Причины психологического характера опасного поведения людей

Нарушение мотивационной части действий

Трудовая мотивация - это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций:

§ побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности);

§ направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности);

§ регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).

Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной преднамеренного нарушения норм безопасности.

Другая причина- конфликт безопасности и производительности труда. Виды работ по соблюдению требований норм и ПБ не дают прямой непосредственной отдачи и прироста производительности и даже осложняют технологические процессы за счет пауз и операций по безопасности. При расчете норм выработки и расценок, объемы работ по технике безопасности конкретно не нормируются и рассчитываются одной строкой, в процентах от основной работы. При этом вероятность потери заработной платы рабочими при невыполнении производственного задания - 100%, а вероятность ее потери при невыполнении работ по безопасности - 0%. Тем самым, в этом конфликте проявляется экономический рычаг, влияющий на мотивировку поведения работающих.

0сновные причины ошибок, приводящих к травмам:

· усталость (утомление);

· болезнь;

· недостатки образования и профессиональных навыков;

· отсутствие "климата" безопасности в коллективе, плохие производственные отношения;

· плохие условия труда;

· материальные и другие личные заботы;

· несоответствие индивидуальных психических характеристик требованиям производственной деятельности;

· стресс;

· снижение профессиональных способностей в экстремальных условиях после пережитой опасности или травмы;

· употребление алкоголя, наркотиков и некоторых лекарств;

· влияние изменений погоды.

Восприятие человеком производственной ситуации зависит от его личности и может вызвать следующие реакции:

Тревога - эмоциональное состояние, не имеющее четко осознанного повода, при котором человек с трудом определяет причины или объект своего беспокойства.

Конфликт - реакция, возникающая при наличии альтернативы выбора между двумя потребностями, действующими одновременно. Например, конфликт между безопасностью и заработком, временем, удобством и т.п.

Неудовлетворенность - вид реакции, который проявляется либо в виде состояния упадка или смирения, либо в виде агрессивности или жестокости (зависит от личностных характеристик индивидуума).

Поведение срыва - отрицание некоторых внутренних или внешних потребностей (отказ от цели) при повторяющихся неудачах или в экстремальной ситуации.

Возможны пассивные и апатичные реакции, но возможны и противоположные - истерические или агрессивные.

Оптимальной для психики любого человека является такая производственная ситуация, когда выполняемая работа (деятельность) не является ни очень легкой, ни излишне тяжелой и не таит в себе потенциальной опасности.

В ситуациях, одинаковых для всех работающих, важнейшее значение для поведения каждого отдельного человека имеют его индивидуальные характеристики:

· тип нервной системы;

· характер и темперамент;

· особенности мозговой деятельности и мышления;

· воспитание и образование;

· состояние здоровья;

· опыт, приобретаемый годами.

Эти характеристики в своем экстремальном проявлении формируют основные психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы:

•экономия сил и времени- стремление повысить производительность труда для личной выгоды за счет увеличения темпа работы, сокращения объема или пропуска отдельных операций, мало влияющих на качество продукции, но заметно влияющих на безопасность деятельности;

•привычка к опасности или ее недооценка - привычка, приводящая в своей крайней степени к тому, что человек перестает замечать те проявления окружающей среды и компонентов трудового процесса, которые ранее замечал и учитывал. Привыкая к опасности и утрачивая бдительность, человек становится неосторожным, плохо ориентируется в реальном пространстве и не готов к принятию мер предосторожности;

•готовность и стремление ориентироваться на идеалы. В зарубежной литературе по безопасности имеется понятие "нарушитель-рецидивист" - человек, постоянно нарушающий правила безопасности и даже гордящийся этим. Он имеет привлекательные черты характера, которыми умеет пользоваться и может привлечь новичка на работе. Последний, идеализируя поведение нарушителя, начинает вести себя подобным образом, однако, не имея опыта в работе и критического отношения к производственным опасностям, новичок не может разобраться в ситуации и ведет себя опасным образом;

тенденция к копированию норм группового поведения. Поведение такого рода характерно для тех производственных коллективов, где нарушение норм и правил безопасного поведения стало привычным для всех членов коллектива (например, выездные бригады электриков-ремонтников). Человек, желающий следовать "Правилам безопасности" становится в положение "белой вороны" и вынужден выслушивать замечания (иногда оскорбительные) и обвинения в трусости, малодушии и т.п.;

• привычка работать с нарушениями - практически обычное явление у людей, самостоятельно овладевших профессиональными навыками или работающих не по профилю основной специальности, поскольку у них не выработаны приемы правильного (без нарушений) поведения;

• переоценка собственного опыта и мастерства приводит к тому, что человек позволяет себе нарушение инструкций по охране труда, считая свои знания процесса и опыт настолько большими, что в случае возникновения любой опасной ситуации надеется своевременно среагировать и, применив внештатные действия, "выскочить" из опасной ситуации;

• желание самоутверждения - возможность сознательного нарушения ПБ в результате врожденной неуверенности в собственных силах и способностях либо под воздействием упреков в нерешительности со стороны других лиц, как связанных, так и не связанных с производством;

• стрессовые состояния вызывают подсознательную попытку избавиться от них и побуждают работающего к действиям, которые, по его мнению, этому способствуют. В наиболее сильной форме стрессовые состояния проявляются в виде эмоционального шока (как результат избыточного перенапряжения). При этом человек находится под влиянием чувств, а не разума, и плохо оценивает ситуацию, ориентируется и действует в сложной обстановке;

• склонность (вкус) к риску -личностная характеристика, определяемая индивидуальными психическими характеристиками, проявляющаяся в получении удовольствия (эйфории) от опасных действий. Физиологически заключается в выбросе надпочечниками повышенного количества норадреналина в кровь;

• надситуативный риск (немотивированный, бескорыстный, спонтанный) - риск, при котором субъект не получает каких-либо выгод (поощрений, признания и т.п.) или преимуществ в достижении цели, но проявляет активность, направленную навстречу опасности. При этом он бессознательно идет по пути повышения вероятности наказания либо путем травмы, либо за счет применения к нему каких-либо санкций. Так, например, среди монтеров-электриков высоковольтных сетей число работников, склонных к надситуативному риску, достигает 75%.

Риск определяется как действие, направленное на желаемую цель, достижение которой связано с элементами опасности, угрозой потери, неуспеха.

Риск - статистическая вероятность возникновения обстоятельств неблагоприятного характера. Поэтому мерой риска служит вероятность появления нежелательного события (производственной опасности).

Для оценки уровня и вероятности появления производственной опасности необходимо в первую очередь определить ее объективные признаки.

Опасность может быть прямой (если в производственной деятельности возможна угроза непосредственного поражения в виде взрыва, пожара, выброса вредных веществ, радиоактивного излучения и т.п.) и косвенной (неправильное и непредусмотренное поведение в условиях нормальной производственной среды).

По времени действия опасность классифицируется на явную, которая угрожает в данный момент и потенциальную, которая может проявиться при неправильном принятии решения, при непредусмотренном поведении в опасной зоне и т.п.

Кроме того разделяют опасности: постоянные, случайные и редкие (возникающие при неблагоприятном одновременном проявлении целого ряда негативных факторов). Анализ производственной обстановки позволяет выделить два вида источников опасности:

- внешние (состояние производственной среды и непредвиденные ошибочные действия персонала);

- внутренние (личностные особенности работающего, связанные с его психическими и социальными особенностями), которые представляют субъективный аспект опасности.

Таким образом, риск для человека определяется, с одной стороны, системным риском, а с другой - его личностными характеристиками

По отношению человека к риску он подразделяется на добровольный и вынужденный. Под добровольным риском понимается риск, от которого человек может отказаться. Например, при наличии железной дороги человек выбирает авиационный транспорт. В этом случае риск погибнуть в авиационной катастрофе обменивается на экономию времени. Риск является вынужденным, если у человека нет выбора. Отсутствие других видов транспорта может заставить человека воспользоваться авиационным.

По своим масштабам риск подразделяется на ординарный и катастрофический. Критерием разделения этих видов риска может служить одновременное число возможных жертв. Риск аварии на химическом заводе или объекте атомной энергетики относят к катастрофическому, риск погибнуть одному человеку в дорожно-транспортном происшествии - к ординарному. Риск гибели при пожаре может быть как ординарным, так и катастрофическим.

По происхождению риск подразделяется на природный и связанный с человеческой деятельностью (технический, технологический, социальный) – техногенный.

По скорости проявления, в случае его реализации, риск подразделяется на риск скорой и отдаленной смерти. Например, при аварии, катастрофе или стихийном бедствии смерть человека в результате травмы наступает в момент этих событий, тогда как при химических или ядерных авариях отравленные и отлученные люди начинают заболевать и умирать значительное время спустя. Аналогичная ситуация и с профессиональными заболеваниями.

Индивидуальные представления людей о степени риска при воздействии различных опасных факторов могут значительно отличаться от реально наблюдаемого риска (статистических данных) как в сторону его завышения, так и занижения. Результаты социологического исследования трех групп граждан США показали, что только небольшая доля опасных факторов оценивается примерно тем уровнем риска, который отмечается в статистических данных. Риск от основной массы опасных факторов либо переоценивается, либо недооценивается. Например, уровень риска от атомной энергетики переоценивается настолько, что по степени опасности она ставится на первое место среди всех опасных факторов, тогда как в действительности она занимает 20-е место. В этом случае влияние на мнение людей оказывает Чернобыльская катастрофа. Уровень риска от воздействия электричества, наоборот, недооценивается и значительной мере всеми группами населения США. Причина этого заключается в недостаточной информированности населения об этом виде опасности (по потреблению электроэнергии на душу населения США занимают первое место в мире и опережают в два раза наиболее развитые страны). Осознанное управление риском невозможно без соответствующей подготовки всего населения и профессиональных кадров. Под управлением риском понимается комплекс мероприятий и технических средств, которые позволяю контролировать и подавлять риск на приемлемом уровне. Главным звеном системы управления риском является система образования, которая должна предусматривать непрерывную подготовку человека по вопросам безопасности на всех ступенях воспитания и обучения: детский сад - общеобразовательная школа - средние специальные и высшие учебные заведения - обучение на производстве - система повышения квалификации и т.п.

К сожалению, такой системы управления риском в нашей стране еще не создано, но мероприятия в этом направлении предпринимаются. Создание аварийно-спасательных служб в стране указывает на то, что риск гибели людей при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях "перешагнул" общественно приемлемый уровень. Оперативное реагирование на последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий позволяют спасать жизнь тысячам людей ежегодно, а кроме того сводить к минимуму материальный ущерб от бедствия. Готовность людей осознанно рисковать своими жизнями ради получения определенных материальных или других благ, выражаемых в деньгах, доказано теоретически и подтверждено практически путём анализа рискованного поведения людей в различных жизненных ситуациях. Для повышения производительности труда шахтёры умышленно блокируют газовую защиту; операторы в других отраслях промышленности отключают предохранительные устройства; медицинские работники нарушают инструкции по выполнению различных процедур, подвергая при этом опасности свои жизни и жизни пациентов. Рабочие нередко отказываются переходить на безопасную, но малооплачиваемую работу. Нежелание идти на дополнительный риск собственной гибели компенсируется крупным вознаграждением спасателям на море. Доминирование одних мотивов над другими заставляет людей принимать повышенный риск смерти. Специалисты Всесоюзного центра изучения общественного мнения путем опросов выявили в 1990 г., что готовность рисковать (54 % опрошенных) у населения страны преобладает над осторожностью (36 %).

Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными.

На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Наиболее важными являются психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации; критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках; психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей; требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации; склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении; способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди других организаторских качеств следует отметить такие как целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению; гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций; работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью; настойчивость -волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели; самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи; дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе; инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития руководителя как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности руководителя в зависимости от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для деятельности руководителя коммуникативные качества:

- способность к кооперации и групповой работе;

- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

- социальная компетентность при реализации своих целей.

Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

б) служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами.

в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если руководитель обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Неотъемлемым компонентом культуры речи является требование информационной насыщенности сообщения. Объем высказывания должен соответствовать количеству информации, включённому в него. Перекос в сторону объёма высказывания порождает многословие и, вследствие этого, негативную реакцию со стороны собеседника. Перекос в сторону объёма информации ведёт к недостаточно полному её пониманию и также снижает эффективность коммуникаций. Эффективные коммуникации требуют лаконичности и структурной простоты построения фраз. Любое высказывание осуществляется на том или ином эмоциональном фоне. Отсутствие эмоциональной окраски, так же как и её гипертрофирование, - ошибка речи. Поэтому одним из правил культуры речи является соразмерность, гармония содержания высказывания и меры его эмоциональной насыщенности. Результативность делового общения связана с невербальными (несловесными) компонентами. К невербальным характеристикам общения относятся интонации, мимика, жесты, поза. Их характер, а также мера выраженности должны быть адекватны содержанию самого высказывания, должны помогать понять его, быть иллюстративными. По мнению специалистов, более половины межличностного общения суть общение невербальное.

Ещё одним важнейшим требованием культуры речи выступает её адекватность особенностям адресата - того, к кому она обращена. «Истина лежит не на устах говорящего, в ушах слушающего». Реализация данного требования предполагает учёт говорящим культурно-образовательного уровня адресата, его профессиональных знаний и компетентности, ценности ориентаций и интересов, насущных для него потребностей, а также его личностных качеств и опыта. Следует говорить на том «языке», который характерен для адресата. Способность говорить «на разных языках» - важное умение руководителя, позволяющее ему «быть своим» в очень разных социальных и профессиональных группах.

Сочетание указанных требований является одним из условий коммуникативной компетентности руководителя.

Мотивационно-волевые качества: стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе); осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих); самоопределение (свобода, самоопределение, открытость); социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Некоторые эмоционально-волевые качества:

Наиболее важным качеством руководителя является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т.д. поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.

Значимым для характеристики эмоционально-волевой регуляции негативных состояний в деятельности руководителя является и общее понятие эмоциональной резистентности (устойчивости) личности. В целом это сложное психическое образование характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать и оценивать ситуации как потенциально опасные и, следовательно, эмоциогенные. Величиной резонанса определяется общая картина поведения личности в той или иной ситуации. Одни люди склонны преувеличивать эмоциогенность ситуаций - гиперэмоциональная оценка, другие её занижать - гипоэмоциональная оценка. Безусловно, в общем плане наиболее адекватным является некоторый средний - уравновешенный тип реагирования на ситуации - адекватноэмоциональный.

Высокая эмоциональная напряжённость управленческой деятельности, частые и по существу хронические стрессы в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации - всё это выступает мощным источником для развития ещё одной категории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления.

И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне - в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления могут и должны контролироваться - усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях. Владение экспрессивными средствами особенно важно для руководителя. Он «всегда на виду», и то, как он эмоционально реагирует, в каком состоянии находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на восприятие его подчинёнными, на его принятие или непринятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, т.е. его авторитет.

Здесь необходимо выделить три основных аспекта: субъективный контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведением в целом; умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчинённых (в частности, создавать имидж «волевого», «обаятельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твёрдого, умеющего владеть собой человека); умение использовать экспрессивные средства как канал информации о других - подчинённых. Это своего рода диагностическое умение руководителя, когда он по внешним и чаще всего по эмоционально-экспрессивным проявлениям получает важную информацию о подчинённых и передаёт информацию им. Диагностические умения складываются из точности межличностной перцепции, экспрессивной чувствительности и психологической проницательности.

Морально-этические (нравственные) качества являются залогом авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность - вот главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведённым опросам, для коллектива значимы и такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: