Преобразователь НБ-436В предназначен для питания обмоток возбуждения тяговых электродвигателей при рекуперативном торможении.
Технические данные:
Двигатель Генератор
Напряжение на коллекторе, В 3300 38
Ток якоря, А 15 800
Мощность, кВт 40,7 30,4
Сопротивление обмотки якоря при 20 °С, Ом 6,31 0,00331
Сопротивление всех катушек полюсов
обмотки последовательного возбуждения при
20°С, Ом......... 9,070,00493
Сопротивление всех катушек обмотки
независимого возбуждения при 20°С, Ом 1,0600,62
Сопротивление всех катушек
дополнительных полюсов при 20°С, Ом 1,6980,00162
Класс изоляции по нагревостойкости:
Остова FF
Якоря ВВ
|
|
Частота вращения, об/мин 1290
Система вентиляции самовентилирующийся
Сопротивление демпферного резистора, Ом 10 ̶
К. п. д. без демпферного резистора 0,8570,755
Масса, кг1900
Преобразователь НБ-436В состоит из шестиполюсного низковольтного генератора постоянного тока и четырехполюсного высоковольтного электродвигателя, смонтированных на одном валу и представляющих собой однокорпусный двухмашинный агрегат. Неразъемный остов преобразователя цилиндрической формы отлит из стали 25Л-1, он является одновременно магнитопроводом. Остов имеет специальные лапы для крепления преобразователя к фундаменту, а также приливы с отверстиями для транспортировки.
Сердечники главных полюсов двигателя и генератора набраны из тонколистовой стали Ст2 толщиной 1,5 мм и скреплены стальными заклепками, а сердечники дополнительных полюсов изготовлены из толстолистовой стали Ст2. К остову главные полюсы прикреплены стальными шпильками М16, а дополнительные полюсы — болтами М16.
Двигатель преобразователя имеет смешанное возбуждение. Катушки главных полюсов последовательного возбуждения имеют по 95 витков. Они изготовлены из прямоугольного провода ПСД размерами 1,6х3,0 мм, а катушки независимого возбуждения имеют по 234 витка и изготовлены из прямоугольного провода ПСД размерами 1,6х2,36 мм. Катушки дополнительных полюсов имеют по 219 витков и изготовлены из прямоугольного провода ПСД размерами 1,6х3,0 мм. Корпусная изоляция катушек последовательного возбуждения главных полюсов и катушек дополнительных полюсов состоит из шести слоев, а катушки независимого возбуждения — из трех слоев ленты стеклослюдинитовой ЛС40Ру-ТТ размерами 013х25 мм, уложенной с перекрытием, а половину ширины ленты. Катушки совместно с сердечниками полюсов пропитаны эпоксидным компаундом ЭМТ-1 ГУ ОТН.504.002—73 и представляют собой неразъемный моноблок.
|
|
Якорь аналогичен ТЛ110. Сердечник якоря набран из электротехнической стали 1312 толщиной 0,5 мм. Он имеет три ряда аксиальных отверстий для прохода вентилирующего воздуха. В пазы сердечника уложена обмотка якоря. Обмотка волновая, состоит из 49 катушек, намотанных семью секциями в четыре оборота.
Корпусная изоляция катушек якоря состоит из шести слоев стеклослюдинитовой лепты ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,11мм, уложенной с перекрытием и половину ширины ленты, одного слоя ленты из фторопласта толщиной 0,03 мм, уложенной с перекрытием в 1/4ширины ленты, и одного слоя ленты стеклянной электроизоляционной толщиной 0,1 мм, уложенной встык.
Генератор преобразователя имеет независимое возбуждение. Магнитная система генератора мало насыщена. На главных полюсах размещены катушки независимого и последовательного возбуждения. Катушки получают питание от генератора управления НБ-110 (ДК-405К) и имеют по 230 витков. Они изготовлены из провода ПСД размерами 1,6х4,0 мм. Корпусная изоляция выполнена из ленты стеклослюдинитовой ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13х25 мм в три слоя, уложенных с перекрытием.в половину ширины ленты. Катушки последовательного возбуждения, обтекаемые током рекуперации тяговых двигателей, обеспечивают необходимые характеристики генератора для устойчивой работы цепи. Они включены в две параллельные цепи по три последовательно. Катушки имеют по одному витку и изготовлены из прямоугольного медного провода размерами 3,8х22 мм марки МГМ. Намотку выполняют в два параллельных провода. Корпусная изоляция стеклослюдинитовая лента ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13х25 мм в шесть слоев, уложенных с перекрытием в половину ширины ленты.
Катушки дополнительных полюсов генератора имеют восемь витков и изготовлены из медного провода МГМ размерами 3,55х16 мм. Намотка выполнена в три параллельных провода. Корпусная изоляция — лента стеклослюдинитовая ЛС40Ру-ТТ размерами 0,13х25 мм в три слоя с перекрытием в половину ширины ленты.
