Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв. 3 страница

Изменение поведения щенков с 3-4-месячного возраста, а именно проявление пассивно-оборонительной реакции, требует от владельцев повышенного внимания, спокойного обращения, своевременного принятия мер по успокоению животных.Следует иметь в виду, что срок появления у щенков пассивно-оборонительной реакции указан нами лишь для подавляющего большинства щенков, но он может наступить и раньше (с 2-2,5-месячного возраста) и позже (после 4-месячного возраста), что зависит от индивидуальных особенностей щенков и их породы.

Щенки «под сукой» должны быть приучены и к громкому радио, и к появлению и разговорам людей. Отлично, когда с маленькими щенками играют дети, но нужно обязательно контролировать последних: человеческие детёныши по неосторожности могут причинить боль сосунку, которая скажется на его адаптации.

Как можно раньше надо начинать выносить щенка на улицу. Мы все знаем, что до прививок и карантина гулять со щенком нельзя, но понимаем, что нам важен именно этот период (до 2-х месяцев и больше) для приучения щенка к незнакомым доселе раздражителям. Поэтому мы не будем спускать щенка на землю и, тем более, никому не дадим его трогать, посадим щенка в рюкзак и повесим впереди себя.

Выходим на улицу и начинаем прогуливаться с малышом сначала около своего дома, в нешумном месте. Если щенок нормально к этому относится, это отлично. Если же он прячется при появлении человека, при звуке двигателя проезжающей машины, значит, мы поторопились, и гулять следует пока в более безлюдном месте и в то время, когда возле дома не так оживленно.

Звуки, к которым мы приучаем собаку, должны быть обычными: шум машин, разговор людей, радостные детские крики, лай собак, крик ворон, звук метлы дворника и т.п. Сильные звуковые раздражители: салют и прочее во время этого периода не должны звучать.

Добившись хорошего результата, можно усложнить задачу: гуляем со щенком в рюкзаке вдоль дороги, мимо магазина и т.п. Во время того, как щенок реагирует на звуки и зрительные раздражители, нужно вести себя нейтрально, можно иногда поговорить со щенком, успокоить. Отлично, если найдётся чистое от посторонних собак место, где можно выпустить щенка побегать и принюхаться к окружающему его миру. Эти упражнения мы делаем в возрасте 1,5-х – 3-х месяцев.

Когда сделаны все прививки, пройден карантин, можно гулять без рюкзака. Лучше всего утречком, пораньше, пока никто никуда не торопится, не бежит, вывести щенка во двор, поставить его в какое-либо тихое место, например, у своего крыльца, и дать ему освоиться. Позже можно начинать с ним двигаться. К этому времени щенок должен быть приучен и к ошейнику, и к поводку.

Иногда останавливайтесь и общайтесь со щенком, иногда идите спокойно. Помните – все упражнения надо делать только на поводке, ваша собака должна быть под контролем! Постепенно вы будете увеличивать время прогулки и усложнять маршрут. Все щенки ведут себя по-разному, оказавшись первый раз на улице. Это зависит, в основном от их индивидуальных особенностей.

Есть щенки, которые с интересом обнюхивают незнакомые предметы, тянутся к людям. Не надо считать это признаком того, что у вас собака излишне добрая и не будет вас охранять и защищать впоследствии. В этом нежном возрасте, у щенков главная реакция – ориентировочная, и любопытство, а также некоторая робость вполне уместны.

Обычно, в возрасте двух – трёх месяцев щенки начинают покидать дом заводчика. Новому хозяину следует объяснить, что собачьи дети в период от трёх до девяти месяцев иногда бывают очень осторожны и пугливы.

Кинолог должен объяснить, что щенок, переехав в новый дом, пока не в состоянии разбираться – кто свой, кто чужой, владелец все для него - просто «ноги, за которыми надо бежать». Новый хозяин должен терпеливо адаптировать щенка. В доме в этот период (в первый месяц пребывания) должно быть как можно меньше посторонних людей, только хозяин и его домочадцы.

На прогулках хозяин внимательно следит за поведением щенка в присутствии посторонних. Когда подошли к человеку, собака «поскакала» вокруг, человек не трогает щенка, не обращает на него внимания (напоминаю – нужно попросить его об этом), тогда со щенком можно двигаться дальше.

       Если щенок ворчит на незнакомых людей, не доверяя им, следует, не спеша, если щенок проявит желание, подойти к объекту. Если щенок совсем не хочет двигаться вперед, к человеку – необходимо остановиться и посадить щенка, дать ему осмотреться, «подумать» и успокоиться. После чего надо попробовать подойти к объекту настороженности (также предварительно попросив человека постоять спокойно немного) и начать двигаться вдоль и вокруг него, до тех пор, пока щенок не успокоится и не перестанет «пугать» объект и «возмущаться» присутствием человека…

Если же, после остановки и посадки щенка, малыш все же не хочет подойти близко к человеку, ненужно тащить его насильно – достаточно, если щенок посидит даже в 3-х, 5-ти метрах от него. Если щенок проявляет признаки стресса (мелко дрожит, зевает и т.п.), надо вернуться на ступень назад, ни в коем случае не усложнять упражнения, наоборот - вернуться к более простым, к тем, которые получались хорошо.

Со щенком в возрасте 4-5 месяцев можно подходить к магазинам, к местам, где двигается «толпа» людей.

Во время этих упражнений нужно набраться терпения и получить от щенка нейтральную реакцию на окружающих: он должен спокойно пропускать мимо себя людей, не проявлять агрессию и не лезть ко всем под ноги, не приставать к людям.

Если наблюдается у малыша мелкая боязнь чего-либо и кого-либо, не стоит дергать и «волочить» щенка за собой. Во время таких проявлений хозяин не должен забывать, что можно остановиться, посадить щенка и попросту дать ему немного времени, также можно «переключать» щенка на себя – поговорить с ним, присесть на его уровень, слившись с ним воедино, стать ему опорой. Если щенок успокоился, можно попробовать дать ему лакомство. Это проверка. Если стресса нет – он съест еду. Щенок хозяина слышит, с ним можно общаться. Если щенок не берет лакомство – у него все еще стресс. Мы можем «идти дальше», только если мы получили хороший результат. Если щенок активный, можно усложнять упражнения, не переусердствовав в физической нагрузке. Если щенок боязливый – заниматься следует чаще и дольше по времени, остаться на улице надолго, пока щенок не устанет и не успокоится.

Новое усложнение – проход через «толпу». Хозяину надо найти место, где одновременно двигаются по своим делам 8-10 человек. Можно искусственно создать такую «толпу». На коротком поводке, в рабочем темпе, надо пройти со щенком сквозь толпу, не «виляя», щенок должен спокойно идти, пропускать людей мимо себя, не совершая попыток напасть на них, облаять или прыгнуть.

От 5 до 6 мес. Выход и вход домой – иногда это проблема, так как щенок считает порой, что дом и подъезд — это его собственность, он там живет. Если щенок, проявляет какие-то признаки неуверенности или облаивает (рычит) на ходящих в подъезде людей, следует повторять упражнение «вход и выход» до тех пор, пока щенок не станет ходить спокойней и лучше, чем в первый раз. Часто бывает, что владельцы так «запускают» этот процесс, что собака буквально «вылетает» из дверей, «сломя ноги». Это очень опасно, так как она может попасть под машину, броситься на человека, испугать ребенка… Поэтому подросшую активную собаку следует приучать к наморднику и выход и вход в дом делать в наморднике (лучше всего намордник-корзинка из кожи). Поводок должен быть достаточно длинный, чтобы подросший щенок мог продвинуться и пробежаться.

Некоторые щенки боятся выходить из квартиры - это говорит о слабой психике. В таком случае щенка надо сажать близко к себе, пока хозяин собирается, не давая ему возможности сбежать и спрятаться, закрывать все двери, и спокойно выводить щенка на улицу. Щенок начнет ориентироваться и полагаться на хозяина в начале таких тренировок. Дальнейшая работа зависит от наличия у владельца времени и желания, так как нам еще нужно приучать щенка к транспорту, помещениям, подземным переходам и пр. Плохая адаптация в этом случае обычно «лечится» широкой географией прогулок.

