Назначение и технические данные. Генераторы ДК-405К (установлены на электровозах ВЛ11 и ВЛ11у, выпуск до октября 1976 г.) и НБ-110 (устанавливают с октября 1976 г.) предназначены для питания цепей управления, освещения и обмоток независимого возбуждения преобразователей НБ-436В.
Технические данные генераторов управления следующие:
ДК-450К НБ-110
Мощность кВт 4,5 8
Напряжение, В 50 64
Ток якоря, А 90 125
Ток возбуждения, А — 3,9
Частота вращения, об/мин 990 990
Сопротивление обмотки якоря при
температуре 20 °С, Ом 0,0226 0,0222
Сопротивление катушек полюсов
при температуре 20 "С, Ом:
главных 5,85 6,01
дополнительных 0,01316
Класс изоляции обмоток:
Остова F
Якоря В
Род тока постоянный
Режим работы продолжительный
Возбуждение независимое
К. п. д 0,8115 0,825
Масса кг 247 300
Генератор ДК-405К представляет собой четырехполюсную машину без дополнительных полюсов. Он состоит из остова, якоря и щеточного аппарата, Генератор своих подшипниковых щитов не имеет.
Остов генератора с торцовой стороны закреплен на подшипниковом щите электродвигателя ТЛ-110М, установленном со стороны коллектора. Остов отлит из стали 25Л-1 и имеет цилиндрическую форму. Сердечник главного полюса набран из тонкой листовой стали Ст2 толщиной 1,5 мм и скреплен стальными заклепками. Каждый полюс к остову закреплен двумя стальными болтами М16, Катушка главного полюса намотана из обмоточного провода ПСД диаметром 2,1 мм и имеет 510 витков. Корпусная изоляция катушек выполнена из стеклослюдинитовой ленты ЛС40Ру-ТТ размерами, 0,13X25 мм в четыре слоя с перекрытием в половину ширины и пропитана совместно с полюсными сердечниками в эпоксидном компаунде ЭМТ-1 или ЭМТ-2 ТУ ОТН.504.002—73, Катушки совместно с полюсными сердечниками представляют собой неразъемные моноблоки. Воздушный зазор между якорем и полюсами составляет 2,2 мм.
Якорь генератора насажен консольно на цилиндрическую часть вала электродвигателя ТЛ-110М и состоит из коллектора сердечника А с обмоткой передней нажимной шайбы напрессованных на втулку. Сердечник набран из электротехнической стали 1312 толщиной 0,5 мм.
Обмотка якоря волновая и состоит из 27 катушек, уложенных в пазы якоря. Соединение концов обмотки и клиньев с петушкам» коллектора выполнено пайкой оловом 03 ГОСТ 860—75 с флюсом КСп ОСТ 160.614.011—71 погружением в ванну. Катушка якоря в пазах и лобовые части катушек закреплены стеклобандажной лентой толщиной 0,18 мм по СТП, ТН, 128—71. Катушка якоря изготовлена из провода ПЭТВСД размерами 1,25X6,0 мм, имеет восемь элементарных проводников, расположенных по высоте в два ряда по четыре проводника в ряду. Корпусная изоляция состоит из двух слоев стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,11 мм, одного слоя фторопласта толщиной 0,03 мм, уложенных с перекрытием в половину ширины ленты, и одного слоя стеклоленты толщиной 0,1 мм, уложенной встык.
Коллектор генератора состоит из 107 пластин, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками и собранных в пластмассовом корпусе, являющемся несущим изолирующим элементом конструкции. Коллектор для насадки имеет стальную втулку. Щеточный аппарат генератора состоит из траверсы поворотного типа, на которой укреплены четыре изоляционных пальца со щеткодержателями. В щеткодержателях установлены щетки ЭГ-2А размерами 16X32x32 мм. Генератор имеет независимую вентиляцию. Воздух через отверстия в крышке //и крышках коллекторных люков поступает в генератор и затем затягивается через отверстия в подшипниковом щите 6 электродвигателя ТЛ-110М.
Электродвигатель ТЛ-110М с генератором ДК-405К собирают в такой последовательности. На остове электродвигателя запрессовывают и закрепляют подшипниковый щит со стороны коллектора. Затем остов устанавливают иа специальный стеллаж щитом вниз, опускают якорь двигателя, запрессовывают и закрепляют подшипниковый щит со стороны, противоположной коллектору, после чего поворачивают электродвигатель в рабочее положение и закрепляют на валу якоря двигателя якорь генератора, устанавливают остов генератора, щеточный аппарат генератора и подсоединяют выводные концы, Демонтируют электродвигатель ТЛ-110М с генератором управления ДК-405К и обратной последовательности.
С целью повышения надежности работы на электровозах в настоящее время устанавливают генераторы управления НБ-110. В отличие от генератора ДК-405К генератор НБ-110, кроме четырех главных полюсов, имеет четыре дополнительных, изготовленных из толстолистовой стали Ст2. Остов генератора отлит из стали 25Л-1 или выполнен сварным из стального проката марки СтЗ. Сердечник главного полюса к остову закреплен двумя стальными шпильками М1б, а дополнительного двумя латунными болтами М16.
Катушка дополнительного полюса изготовлена из прямоугольного провода ПММ размерами 2,5X13,2 мм и имеет 18 витков. Корпусная изоляция выполнена из стеклослюдинитовой ленты ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13X25 мм в три слоя с перекрытием в половину ширины ленты. Катушки совместно с полюсными сердечниками представляют собой неразъемные моноблоки. Воздушный зазор между якорем и сердечниками дополнительных полюсов равен 3 мм. Для обеспечения надежной коммутации при переходных режимах между остовом и дополнительными полюсами установлены диамагнитные прокладки толщиной 1 мм. В остальном конструкция генератора НБ-110 идентична с генератором ДК-405К.