1. К подзаконным актам в России относятся:
а) постановления и иные акты палат Народного собора России;
б) указы и распоряжения Президента России и Вице-президента Рос-сии;
в) постановления и распоряжения Правительства России;
г) правовые акты Счетной палаты России;
д) правовые акты Генеральной прокуратуры России;
е) правовые акты Государственного банка России;
ж) правовые акты Всероссийской избирательной комиссии;
з) правовые акты федеральных исполнительных органов;
и) правовые акты исполнительных органов субъектов России;
к) правовые акты исполнительных органов муниципального образо-вания.
2. Иные федеральные государственные органы издают нормативные правовые акты на основании и во исполнение Конституции России, фе-деральных конституционных и федеральных законов по вопросам, от-несенным к сфере их ответственности.
3. Правовые акты иных федеральных государственных органов в слу-чае их противоречия Конституции России, федеральным конституци-онным и федеральным законам, правовым актам Президента России
и Правительства России могут быть отменены в установленном законо-дательством России порядке.
Статья 184. Международные договоры России
1. Международные договоры России не могут противоречить Кон-ституции России, федеральным конституционным законам и доктринам России.
2. Международные договоры становятся составной частью правовой системы России только в случае выражения Россией согласия на обяза-тельность для нее международного договора в установленной федераль-ным законом форме.
Статья 185. Правовая система России и принципы и нормы между-народного права
1. Россией признаются принципы и нормы международного права, если они не противоречат Конституции России и федеральным консти-туционным законам.
597
2. Принципы и нормы международного права, не подтвержденные референдумом России, федеральными законами или в иной установ-ленной федеральным законом форме, не являются для России обяза-тельными.
Статья 186. Законодательство субъекта России
Каждый субъект России имеет свой устав и законодательство, не противоречащие Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам.
Статья 187. Муниципальные правовые акты
Каждое муниципальное образование имеет свой устав и иные муни-ципальные правовые акты, не противоречащие Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам, законам соот-ветствующего субъекта России.
Статья 188. Обеспечение целостности правовой системы России Целостность правовой системы России обеспечивается посредством: а) соблюдения порядка принятия нормативных правовых актов, вне-
сения в них изменений и дополнений, закрепленного Конституцией Рос-сии и федеральным конституционным законом;
б) соблюдения иерархии нормативных правовых актов, закрепленной Конституцией России и федеральным конституционным законом;
в) официальной публикации полных текстов нормативных правовых актов, а в случае внесения в них существенных изменений и дополне-ний — полных текстов актов с изменениями и дополнениями, выделен-ными в тексте;
г) доступности ежедневно обновляемой электронной базы данных «Свод законов России» в сети Интернет;
д) закрепления порядка признания международных договоров Рос-сии, а также принципов и норм международного права составной частью правовой системы России.
Статья 189. Доступ к правовым актам
1. Федеральные конституционные и федеральные законы, доктри-нальные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Нео-публикованные законы не применяются.
2. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, обязан-ности и ответственности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
3. Порядок опубликования федеральных конституционных и феде-ральных законов, доктринальных и иных нормативных правовых актов,
598
их иерархия в правовой системе регулируются федеральным конститу-ционным законом.
4. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он улучшает правовое положение человека и гражданина, устраняет или смягчает их ответственность.
5. Федеральные законы не могут приниматься с грифами, ограничи-вающими к ним всеобщий доступ. Федеральным законом может быть установлено ограничение на доступ к правовым актам, содержащим све-дения, относящиеся к информации с ограниченным доступом.