надежду в людей, был символом всего того, за что они боролись. Дон стал для казаков

олицетворением Родины. Река - это то постоянное, что объединяло мирное и военное время.

Не зря автор назвал роман " Тихий Дон", так как непрерывное течение реки как течение времени и истории. Мы не в силах остановить его. Чтобы не происходил с людьми, глядя на эту великую реку они будут помнить о прошлом и чтить его память, но и не забывать о будущем, которое непременно будет лучше, чем настоящее.

Эпизоды  имеют символическое значение. Дон — символ истории России, символ казачества, народа и выражение идеи текучести времени: «Неужели вы думаете, Подтелков, что за вами, за недоучкой и безграмотным казаком, пойдёт  Дон? Если пойдут, так кучка оголтелых казаков, какие от дома отбились!» [7, с. 485].

И детали Дона имеют символическое значение:

· хрупкий лед на Дону — символ неустойчивости, ненадежности,

· крутой спуск к Дону — символ переломных событий в истории народа,

· россыпь ракушек символизирует народ,

· намелованные волнами гальки обозначают тяжёлые испытания,

· вороненые ряби стремени Дона являются символом тех событий, которые произойдут в жизни казачества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: