Каковы основные трудности процесса адаптации к школьному обучению?

В чем суть кризиса 7 лет? Его симптомы?

Кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

Кризис 7 лет обусловлен тем, что в жизни ребенка заканчивается дошкольный период и начинается младший школьный. Многим родителям кажется, что они хорошо понимают то, что переживает их чадо: идет адаптация к учебе, создающая сложности.

В семь лет у ребенка не просто изменяется образ жизни. Начинается осознание своего социального «я», предпринимаются попытки установления наиболее тесных контактов с окружением, уходит наивное и непосредственное восприятие действительности. Теперь он воспринимает себя не просто как физически существующий человек, но и как человек со своими психическими особенностями, своим внутренним миром, отличающим его от других людей.

Подобные многообразные новые ощущения повергают ребенка в шоковое состояние. И в этих условиях еще нужно влиться в жизнь школы, реагируя на вызовы окружения.

В 7 лет у ребенка происходит формирование психологических новообразований, определяющих сущность этого кризиса. Они чётко прописаны в психологии и выражаются:

  • произвольностью;
  • осмыслением своих переживаний;
  • подчинением взаимных отношений определенным требованиям;
  • вступлением в наиболее широкую социальную общность

Из новообразований формируются основа кризиса 7 лет и причины проблем ребенка и окружающих его людей.

Ведущей деятельностью этого возраста является учебная деятельность, предполагающая, что ребенок осваивает обобщенные способы действий в системе научных понятий.

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).

Поведение детей отличается непослушанием. Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик. Малыш выбрасывает игрушки, отказывается от любимой еды (нравится сок – пьет чай «как мама»), не следует установленному режиму. Своеволие проявляется сопротивлением вопросам, просьбам взрослых. Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. Критика формирует неуверенность, пассивность, безынициативность.

 

Составьте схему, раскрывающую понятие и основные компоненты психологической готовности к школе.

Общая готовность

            Психологическая готовность          Физическая готовность

 

Личностная готовность                                     Интеллектуальная готовность

        Самооценка

Мотивационная                                                  Знания                          Речь

                       Коммуникативная готовность                 Способы познания

Эмоционально-волевая готовность                  Познавательные процессы

                                                                                  Познавательные интересы

 

 

Какими психологическими проблемами отмечен переход от дошкольного к младшему школьному возрасту?

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей.

При сопровождении перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту основные усилия направляются на развитие у детей определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. При этом должным образом не учитываются «внутренние» предпосылки самого ребенка - особенности личностного и умственного развития.

При сопровождении переходного периода необходимо, чтобы взрослый человек (учитель, воспитатель, родитель, психолог) выступил посредником между ребенком и подлежащей усвоению культурой (Б.Д. Эльконин, К.Н. Поливанова, Е.А. Бугрименко). Однако современное состояние детства показывает, что на данном этапе развития общества такого социально фиксированного и заданного места нет. Поэтому, место и функция взрослого как посредника должно становиться специальным предметом поиска и опробования.

Каковы основные трудности процесса адаптации к школьному обучению?

Трудности адаптации детей к школьному обучению можно разделить на три группы: физиологические, организационно – педагогические и социально – психологические. Каждая группа включает в себя ряд проблем, с которыми сталкивается практически каждый первоклассник. Физиологические трудности характеризуются степенью напряженности функциональных систем детского организма. Антропова М.В. и Кольцова М.М. исследовали данную группу трудностей [6]. То, как именно происходит функционирование внутренних систем, какие изменения и проблемы могут встретиться в процессе адаптации первоклассника к школе. Рассматривали нарушения высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, сердечно – сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, гигиенических требований и т.д. Такое пристальное изучение проблемы позволило выделить три фазы физиологической адаптации. Первая фаза – ориентировочная, когда организм только сталкивается со систематическим процессом обучения, появляется напряжение, возникает так называемая «физиологическая буря», которая длится две-три недели. Вторая фаза – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит способы решения проблемы. Третья фаза – период относительно устойчивого приспособления. На данном этапе фазы организм находит оптимальные выходы для решения напряженных ситуаций, находит варианты реагирования на то количество нагрузки, с которой столкнулся школьник. Успешность процесса адаптации во многом зависит от внутреннего состояния и физического здоровья учащегося, но социально-психологический фактор играет немаловажную роль в приспособлении обучающегося к новой образовательной среде. Социально-психологические трудности возникают у первоклассника под воздействием новых социальных требований и норм к его деятельности и поведению. Младший школьник сталкивается с новым для себя социумом, в котором есть свои правила и нормы, соблюдаемые всеми. Происходит процесс перестройки и переоценки своего поведения и деятельности. Вчерашний статус «дошкольник» меняется на новый социальный статус «школьник», который влечет за собой ответственное выполнение всех его обязанностей, но далеко не все первоклассники готовы к этому. Появляются трудности в общении со взрослыми и сверстниками, в адекватности поведения, в принятие статуса «Я школьник». Организационно-педагогические трудности возникают при проявлении предыдущих двух групп трудностей. К данной группе причисляют такие проблемы как несформированность навыка самообслуживания, навыка организации своего рабочего места, не соблюдение правил, установленных учителем и взрослыми, нарушение режима дня, неаккуратное отношение к своим личным вещам, а также вещам одноклассников и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: