Часть 16. Парламент России

 

Звучит много пафосных рассуждения о гибельной ситуации в стране,

 

о путях выхода из этой ситуации, о строительстве будущей России. За-частую эти разговоры слишком проходные, легковесные, не связанные с серьезными планами, серьезной ответственностью и обязательствами. Наш подход не такой — это конституционный оппозиционный подход; мы изучаем, комментируем, знакомимся с проектом будущей России — новой Конституцией нашей страны. В этом разговоре мы обращаемся к действующей либеральной Конституции 1993 года и с большой мето-дической пользой к Конституции Советского Союза.

 

В нашей Конституции каждый раздел представляет собой во многом новый конструкт, продуманно отвечающий на опыт почти уже 28 лет постсоветской истории, многому научивший, показавший, что либераль-ная версия Конституции программирует упадок нашей страны. Наши ре-шения и найденные формулы — это решение задач по исправлению зло-намеренных закладок, обустройство страны по принципу максимальной успешности для большинства народа, для всех и каждого.

 

В этом разделе речь пойдет о высшем законодательном и представи-тельном органе нашей страны. Что есть на это счет в Конституции Со-ветского Союза и в его практике?

 

Конституция СССР

 

Глава 15. Верховный Совет СССР

 

Посмотрим, что это такое.

 

Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР являет-ся Верховный Совет СССР

 

Напомним, что по теории современная эффективная демократиче-ская власть состоит из независимых ветвей: законодательной, исполни-тельной, судебной, (еще из неконституируемой, но общественно призна-ваемой медийной), поэтому было бы уместно, если бы Верховный Совет играл роль законодательного органа страны, но он назван высшим орга-ном государственной власти.

 

Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР.

 

То есть было конституировано не разделение, а соединение ветвей власти, причем за кулисами Верховного Совета стояли ЦК КПСС, По-


 

264


литбюро ЦК КПСС и Генеральный секретарь ЦК КПСС, которые и яв-лялись реальными институтами государственной власти Советского Со-юза. Именно КПСС формировала — имитируя выборы — практически исключительно из членов КПСС и Верховный Совет СССР, и Президиум Верховного Совета СССР. Были удивительные государственно управлен-ческие распорядительные документы, например, «соединенное» Поста-новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, причем первым назы-вался ЦК КПСС.

 

Поскольку Верховный Совет заправлял всем: бюджетом, решал во-просы административно государственного состава Советского Союза, мог включать и исключать республики, принимал законы, словом осу-ществлял власть монопольно без сдержек и противовесов, которые бы ее уравновешивали, обуздывали бы номенклатурный беспредел, то это за-кономерно привело к процессам загнивания, которые дорого обошлись Советскому Союзу.

 

Верховный совет был двухпалатным, состоял из Совета Союза и Сове-та Национальностей. Совет Союза избирался по избирательным округам

 

с равной численностью населения, Совет Национальностей избирался по норме 32 депутата от каждой союзной республики, 11 от автономной республики, 5 от каждой автономной области и один от каждого авто-номного округа, т. е. это было представительство разноуровневых субъ-ектов союзного государства. Для федеративных государств такой двух-палатный парламент вполне рационален.

 

А вот далее в Конституции появляется удивительная и о многом гово-рящая формула. «Сессии Верховного Совета СССР созываются два раза в год». А кто же управлял страной в перерывах между сессиями? Депута-там Верховного Совета Советского Союза давалась возможность побы-вать в столице, отовариться дефицитными товарами, а реальное государ-ственное управление происходило, конечно же, в непрерывном режиме и на деле осуществлялось не Верховным Советом.

 

Поэтому, еще раз повторим то, что уже не раз говорилось: думать, что все наши сегодняшние проблемы можно решить вернув советскую систе-му — глубокое заблуждение. Такая попытка приведет только к тому, что страна опять развалится, по тем же причинам, что и Советский Союз, потому что в нем были заложены системные ошибки, которые касались и организации государственного механизма, и его деятельности.

 

Что далее в Конституции СССР важно? В промежутках между сессия-ми работал Президиум Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат, включал всего 21 человека и именно он занимался всем. Назначал выборы, созывал сессии Верховного Сове-та, координировал деятельность постоянных комиссий, контролировал соблюдение Конституции, толковал законы, ратифицировал междуна-


 

265


родные договоры, отменял постановления и распоряжения Совета Ми-нистров СССР и союзных Советов Министров, учреждал ордена, при-нимал в гражданство СССР, издавал акты об амнистии.

 

Таким образом, Президиум Верховного Совета был постоянно дей-ствующим органом государственной власти, состоявшим всего из двад-цати одного человека — рафинированной, элитной, в итоге, пожизнен-ной номенклатуры, которая вместе с этой системой и загнила. Опыт этот для нас полезен, главным образом, своими ошибками, снизившими жиз-неспособность страны, в итоге чего страна распалась, хотя уже много раз говорилось, что главной причиной распада было национальное пре-дательство Горбачева, его группировки и КПСС в целом, как правящей партии в стране.

 

В либеральной ельцинской Конституции высший законодательный орган называется уже иначе.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: