Приемы создания образов

Реальность + фантастика

- Для более детальной работы над текстом стихотворения выделяем в нем композиционные части.

Ребята, на слайде вы видите названия композиционный частей стихоторения. Расположите их в верной последовательности.

1. Экспозиция. «Обыденная   работа поэта».

2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение    "на   чай"».

  3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».

Давайте проанализируем мир поэтических приемов Маяковского, рассмотрев каждую из частей стихотворения. Это и будет следующим этапом нашего путешествия.

Обыденная работа поэта».

 

 Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал »? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.)

  Как называется такой прием в литературе? ГИПЕРБОЛА

 А попробуйте объяснить речевой оборот  «жара плыла»? (Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.)

Как называется такой прием в литературе? МЕТАФОРА

 С каким чувством поэт произносит фразе «На даче было это»? (Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка.)

- Да, поэтическая гипербола в экспозиции стихотворения задает тон всему повествованию: разгар лета, дача на Акуловой горе, жарко...

 Как вы себе ее представляете?

-Какая интонация, какой ритм нам понадобятся, чтобы при чтении передать картину этого поселка? (Интонация размеренная, неторопливая, хотя и внутренне напряженная.)

- Но вот поэт приоткрывает нам небольшую тайну, известную только ему.         

Куда каждый вечер уходит солнце?

Маяковский отвечает на этот вопрос по-своему, как истинный поэт. Почему он употребляет слово «наверно»? (Поэт не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную                                                                                                                     «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...)

- Очень хорошо. Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? Нет, все то же, что и вчера.)

- Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен!)

Ссора поэта с солнцем. Приглашение «на чай».

- Не кажется ли вам, что начало второй части напоминает повествование? Что предвещает такое начало? («И так однажды...» - это начало многих занимательных историй, легенд, сказок, случаев из жизни...)

- Как поэт выражает свою злость? («Разозлясь, что в страхе все поблекло». Можно сказать, что злость породила страх, все меркнет, «бледнеет» перед раздраженным человеком...)

Какие слова по отношению к солнцу употребляет автор?

Слазь!

Дармоед!

Довольно шляться!

Неженка!....

…Зашло бы

- Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обращаясь к солнцу? Как их называют еще? Просторечные слова

Справедливы ли такие слова?

 (Наверное, нет. Солнце - не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...)

Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотонная, но долг художника превыше усталости.)

  Слышит ли солнце поэта, отреагировало ли на его грубость?

Итак, солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Кому же приятно услышать такое в свой адрес? Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но не тут-то было! Наш поэт не привык отступать! Ругаются только злые,
неуверенные в себе люди, вздорные и невоспитанные.
 

А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...»)


Что это за слово? Как его называют? Как вы понимаете неологизм поэт «златолобо»?

 (Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звука-ми [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце - живое!)

 Давайте вернемся к ряду слов: Сначала - повелительное наклонение: «Слазь!», «довольно шляться», «Погоди!», «послушай», а потом - «зашло бы». Интонация сменилась: от пренебрежительного раздражения - к примирительному и дружелюбному тону.

Реакция появилась? Что случилось?

Как поэт передает свой испуг? (Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: