Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» 4 класс
Цель:
- выявить особенности героев сказки.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с биографией писателя,
- закрепить умение составлять, а в следствии сопоставлять характеристики героев сказки.
Развивающие:
- развитие монологической речи,
- развитие навыка чтения,
- расширить знания о старинных мерах длины (вершок, аршин).
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: мультимедийный комплекс – презентация; учебник Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана - Граф, 2006; тетради, ручки (карандаши).
Домашнее задание к уроку: прочитать сказку П.П.Ершова «Конек-горбунок», найти описание главных героев сказки, проиллюстрировать понравившейся эпизод из сказки.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, наш урок сегодня посвящен очень известному литературному персонажу. Это волшебный герой одной замечательной литературной сказки. В нескольких городах России этому герою установили памятник. Посмотрите на экран.
- Что же это за герой, которому устанавливают памятники?
- А помните ли вы, кто написал эту сказку?
- Правильно, Петр Павлович Ершов. Кто же он, автор этой замечательной сказки? (Ответы детей)
- Сейчас мы с вами послушаем биографию П.П.Ершова и узнаем кем же был автор.
(выходит заранее подготовленный ученик и рассказывает биографию писателя)
Биография П.П.Ершова
- Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Учился в Петербургском университете. И вот однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки произвели на него огромное впечатление именно близостью к народному творчеству, - ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес.
Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек – Горбунок», тогда же стал знаменитым. Ему было всего 19 лет. Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями. Сказка П.П.Ершова вместе со сказками А.С.Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной стихотворной сказки.
В 1869 году П.П.Ершов умер, но оставил народу сокровище, сказку «Конек-горбунок». Это единственная сказка, которую он написал и которая его прославила.
- Ребята, в своей сказке Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице), создав на их основе оригинальное произведение.
Всякий раз, читая сказку, она преподает уроки мудрости и нравственности.
Актуализация знаний.
- Сегодня мы более подробно познакомимся с известной сказкой Ершова «Конек-горбунок».
- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)
- А какая это сказка авторская или народная?
- Какого типа бывают народные сказки? (бытовые, волшебные, о животных).
- Приведите примеры бытовых сказок («Каша из топора», «Как мужик гусей делил»)
- Приведите примеры волшебных сказок («Царевна лягушка», «Марья Моревна»).
- Приведите примеры сказок о животных («Лиса и петух», «Курочка ряба»).
- Давайте найдем черты волшебной сказки в Коньке Горбунке.
- Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», давайте вспомним:
- Кто является героями волшебной сказки?
- Какие задачи у сказок этого вида?
- В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, а события в нём фантастические. Задача этого жанра: показать, что добро побеждает зло.
- К какому виду относится сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», мы узнаем в конце урока.
Работа над произведением
Анализ прочитанного (учащиеся читают дома и находят описание главных героев).
- Ребята, в вашем домашнем задании нужно было найти описание героев, сейчас мы проверим как в спрвились с этим заданием.
- Давайте посмотрим кто главный герой сказки?
- Давайте охарктеризуем главного героя. На экране отрывки из сказки, прочитайте и назовите качества Ивана.
1. “Эхе-хе! Так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь какая саранча!”
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И садится на хребёт -
Только задом наперёд…(ловкий, сообразительный)
2. А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”.(честный, скромный)
3. Тут он кликнул скакунов
И пошёл вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конек его Горбатко –
Так и ломится вприсядку…(веселый, жизнерадостный)
- Исходя из характеристики Ивана, можно ли считать его глупым? (Докажите, найдите в тексте)
(Нет, Иван только кажется дураком, берет на себя роль унижаемого, но в речах его много правды, в поступках по отношению к братьям – милосердие).
- Так чем он дурак? (Не ищет выгоды, дурак с точки зрения братьев).
- А сейчас мы с вами немножко отдохнем и побудем в роли Ваньки-встаньки.
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы очами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Оборотись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки наверх все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой будто стали.
- Мы с вами отдохнули, и теперь можем продолжить наше обсуждение.
- Ребята, у главного героя сказки Ивана есть друг?
- А как его зовут?
- Опишите Конька-Горбунка?
Мальчикам: найти все, что касается внешности Конька-горбунка.
Девочкам: найти все, что касается характера и волшебных свойств Конька-горбунка.
- Итак, что говорится в тексте о том, как выглядел Конек-горбунок? (Маленький, ростом три вершка с двумя горбами и аршинными ушами).
- Все ли слова вам были понятны при чтении описания Конька-горбунка?
- А как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (Устаревшие)
- А где можно посмотреть значение таких слов? (Значение этих слов можно найти в этимологическом словаре, толковом словаре Даля).
- А теперь давайте решим небольшую задачу. В сказке говорится, что конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. А сколько это- вершок и аршин?
- Кто знает, сколько сантиметров содержится в 1 вершке и в 1 аршине?
1 вершок = 4,5 см
1аршин = 16 вершков = 72 см
- Какого же роста был Конек – горбунок? (Рост=13,5см, а уши=72см).
- Покажите руками, какого примерно роста был Конек – горбунок. А какой длины были его уши? Посмотрите, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Посмотрите, каким получился несоразмерным Конек-Горбунок.
- Можно ли себе представить, что Ивана на самом деле возил Конек такого роста? – игрушка?
- Как вы считаете, можно ли, назвать Конька-горбунка красивым? Маленький, горбатый, длинноухий… Вряд ли. Но ведь он нам нравится. Почему? Какими чертами характера обладал этот герой? (Добрый, ловкий, быстрый, всегда готов прийти на помощь, КГ – волшебный помощник).
Выводы по сказке.
- Давайте составим схему сравнения героев.
- Посмотрите критерии сравнения героев.
Критерии | Иван | Конек – горбунок | |
| третий, самый младший; «герой с дефектом», ловкий и бдительный; глупый с точки зрения здравого смысла, ума братьев; милосердный по отношению к братьям. | третий, младший; «уродец», маленький, ловкий, быстрый; рассудительный, мудрый; сострадательный. |
- Какой можно сделать вывод по таблице?
Иван и КГ как один главный герой. Герои противопоставлены и сопоставлены: Иван любопытный, безрассудный, самонадеянный, а КГ рассудительный, мудрый, сострадательный – две стороны одной и той же «широкой русской натуры». Иван самый младший, КГ – тоже третий, младший. В обоих есть нечто наивное, непосредственное, что делает их похожими на детей. КГ - внутренняя сущность, внутренний голос главного героя.
- Какого вида черты народной сказки можно найти в сказке «Конек-горбунок»?
- Главными героями выступают человек - Иван и несуществующий герой – Конек-Горбунок. Так же Конек-Горбунок это фантастическое, вымышленное существо, следовательно, вид сказки волшебный.