Стратегии поведения в конфликте по Томасу-Киллмену

Треугольник Конфликта

Субъект – люди, личности и организации, социальные группы, этносы.

Объект – это то, на что направлены действия субъектов конфликтного противоборства (жизнь, материальные ценности, деньги, ресурсы, власть, управление, информация, территория, пространство, земля, вода, разные культуры, духовные ценности).

Процесс – динамика конфликта, показывает на какой стадии находится конфликт, как он развивается во времени.

Процесс
Субъекты
 - Стадии – процесс развития конфликта. 1) возникновение противоречия, конфликтная ситуация; 2) противоборство, эскалация; 3) разрешение конфликта, его завершение.

 

 

                                                                                         

Объект

 

Модель развития конфликта

Стадии развития конфликта Этапы развития конфликта
1. Зарождение конфликта – конфликтная ситуация (скрытый, латентный период. Включает: конфликтную ситуацию, возникновение разногласий, появление сигналов конфликта) 1) Возникновение конфликтной ситуации. 2) Появление сигналов конфликта, напряженности, кризис в отношениях, инциденты. 3) Осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликта, проявление враждебности.
2. Развитие конфликта – начало и усиление действий друг против друга, эскалация конфликтного противоборства сторон (начало публичного конфликтного противоборства, действия сторон друг против друга, агрессивность. Используются все имеющиеся ресурсы в борьбе сторон, конфликт достигает своего пика, ресурсы истощаются. Возникает потребность в переговорах, посредничестве, для заключения перемирия) 4) Начало конфликтного противоборства сторон – действия друг против друга. 5) Эскалация конфликта. Информационное и энергетическое противоборство.
3. Завершение, трансформация конфликта (привлекаются посредники или медиаторы. Постконфликтная ситуация заключается в нормализации отношений или перерастание конфликта в другое противоборство). 6) Завершение конфликта – всякое его окончание. 7) Постконфликтная ситуация: а) нормализация отношений, сотрудничество; б) перерастание конфликта в другое противоборство, непримиримые отношения.

                                

Конфликт можно погасить тогда, когда он находится в начальной фазе противоборства и еще не перешел в открытые целенаправленные действия друг против друга.

 

Типология конфликтов по субъектам и сферам действия

Группы конфликтов Типы конфликтов
1 Внутриличностные конфликты Внутренние психологические конфликты; неуверенность в себе, сомнения итп.
2 Межличностные конфликты Семейные, бытовые, трудовые, организационные, межэтические, коммуникационные, статусно-ролевые, материальные и духовные на основе потребностей.
3 Конфликты между личностью и группой В трудовых и учебных коллективах, в молодежной среде. Между личностью и группой, руководителем и группой подчиненных.
4 Межгрупповые конфликты Все конфликты между различными социальными слоями и группами того или иного социума.

 

 

Стратегии поведения в конфликте по Томасу-Киллмену

 

 

Основанием для выделения указанных стратегий поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости и удовлетворенности своих интересов (ось Y) и степенью готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов (ось Х).

 

1) В начале осей находится нулевая точка, в которой не происходит удовлетворения ничьих интересов. Эта точка соответствует стратегии избегания или ухода. Такая стратегия означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению.

В некоторых случаях именно такая стратегия оптимальна. К ним можно отнести ситуации, которые не особенно значимы для нас и не стоят того, чтобы тратить свои силы и материальные ресурсы на их разрешение. Иногда лучше «не связываться», так как наши шансы что-то улучшить близки к нулю.

Но иногда невмешательство может привести к эскалации конфликта, так как проблема не решается и интересы участников конфликта остаются неудовлетворенными. В результате вполне разрешимая ситуация поначалу ситуация порой превращается в неразрешимую. Если не пресечь разрушительное поведение члена команды, участвующего в переговорах и стремящегося к самоутверждению, он может воспринять ситуацию как поощряющую и привести переговоры к краху.

2) Вертикальная ось (стратегия соперничества, принуждения, давления, применения силы) выражает степень стремления удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интерес партнера. Чем выше по этой оси расположена точка, тем большему упорству в стремлении добиться максимального удовлетворения своих интересов она соответствует. Соперничество позволяет добиваться необходимого результата, стимулирует развитие, способствует прогрессу. В ряде ситуаций наличие соперничества является их движущей силой и сутью, например, спортивные соревнования, поступление в ВУЗ по конкурсу.

В то же время соперничество требует приложения всех сил, что может приводить к их истощению, болезни. Как правило, соперничество нарушает отношения между людьми.

3) Горизонтальная ось, направленная по нарастанию уступчивости оппоненту, демонстрирует стратегию приспособления (адаптации) к оппоненту вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Чем больше значение координаты Х имеет точка, тем сильнее проявляется тенденция уступить требованиям партнера.

Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью для оппонента. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное. Такая стратегия позволяет сохранить ресурсы до более благоприятного момента. Если баланс сил складывается не в вашу пользу, капитуляция может оказаться наилучшим выходом. Иногда мы уступаем, поскольку признаем правоту оппонента.

Но уступка может быть воспринята оппонентом как проявление слабости и привести к эскалации его давления и требований. Мы можем быть обмануты, ожидая ответных уступок со стороны оппонента. В конце концов, уступая, мы не достигаем желаемого результата и не удовлетворяем свои интересы.

4) В центральной части пространства между осями располагается множество точек возможного компромисса.

Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину. Важно, что ожидания удовлетворяются только наполовину, ни одна из сторон не получает желаемого.

Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом разрешения проблемы. Каждая из сторон получает что-то, устраивающее ее, вместо того, чтобы продолжать конфликт и, возможно, потерять все.

Компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.

5) Еще одна стратегия поведения в конфликтной ситуации выражается точками, имеющими одновременно высокие значения координат Х и Y – стратегия сотрудничества (решения проблемы).

Она отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.

Сотрудничество привлекательно качеством и окончательностью разрешения проблемы, партнерским характером отношений в его ходе.

Это единственный способ выхода из конфликта, который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения между партнерами. Успешное сотрудничество способствует улучшению отношений и желанию продолжать взаимодействие в будущем. 

Но сотрудничество не всегда возможно. Для него необходимо взаимное желание разрешать проблему совместно, с учетом истинных интересов всех сторон, и доверие сторон друг другу, чтобы в случае манипулятивных и эгоистических мотивов одной из сторон может привести другую сторону к тяжелым потерям.

Стратегия сотрудничества открывает возможности для появления синергетического эффекта, т.е. достижения результата, превышающего ожидания сторон, фактором которого является получение сторонами друг от друга информации, ранее им неизвестной, но полезной для нахождения эффективного решения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: