Работа над произведением

Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» 4 класс

Цель:

- выявить особенности героев сказки.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с биографией писателя,

- закрепить умение составлять, а в следствии сопоставлять характеристики героев сказки.

Развивающие:

- развитие монологической речи,

- развитие навыка чтения,

- расширить знания о старинных мерах длины (вершок, аршин).

- развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса.

 

Оборудование: мультимедийный комплекс – презентация; учебник Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана - Граф, 2006; тетради, ручки (карандаши).

 

Домашнее задание к уроку: прочитать сказку П.П.Ершова «Конек-горбунок», найти описание главных героев сказки, проиллюстрировать понравившейся эпизод из сказки.

Ход урока

Организационный момент

- Ребята, наш урок сегодня посвящен очень известному литературному персонажу. Это волшебный герой одной замечательной литературной сказки. В нескольких городах России этому герою установили памятник. Посмотрите на экран.

- Что же это за герой, которому устанавливают памятники?

- А помните ли вы, кто написал эту сказку?

- Правильно, Петр Павлович Ершов. Кто же он, автор этой замечательной сказки? (Ответы детей)

- Сейчас мы с вами послушаем биографию П.П.Ершова и узнаем кем же был автор.

(выходит заранее подготовленный ученик и рассказывает биографию писателя)

Биография П.П.Ершова

- Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Учился в Петербургском университете. И вот однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки произвели на него огромное впечатление именно близостью к народному творчеству, - ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес.

Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек – Горбунок», тогда же стал знаменитым. Ему было всего 19 лет. Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями. Сказка П.П.Ершова вместе со сказками А.С.Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной стихотворной сказки.

В 1869 году П.П.Ершов умер, но оставил народу сокровище, сказку «Конек-горбунок». Это единственная сказка, которую он написал и которая его прославила.

- Ребята, в своей сказке Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице), создав на их основе оригинальное произведение.

Всякий раз, читая сказку, она преподает уроки мудрости и нравственности.

Актуализация знаний.

- Сегодня мы более подробно познакомимся с известной сказкой Ершова «Конек-горбунок».

- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)

- А какая это сказка авторская или народная?

- Какого типа бывают народные сказки? (бытовые, волшебные, о животных).

- Приведите примеры бытовых сказок («Каша из топора», «Как мужик гусей делил»)

- Приведите примеры волшебных сказок («Царевна лягушка», «Марья Моревна»).

- Приведите примеры сказок о животных («Лиса и петух», «Курочка ряба»).

- Давайте найдем черты волшебной сказки в Коньке Горбунке.

- Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», давайте вспомним:

- Кто является героями волшебной сказки?

- Какие задачи у сказок этого вида?

- В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, а события в нём фантастические. Задача этого жанра: показать, что добро побеждает зло.

- К какому виду относится сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», мы узнаем в конце урока.

Работа над произведением

Анализ прочитанного (учащиеся читают дома и находят описание главных героев).

- Ребята, в вашем домашнем задании нужно было найти описание героев, сейчас мы проверим как в спрвились с этим заданием.

- Давайте посмотрим кто главный герой сказки?

- Давайте охарктеризуем главного героя. На экране отрывки из сказки, прочитайте и назовите качества Ивана.

1. “Эхе-хе! Так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь какая саранча!”
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И садится на хребёт -
Только задом наперёд…(ловкий, сообразительный)

2. А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”.(честный, скромный)

3. Тут он кликнул скакунов
И пошёл вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конек его Горбатко –
Так и ломится вприсядку…(веселый, жизнерадостный)

- Исходя из характеристики Ивана, можно ли считать его глупым? (Докажите, найдите в тексте)

(Нет, Иван только кажется дураком, берет на себя роль унижаемого, но в речах его много правды, в поступках по отношению к братьям – милосердие).

- Так чем он дурак? (Не ищет выгоды, дурак с точки зрения братьев).

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем и побудем в роли Ваньки-встаньки.

Физминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы очами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Оборотись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки наверх все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой будто стали.

- Мы с вами отдохнули, и теперь можем продолжить наше обсуждение.

- Ребята, у главного героя сказки Ивана есть друг?

- А как его зовут?

- Опишите Конька-Горбунка?

Мальчикам: найти все, что касается внешности Конька-горбунка.

Девочкам: найти все, что касается характера и волшебных свойств Конька-горбунка.

- Итак, что говорится в тексте о том, как выглядел Конек-горбунок? (Маленький, ростом три вершка с двумя горбами и аршинными ушами).

- Все ли слова вам были понятны при чтении описания Конька-горбунка?

- А как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (Устаревшие)

- А где можно посмотреть значение таких слов? (Значение этих слов можно найти в этимологическом словаре, толковом словаре Даля).

- А теперь давайте решим небольшую задачу. В сказке говорится, что конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. А сколько это- вершок и аршин?

- Кто знает, сколько сантиметров содержится в 1 вершке и в 1 аршине?

1 вершок = 4,5 см

1аршин = 16 вершков = 72 см

- Какого же роста был Конек – горбунок? (Рост=13,5см, а уши=72см).

- Покажите руками, какого примерно роста был Конек – горбунок. А какой длины были его уши? Посмотрите, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Посмотрите, каким получился несоразмерным Конек-Горбунок.

- Можно ли себе представить, что Ивана на самом деле возил Конек такого роста? – игрушка?

- Как вы считаете, можно ли, назвать Конька-горбунка красивым? Маленький, горбатый, длинноухий… Вряд ли. Но ведь он нам нравится. Почему? Какими чертами характера обладал этот герой? (Добрый, ловкий, быстрый, всегда готов прийти на помощь, КГ – волшебный помощник).





























Выводы по сказке.

- Давайте составим схему сравнения героев.

- Посмотрите критерии сравнения героев.

 

Критерии Иван Конек – горбунок
• По счету в семье   • Внешность     • Ум     • Душевные качества

 

третий, самый младший;      «герой с дефектом», ловкий и бдительный;   глупый с точки зрения здравого смысла, ума братьев;   милосердный по отношению к братьям.   третий, младший;     «уродец», маленький, ловкий, быстрый;   рассудительный, мудрый;     сострадательный.    

 

- Какой можно сделать вывод по таблице?

Иван и КГ как один главный герой. Герои противопоставлены и сопоставлены: Иван любопытный, безрассудный, самонадеянный, а КГ рассудительный, мудрый, сострадательный – две стороны одной и той же «широкой русской натуры». Иван самый младший, КГ – тоже третий, младший. В обоих есть нечто наивное, непосредственное, что делает их похожими на детей. КГ - внутренняя сущность, внутренний голос главного героя.

- Какого вида черты народной сказки можно найти в сказке  «Конек-горбунок»?

- Главными героями выступают человек - Иван и несуществующий герой – Конек-Горбунок. Так же Конек-Горбунок это фантастическое, вымышленное существо, следовательно, вид сказки волшебный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: