- Нарисуйте словами, как вы представляете себе «шествие солнца»? Какой смысл заложен в метафоре «луч-шаги»? (Огромное светило шагает по земле... лучами! Оно приходит к поэту «по доброй воле», не рассердившись на бранные слова. Большое, грузное, «ввалилась солнца масса»; тесновато ему в комнате поэта: изо всех «щелей», «окошек», «дверей» просачиваются его лучи. Оно устало, «дух переведя», говорит «басом»...)
Какое событие произошло с солнцем впервые? («Гоню обратно я огни / впервые с сотворенья».)
Верно, «не поэт устремляет завороженный взгляд в космос, а небесное светило запросто, "по-свойски", приходит к поэту в гости»4.
Какие детали быта помогают придать образам поэта и солнца характер обыденности? («Чаи гони, / гони, поэт, варенье».)
Солнце не смущает непривычная обстановка, к чему излишние церемонии: раз пригласил поэт на чай, что ж, «гони» чай и еще... варенье. Так вкуснее, интереснее! Какой смысл мы вкладываем во фразеологизм «гонять чаи»? (Наверное, чрезмерно увлекаться чаепитием в ущерб работе, важным делам. У Маяковского повелительное наклонение глагола имеет просторечное значение «давай».)
|
|
Можно считать разговор солнца с поэтом кульминацией стихотворения? Как чувствует себя поэт в этом удивительном соседстве? Гостеприимен ли он? (Поэт сначала растерян, «сконфужен», «сел на уголок скамьи». Но вспомним, кому как не Маяковскому, родившемуся и выросшему на Кавказе, не знать законов гостеприимства?)
Убедительный штрих! Но не странным ли кажется жест поэта «на самовар», когда летняя «жара с ума сводила»? (Нет, хотя пить в жару чай, пусть даже с вареньем, не совсем комфортно, но, может быть, «самовар» здесь как символ гостеприимства, как, впрочем, и «чай» и «варенье»...)
Действительно, мы словно видим этот пузатый, начищенный до блеска, под стать сиянием своих медных боков солнцу, с трубой для углей, «грузный», пыхтящий самовар. Почему же рассеиваются страх и скованность
поэте? (Из солнца струится «ясь» — свет, ясность.) НЕОЛОГИЗМ.
О чем и как ведут беседу поэт и солнце? (Поэт забывает о своей «степенности», их беседа — о простом и привычном: «про то, про это», «что-де заела РОСТА» - о работе. Они говорят о своем, что составляет смысл их существования.)
Как поэт ощущает себя в присутствии солнца? (Он уже «на ты» со светилом,«дружбы не тая», «бьет по плечу» солнце, их разговор становится непринужденным и нескучным: «Болтали так до темноты».)
Какой смысл вкладывает Маяковский в слова «взорим», «вспоем»? (Это слова из призыва солнца к поэту: будем вместе встречать зарю, воспевать свет, развеем серую скуку буден.)
Верно. Поэт и солнце делают одно дело: Какое? несут свет и добро людям. Солнце - животворной радостью своих лучей, поэт - светом своей поэзии.
|
|
Я буду солнце лить свое
А ты – свое
Стихами.
Поэтическое кредо поэта».
Давайте прочитаем последнюю часть стихотворения самостоятельно.
Составим два портрета
На ваших столах находятся конверты с карточками. Разберите их, распределяя на 2 группы: 1 – относящиеся к солнцу, вторая – к поэту. Расположите их в том порядке, который указан в таблице. Приготовьтесь прочитать получившийся текст. У вас их должно быть 2.
Поэт | Солнце |
Давайте озвучим, что у вас получилось?Такой прием составления текста называют «СИНКВЕЙН» - в переводе с французского – пятистишие. Или еще по-другому: Слово переведенное в образ.
У нас получилось два замечательных образа: ПОЭТА И СОЛНЦА.
Похожи они друг на друга? Чем?
Зачитайте строки стихотворения, относящиеся и к солнцу, и к поэту? Как по-другому это можно назвать?
Кредо, позиция, мировоззрение.
Выполняя каждый свою роль, они несут свет людям: солнце – своей теплотой, поэт – своей поэзией.
Мы начали наш сегодняшний разговор с ПОЭЗИИ. Я предлагаю вам вернуться на отправную точку нашего путешествия.
Какую роль в течение путешествия мы выполняли?
Читателя
Исследователя,
Мыслителя
Так зачем нам, читателям, простым людям, нужна поэзия?
(Чтобы прикоснуться к необычному, познать прекрасное, стихи делают нашу жизнь духовно богаче, зачаровывают нас созвучием рифм, чудной мелодией слов)
Посмотрите на экран. Я попробовала создать синквейн, посвященный поэзии.
ПОЭЗИЯ.
Притягательная, загадочная, чарующая.
Вдохновляет, возвышает, зовет
Заставляет задуматься о смысле жизни
ВЕЧНОСТЬ.
В чем назначение поэта и поэзии у Маяковского?
Зачитайте.
Это и есть его кредо, его жизненная позиция, смысл его существования.
Светить всегда,
светить везде...
«поэзия - солнце». Но поэзия —это и каждодневный, нелегкий труд ума и души. Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но тайна творчества остается, потому что жива настоящая поэзия, подлинное искусство. Родятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый точный и справедливый.
Не кажется ли вам, что незримым «третьим» героем этого удивительного стихотворения выступает... читатель, слушатель, то есть мы с вами?
А для чего? Для того чтобы мы с вами прочувствовали, поняли и оценили его стихотворение - это будет наша с вами позиция.
Читать, понимать и чувствовать стихи — это не меньший труд, чем писать их.
Давайте выскажем свою позицию по отношению к идее автора…
Один из современников Маяковского Юрий Олеша сказал о нем однажды: «Когда я вспоминаю Маяковского, я тотчас же вижу эти глаза…
Они на меня смотрят, и мне кажется, что в мире становится тихо, таинственно.
Что это за взгляд?
Это был взгляд гения…»
А как думаете вы? Согласны ли вы с тем, что смысл поэтического творчества – дарить свет людям, направлять их на верный путь?
Возьмите в руки знаки-символы, лежащие на вашем столе:
! – согласен и поддерживаю
?- нахожусь в замешательстве, сомнении
Я думаю, своим стихотворением Маковский словно дает нам завет: читатель, мечтай о возвышенном, обращай свои взоры к небесам, стремись хоть чуть-чуть быть похожим на солнце, дарящее всем нам солнечный свет…
И я очень рада, что большинство из вас разделяет это мнение…
Спасибо за урок. И пусть всегда освещает ваш путь солнце поэзии.
|
|