Особенности поведения групп людей в экстремальных ситуациях

Психологические особенности личности и

Социальной группы в экстремальных условиях деятельности

Колосова Виталина Станиславовна

Научный руководитель: Бессонова Т.И.

Группа ПСД/с – 19 – 1О

Гуманитарно-педагогический институт

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

 

Проблема поведения личности и социальных групп в экстремальных ситуациях достаточно актуальна в современной психологической науке и практике. В современном нестабильном обществе, когда распространены такие явления как социальные движения, митинги, террористические акты и другие факторы, вызывающие массовые скопления людей, все больше возрастает необходимость изучения личности в социальной группе, а именно как и почему она поддается панике и агрессии. Это необходимо для того, чтобы предсказать поведение толпы и предотвратить ее разрушительные действия.

В рамках доклада я рассмотрела две проблемы: влияние экстремальных условий деятельности на личность в целом, и на отдельные элементы психики, а также поведение личности в составе социальных групп под воздействием кризисной ситуации.

 

Влияние экстремальной ситуации на психические процессы и деятельность человека (на примере сотрудников МЧС)

Экстремальная ситуация – ситуация, при которой совокупность условий и обстоятельств выходит за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Экстремальная ситуация приводит человека к персональному порогу адаптации, когда создается опасность его жизни и здоровью.

Проблема подготовки специалистов, способных принимать ответственные решения в своей профессиональной области, прежде всего, связана с уровнем развития и качеством работы психических функций этих специалистов, а именно внимания, воли, восприятия, эмоций, мышления, со способностью управлять своими психическими состояниями. В наибольшей степени это относится к людям, которые регулярно сталкиваются с трудными жизненными ситуациями (представители экстремальных профессий). Бесспорно, именно умение владеть своими психическими процессами и состояниями определяет скорость и возможности подготовки специалиста для решения определенных задач в экстремальных условиях.

Экстремальные условия оказывают следующее воздействие:

- на познавательные процессы: изменения восприятия пространства и времени, формирование неверного представления о ситуации, сосредоточение или «суженность» внимания и мышления;

- на психические процессы: проявление волевых усилий, возникновение негативных эмоций, эмоций, способствующих мобилизации организма или его пассивности и безразличия;

- формируются определенные психические состояния, от содержания которых зависит поведение субъекта;

- на личностном уровне: изменение иерархии доминирующих характеристик личности, «заострение» некоторых черт характера, понижение критичности и высокий уровень конфликтности с окружающими.

В экстремальной ситуации возможны такие психические и функциональные состояния человека, как стресс, агрессия, страх, тревога,  двигательное возбуждение, нервная дрожь, плач, истерика, галлюцинации, апатия. Те или иные психические состояния провоцируют соответствующее поведение.

Итак, были определены последствия влияния экстремальной ситуации на психику человека. Сотрудники МЧС, в своей деятельности слишком часто сталкиваются с кризисными ситуациями, и им в наибольшей степени необходимо справляться с негативными психическими состояниями и процессами.

Особенности поведения групп людей в экстремальных ситуациях

В психологии создавались различные подходы, объясняющие поведение толпы в экстремальных ситуациях. Так, до сих пор не утратили актуальности теория массовой паники и теория коллективного поведения.

Теорию массовой паники развил Гюстав Лебон. Характерные черты толпы по Лебону: исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить в действие внушенные идеи. [19]

Другая теория, представляющая нам интерес, это теория коллективного поведения. Она гласит, что в толпе люди обязательно будут подвергнуты панике, в большей или меньшей степени. Во-вторых, толпа неспособна воспринимать рациональную информацию извне. Люди, паникуя, начинают вести себя агрессивно и неосмотрительно, бегут к ближайшему выходу, расталкивая всех вокруг. [1]

Есть и другая группа теорий. В нее входят теории, которые утверждают, что в экстремальной ситуации человек проявляет себя с лучшей стороны.

Например, это теория нормативного поведения. С 1980 года она легла в основу исследований бедствий. Так, Н.Джонсон, исследуя последствия пожаров в США, пришел к выводу, что поведение людей в экстремальной ситуации формируется на основе тех же социальных правил и ролей, что и в повседневной жизни. Поэтому при эвакуации люди помогают друг другу, особенно слабым и сильно нуждающимся (пожилым людям и детям). [20]

Согласно теории социальной привязанности А. Мавсона, человек больше заботится о спасении своих друзей и близких, чем о своем собственном, что говорит о готовности к самопожертвованию. То есть личность проявляет заботу по отношению к другим участникам малой группы. [11]

В теории социальной идентичности Х. Тэджфел и Дж. Тернер рассматривали толпу, участники которой не знают друг друга. Они предположили, что люди идентифицируют себя с частью толпы, поэтому выражают беспокойство за других в толпе и готовы к самопожертвованию. Возникновение идентичности обусловлено ощущением общей судьбы в условиях возникшей опасности. В целом массовое поведение социально структурировано, осознанно и характеризуется сотрудничеством.

Таким образом, исследователи этой темы придерживаются различных позиций, поэтому теория поведение личности как участника социальной группы в экстремальной ситуации нуждается в дальнейшей разработке.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: