Раскройте особенности поведения детей в школе в зависимости от стиля адаптации?

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения успешной учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению

Это связано с возрастными особенностями младших школьников и особенностями организации обучения.

Во-первых, поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Это и огромная радость, но и гордость и, одновременно очень нелегкий и ответственный период в жизни ребенка. С поступления ребёнка в школу изменяется привычный стиль его жизни. Вся его деятельность превращается из процессуальной (деятельности ради процесса) в результативную (направленную на результат). Теперь ребёнок должен надолго откладывать свои непосредственные желания, не просто писать, а написать по всем требованиям, подчиняться многочисленным “нельзя”. Адаптация ребёнка к этим сложным условиям невозможна без их внутреннего эмоционального принятия.

Во-вторых, поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста. Младший школьный возраст является важным рубежом становления положительной мотивации учения. Именно в младшем школьном возрасте формируются основные компоненты учебной деятельности и происходит такая перестройка мотивационно-потребностной сферы учащегося, что ведущими, доминирующими побуждениями становятся учебно-познавательные мотивы. Перестройка мотивации учения неразрывно связана с положительным восприятием ситуации учения.

В-третьих, отношение учащегося начальных классов к себе базируется на успешности результатов учения как ведущего вида деятельности. Самооценка ребёнка этого возраста гармонична и гармония строится вокруг оценки учебного труда. Если ученик считает себя успешным в учёбе, то от уверен в своей смелости, доброте и других положительных качествах. Если же его успехи в учёбе скромные, то он низко оценивает себя и в других сферах жизнедеятельности и не уверен в наличии положительных качеств.

В-четвёртых, начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Начальная школа призвана систематизировать знания учащихся об окружающем мире, о самом себе и сформировать базовые познавательные навыки, развивать умения учащихся. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Выполнение этих задач возможно лишь в том случае, когда ребёнок чувствует себя в классе комфортно, желает работать.

Под адаптацией детей в школе обычно понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни. Но ребёнок в школе должен адаптироваться, прежде всего, к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Урок характеризуется определённым типом организации учебного процесса, когда учитель строго ограничен временем, учебной программой и в большей степени ориентируется на класс в целом.

Продолжительность адаптации определяют обычно от 3-4 недель до 2-х месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. По другим данным, в среднем она продолжается от 10-18 дней до 1-3 месяцев (и даже более) и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности, снижением его самооценки.

 

Ее признаками являются: снижение работоспособности, успеваемости ребенка, ухудшение памяти, рассредоточение внимания, сложности в общении со сверстниками и взрослыми. В разной степени выраженности и продолжительности адаптационные трудности вхождения в школу возникают практически у всех детей, даже при своевременном начале систематического обучения.

· Аккомодационный стиль проявляется в склонности ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям школы.

· В ассимиляционном стиле отражается его стремление подчинить окружающую школьную среду своим потребностям.

· Незрелый стиль приспособления, обусловленный психическим инфантилизмом, отражает неспособность ученика перестроиться в новой социальной ситуации развития.

Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе

По степени адаптированности, детей можно условно разделить на три группы

1. Дети адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

2. Дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как

 

правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

3. Дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Первый этап физиологической адаптации — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие

На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и «в долг берет». Поэтому учителю важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается. Буря начинает затихать.

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: