Здоровая коммуникация. Приемы

В целях поддержания здоровой коммуникации волонтеру рекомендуется использовать технику «Я-сообщение».

«Я-сообщение» это высказывание, в котором человек описывает свои чувства и формулирует свои пожелания с опорой на собственные мысли и эмоции, чтобы не задевать и не обвинять окружающих.

 

«Я-сообщение»:

ü способствует эффективной передачи информации

ü способствует смягчению или предотвращению развития деструктивного конфликта;

ü позволяет выразить человеку свою позицию и отношение к чему-либо четко, не оценивая и не нарушая психологических границ собеседника;

ü содержит личные местоимения «Я», «Мне», «Меня» (например, «я вижу, что ты злишься; мне грустно это слышать; я понял(а), что тебе это очень важно»).

 

Универсальная структура «Я-сообщения» в диалоге:

1. Факт. Изначально описывается без оценочно фактическая сторона события, то есть то, что происходило, как можно точнее и конкретнее. Подобное высказывание может начинаться со слова «когда». («Когда ты подходишь ко мне так близко…»).

2. Чувства. На данном этапе говорящий называет собеседнику свои чувства и эмоции, которые он испытал в связи с произошедшим фактом (например, «я почувствовал (а)» или «мне понравилось/не понравилось». («Когда ты подходишь ко мне так близко. я чувствую тревогу…).

 3. Объяснение. Говорящий называет и объясняет причины, в связи с которыми возникло данное чувство. Подобное высказывание обычно содержит в себе такие речевые обороты как: «потому что», «из-за того, что» и т. д. (Вероятно, это потому, что мне сложно дается близкое общение).

4. Желание. Говорящий предлагает желаемый вариант развития ситуации: «я хочу». («Я хочу сесть немного дальше… / Я хочу, чтобы ты отошел (отошла) немного дальше...»)

5. Намерения. Высказывание говорящего о том, что он собирается делать и как, в связи с произошедшим фактом, например, «я собираюсь», «я буду», «я не буду» и т. Д... («Я собираюсь работать с этой проблемой/ я буду говорить об этом тебе всегда, когда почувствую тревогу в случае твоего приближения…»).

 

Ø В целях поддержания здоровой коммуникации волонтеру НЕ рекомендуется использовать оценочные суждени я. В ситуации оценивания собеседник чувствует посягательство на свои права, желания и чувства. Может испытывать гнев, защищаться или уходить из общения. Также, собеседник может испытывать чувство вины и сильное эмоциональное напряжение, что также приводит к потере контакта и дальнейшим неконструктивным действиям.

 

Как распознать оценивание и оценочные суждения:

· говорящий ссылается на поступки обратившегося, указывает на ошибки, поучает собеседника и/или предлагает рецепты;

· говорящий выражает свою мысль через свое отношение к поступкам и событиям (вместо отражения эмоций собеседника или высказывания собственных эмоций, вызванных событиями и поведением собеседника)

· в речи говорящего появляются такие слова, как «глупо», «плохо», «ты должен перестать…», «тебе нужно сделать …», «ведешь себя неправильно» и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: