Часть 17. Правительство России

 

Наши аналитическая позиции оппозиционны правящей группировке потому, что мы не можем согласиться с деятельностью Президента Пу-тина, с режимом, установившимся в стране, с той жизнью, которую этот режим уготовил народу.

 

В особенности конституционные — потому, что жизнь народа и стра-ны программируется Конституцией и именно Конституция РФ 1993 года ответственна за тот убогий вид, в котором страна и народ находятся. Поэтому, как необходимый ответ на нынешние безобразия, разработан проект новой Конституции России. В основании проекта лежит серьез-ная научная теоретическая база, разработанная нашим творческим кол-лективом методология построения конституций.

 

Проект Конституции может стать реальностью, поэтому и предлага-ем его изучить, понять, увидеть проблемы, которые вставали перед нами при разработке и которые объясняют многие использованные в проекте конструкционные решения.

 

Сегодняшняя тема — Правительство России.

Что о Правительстве страны записано в Конституции Советского Союза?

 

Конституция СССР

 

Статья 128. Совет Министров СССР — Правительство СССР — яв-ляется высшим исполнительным и распорядительным органом государ-ственной власти СССР.

 

Словосочетание «распорядительным органом государственной вла-сти» появилось потому, что государственное управление в советское вре-мя включало в себя хозяйственные функции, как это сейчас называют, корпоративные компоненты управления, т. е. управляло хозяйственны-ми комплексами государственной собственности, распоряжалось ими. Владение обеспечивалось тем, что это была государственная собствен-ность, распоряжение (кроме исполнения руководящих нормативно — правовых указаний) — это хозяйственная деятельность, ну, а с позиции пользования — в макро балансе страны более 60% получаемых от всех государственных активов, фондов и управленческой деятельности благ получал народ. По нашей Конституции народ будет получать примерно столько же, хотя конструктив страны будет другой.


 

281


Статья 129.Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национально-стей в составе Председателя Совета Министров СССР, первых замести-телей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.

Таково было иерархическое соотношение масштабности и веса управ-ленческого мандата Совета Министров с иными органами государства.

 

В нашей Конституции такой подход воспроизводится, устанавливая иерархию министерств, но это еще впереди.

 

Вот еще одна важная и интересная норма, которая тоже перекликает-ся с нашим решением.

 

В состав Совета Министров СССР входят по должности председа-тели Советов Министров союзных республик.

В большой стране, состоящей из крупных субъектов союза — союз-ных республик, руководители субъектов по должности входили в общий Совет Министров, Союзное Правительство. Это была правильная идея, разрушенная в ельцинской Конституции. Я много раз пытался эту идею провести в жизнь, предлагал ее еще Евгению Максимовичу Примако-ву, поэтому в нашей новой Конституции она найдет свое воплощение. Представители регионов должны быть в исполнительной федеральной власти.

 

Совет Министров СССР слагает свои полномочия перед вновь избран-ным Верховным Советом СССР на его первой сессии.

 

Президента в СССР (до Горбачева) не было, про ЦК КПСС, Полит-бюро ЦК в советской Конституции нет ни слова, но реально за государ-ственным фасадом СССР правила именно КПСС.

 

Статья 130.Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

 

Мы уже обсуждали тему малой легитимности Президиума Верхов-ного Совета, представляющего фактически несменяемую номенклатуру, избранную редко и сессионно действующим Верховным Советом СССР.

 

И вновь, за кулисами всей конструкции была и фактически, хотя и вне закона, и незаконно, и руководила номенклатура КПСС. Это не могло не закончиться плачевно, поскольку когда в государственном устройстве что-то происходит по формуле: «их там нет», а они там на самом деле есть, то это неизбежно плохо кончается.


 

282


Статья 131. Совет Министров СССР правомочен решать все вопро-сы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, по-скольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховно-го Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

Чем занимается Совет Министров СССР?

 

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ре-сурсов, по укреплению денежной и кредитной системы, проведению еди-ной политики цен, оплаты труда, социального обеспечения, организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяй-ственными предприятиями и объединениями, предприятиями транс-порта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;

Это перечень направлений ответственности правительства СССР.

Если проанализировать послания Президента России Федеральному со-бранию, в которых должны быть конкретизированы основные направле-ния внутренней политики страны на год, то такого объемного перечня сфер ответственности у Путина нет, а поэтому так отличны результаты государственного управления.

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и пер-спективные государственные планы экономического и социального разви-тия СССР, государственный бюджет СССР; принимает меры по осущест-влению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране со-циалистической собственности и общественного порядка, по обеспече-нию и защите прав и свобод граждан;

Напомню, почему избрана такая форма наших занятий, при которой все время сравниваются разные Конституции. Это решение выбрано потому, что многим нашим людям кажется, что не надо ничего изобре-тать, можно просто вернуть советскую Конституцию и всем станет «хо-рошо». К сожалению, это не так. Когда мы внимательно разбираемся, то становится понятным, что эта мысль неработоспособна: опыт учитывать нужно, но нужно и понимать, что этот опыт включает как позитивные высокие смыслы, которые тогда страна действительно воплощала в ре-альности, так и ошибки и даже преступления, которые были в те годы. Не все, знаете ли, можно и нужно воспроизводить.


 

283


4) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;

5) осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил СССР, определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу;

Сегодня по ельцинской Конституции и путинской практике силовые министерства, в том числе министерство обороны, Президент перепод-чинил себе, а все остальные министерства в Правительстве у Медведева. Такой дуализм и двоевластие ничего конструктивного не содержит. В на-шей Конституции ключевое и принципиальное решение состоит в том, что руководителем Правительства становится сам Президент и из гово-рящей головы, политического пиармена и властителя он превращается

в управленца-руководителя.

 

6) осуществляет общее руководство в области отношений с ино-странными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждает и денонсирует межправительственные международные договоры;

7) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР по делам хозяйствен-ного, социально-культурного и оборонного строительства.

 

Это был детально описанный институт управления со своими особен-ностями, среди которых главная состояла в том, что на постановлении, выпускаемом Советом Министров СССР всегда было написано: Поста-новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, и первой был именно ЦК КПСС. Так действовала эта внезаконная, полузаконная теневая система,

 

в которой партия, которую никто на выборах не выбирал, фактически руководила страной. Мы полагаем, что это стало одной из причин осла-бления Советского Союза.

 

Берем в руки ельцинскую Конституцию.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: