1. Решения Конституционного суда России, выносимые в форме по-становлений и определений, окончательны, не подлежат обжалованию
и вступают в силу немедленно после их официального опубликования либо с иного указанного в решении момента.
2. Решение Конституционного суда России действует непосредствен-но и не требует подтверждения другими государственными органами или их должностными лицами. Юридическая сила постановления Конститу-ционного суда России о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием такого же акта.
3. Судья Конституционного суда России, не согласный с решением Конституционного суда России в целом или в какой-либо части, вправе письменно изложить свое особое мнение, подлежащее опубликованию в официальных изданиях государственных органов вместе с решением Конституционного суда России.
4. Акты или их отдельные положения, признанные неконституцион-ными Конституционным судом России, являются недействительными
и утрачивают силу.
Статья 200. Правовые позиции Конституционного суда России Правовые позиции Конституционного суда России, являющиеся нор-
мами права, содержатся в постановлениях Конституционного суда России. Нормативная правовая позиция может быть сформулирована при осу-ществлении толкования Конституции России, а также конституционно-правовом толковании отдельных положений нормативных правовых ак-тов при рассмотрении иных дел.
Глава 38. Правоохранительные органы в России Статья 201. Прокуратура России
1. Прокуратура России является единой федеральной централизован-ной системой органов прокуратуры с подчинением нижестоящих проку-роров вышестоящим и Генеральному прокурору России.
2. Прокуратура России осуществляет надзор за соблюдением Консти-туции России и исполнением правовых актов, действующих на террито-рии России.
3. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры России определяются федеральным законом.
4. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, сво-бод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или инте-ресов России, субъектов России, муниципальных образований.
604
5. Прокурор осуществляет защиту нарушенных прав, свобод и закон-ных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непо-средственно связанных с ними отношений; семьи, материнства, отцов-ства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном жилищном фонде; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; права на благоприят-ную окружающую среду; образования.
6. Прокуратура осуществляет:
а) надзор за исполнением законов исполнительными государствен-ными органами, органами управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; в) уголовное преследование;
г) участие в рассмотрении дел судами, опротестование противореча-щих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов; д) координацию деятельности правоохранительных органов по борь-
бе с преступностью.
7. Прокуратура готовит ежегодные доклады о состоянии законности
и выступает с ними перед Народным собором России, направляет докла-ды в Правительство России.
8. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требо-ваний прокурора влечет за собой установленную федеральным законом ответственность.
Статья 202. Назначение и освобождение от должности прокуроров
1. Генеральный прокурор России назначается на должность и осво-бождается от должности Земским собранием по представлению Пре-зидента России. Президент России вправе приостановить полномочия заместителя генерального прокурора России в случаях, установленных федеральным законом, до решения вопроса об освобождении его от должности Земским собранием.
2. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором России.
3. Прокурорами могут быть назначены граждане России, имею-щие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем госу-дарственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессио-нальными и нравственными качествами, способные по состоянию фи-зического и психического здоровья осуществлять возлагаемые на них полномочия.
605
Статья 203. Правоохранительные органы
1. Правоохранительные органы предназначены для охраны и защи-ты прав и свобод граждан, их объединений, юридических лиц, общества
и государства и обеспечения исполнения ими своих обязанностей. Осно-вой деятельности правоохранительных органов является законность
и реализация высших ценностей России.
2. Правоохранительные органы выполняют функции по обеспече-нию общественной, личной безопасности и безопасности государства, по обеспечению законности и правопорядка, по борьбе с преступле-ниями и иными правонарушениями, по защите прав и свобод человека
и гражданина. Оценка деятельности правоохранительных органов осу-ществляется на основе проведения общественного контроля в соответ-ствии с федеральным конституционным законом.
3. Правоохранительные органы создаются в соответствии с федераль-ным законом.
4. Правовые, организационные и финансово-экономические основы правоохранительной службы устанавливаются федеральным законом.
5. Государство устанавливает гарантии социальной защиты сотрудни-кам правоохранительных органов.
6. Наряду с правоохранительными органами правоохранительную де-ятельность на основании федерального закона и только в соответствии с ним осуществляют негосударственные юридические лица.