Все полюсные катушки совместно с полюсными сердечниками пропитывают эпоксидным компаундом ЭМТ-1 ТУ ОТН.504.002—73. Они представляют собой неразъемный моноблок.
Сердечник якоря генератора набран из электротехнической стали 1312 толщиной 0,5 мм. Сердечник имеет три ряда аксиальных отверстий для прохода вентилирующего воздуха. В пазы сердечника уложена петлевая обмотка якоря с уравнителями. Она состоит из 57 катушек, каждая из которых имеет восемь отдельных проводников, расположенных по высоте в два ряда и по четыре проводника и ряду. Обмотка изготовлена из прямоугольного провода ПЭТНСД размерами 1,56х8 мм. Изоляция катушек выполнена из стеклослюдинитовой ленты ЛСЭК-5-СПл толщиной 0,11 мм, уложенной и дна слоя с перекрытием и половину ширины лепты, одного слоя ленты из фторопласта толщиной 0,03 мм, уложенного с перекрытием в 1/4 ширины ленты, и одного слоя ленты стеклянной электроизоляционной, уложенной встык. Число уравнителей 57. Они изготовлены из провода ПСДК размерами 1,6х5,6 мм и изолированы одним слоем лепты стеклянной электроизоляционной толщиной 0,1 мм, уложенной с перекрытием в половину ширины ленты. Соединение концов обмотки и клиньев с петушками выполнено пайкой оловом 03 ГОСТ 860—75 с флюсом КСп ОСТ.160.614.011—71 погружением в ванну.
Щеточный аппарат двигателя унифицирован со щеточным аппаратом электродвигателя ТЛ-110М. Щеточный аппарат генератора состоит из траверсы поворотного типа, на которой закреплены шесть пальцев, стержни которых изолированы бакелизировнной бумагой. На каждом пальце закреплены пять щеткодержателей, в которых установлено по одной щетке марки ЭГ-2а размерами 16х32х32 мм. Траверсу к остову крепят болтами.
|
|
Коллектор якоря двигателя унифицирован с коллектором двигателя ТЛ-110М (кроме размеров шлица). Коллектор якоря генератора набран из 228 медных пластин, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками, а от корпуса миканитовыми манжетами и цилиндром.
Якорные подшипники преобразователя роликовые. Со стороны двигателя установлен фиксирующий роликовый подшипник 80-92317Л1, со стороны генератора—плавающий подшипник 80-32317Л1. Наружные кольца запрессованы в подшипниковые щиты, изготовленные из стального литья, а внутренние кольца напрессованы на вал якоря. Конструктивное исполнение подшипникового узла обеспечивает создание в нем камеры для смазки, а также уплотнения для предотвращения утечки смазки из камеры. Подшипниковые щиты запрессованы в остове и прикреплены к нему каждый шестью болтами М20 с пружинными шайбами.
Преобразователь НБ-436В — самовентилирующаяся машина. Вентилятор машины насажен со стороны коллектора генератора на вал. Со стороны генератора на наружной стороне подшипникового щита установлено реле оборотов.
Сравнительные характеристики электрических машин электровоза ВЛ11:
№ п/п | Характеристика | ТЛ-2К1 | ТЛ110М | НБ110 | НБ-431 (ТЛ-122) | НБ436В | |
двигатель | генератор | ||||||
1 | Мощность, кВт | 670 / 575 | 53,1 | 8 | 21(25) | 40,7 | 30,4 |
2 | Частота вращения, об/мин | 830 / 790 | 990 | 990 | 440(515) | 1290 | |
3 | Количество полюсов | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 6 |
4 | Кол-во витков главного полюса | 19 | 287 | 510 | 564(460) | 95 / 234 | 230 / 1 |
5 | Соединение полюсов | последовательно | последовательно | независимая | последовательно | смешанная | независимая |
6 | Диаметр коллектора | 660 | 390 | 390(400) | 390х32 | 380х220 | |
7 | Количество пластин коллектора якоря | 525 | 343 | 107 | 343 | 343 | 228 |
8 | Обмотки якоря | петлевая | волновая | волновая | волновая | волновая | петлевая |
9 | Шаг по коллектору | 1-2 | 1 - 171 | 1 - 53 | 1 - 171 | 1 - 171 | 1 - 2 |
10 | Шаг по пазам | 1-13 | 1 - 11 | 1 - 7 | 1 - 11 | 1 - 13 | 1 - 10 |
11 | Размер щеток, мм | 2(8х50х60) | 10х25х50 | 16х32х32 | 10х25х50 | 10х25х50 | 16х32х32 |
|
|