Для всех этих упражнений есть строгое правило – щенок должен доверять хозяину, с ним должен быть отличный контакт, должно быть доверие! Щенок не будет ему доверять, если хозяин будет без повода на него «рычать», ругать его за пустяки и наказывать, если он по команде сразу не подошёл. Если малыш убегает иногда – это проблема человека, значит, где-то допущена ошибка, и потеряно доверие. Щенок в этом не виноват, поэтому не пытайтесь вымещать на нем раздражение от вашей неудачи в дрессировке и воспитании! Хозяин должен оставайтесь для щенка разумным, спокойным и вызывающим доверие человеком. Дрессируйте щенка только с помощью грамотного инструктора дрессировщика…

Социализация. До сих пор щенок общался лишь с себе подобными – собаками его породы (мамой, братьями и сестрами). Любая собака другой породы, большего или меньшего роста, будет, возможно его пугать, удивлять и т.п. Здесь подходят все те упражнения, которые описывались для приучения щенка к незнакомым раздражителям. Владелец не должен позволять общаться своему малышу с «подозрительными» собаками и не подводить щенка близко к незнакомым или явно «нехорошим» соплеменникам или неадекватным людям. Наверняка в районе живет одна -две спокойные собаки, которые не обижают малышей (надо поинтересоваться у хозяев, как их собаки реагируют на щенков). Если щенок отказывается подойти к такой доброй собаке, чтобы «посмотреть» на нее вблизи, не «пихайте» его насильно. Посадите щенка в сторонке, пусть он привыкнет к ее виду. Щенок должен видеть и маленьких собак, и больших, и лохматых, и короткошерстных - самых разных.

Хозяин должен наблюдать за щенком. Лучше всего найти для вашего малыша приятеля его возраста, любой породы, для совместных прогулок и игр. В играх, возможно, его поваляют, но, если между щенками небольшая разница, они будут, в целом, играть достаточно ровно, без грубости. Очень хорошо, для компании собираться владельцам двух-трех щенков одного возраста, чтобы вместе играть и гулять, благодаря таким прогулкам малыш будет чувствовать себя уверенней, ему будет весело и интересно. Если ваша собака при появлении другой собаки ложится и поднимает лапы вверх – это нормально, не надо ее дергать и заставлять немедленно вставать, она все делает совершенно верно.

Бывает, что кинолог неверно понимает, что происходит с двумя собаками, не зная об особенностях стайного поведения, и иерархической лестнице. Например, случается, взрослая сука, с которой вы гуляете вместе, буквально не дает покоя вашему щенку – она валит его на землю, трепет, наскакивает на него, рычит. Вам это не нравится… На самом деле – вам «оказана честь», ваш кобель-щенок выбран старшей в стае сукой на роль «вожака-лидера» и уже к ней подготавливается.

Чтобы понять, почему так происходит, мы советуем почитать вам книги по этологии - науки о поведении животных, основателем которой является лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц.

Задания

 

1. Изучить теоретический материал по поведению животных в урбанизированной среде.

2. Изучить предлагаемый вариант проведения «Круглого стола» по теме.

3. Подготовить свои вопросы для Круглого стола, либо придерживаться предложенных.

 Пример. КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В УРБАНИЗАРОВННОЙ СРЕДЕ»

Темы для обсуждения:

1. Подбор собаки для конкретного человека (порода, пол, возраст, психотипы ожидания владельца и собаки, их возможные сочетания).

2. Нужно ли владельцу собаки учиться, где и чему.

3. Поведение животных в городе.

4. Особенности адаптации домашних собак к проблемам города.

5. Особенности поведения собак на выставках.

6. Возникновение нового предназначения собаки – шоу-собака.

7. Проблема безнадзорных животных в городе. Плюсы и минусы «спасения» бездомных собак.

8. Проблемы животных в городе: нужно ли брать собаку из приюта, как исправить поведение собаки из приюта, к чему быть готовым будущему владельцу.

Проект решений по результатам «Круглого стола»:

1. Разработать программу курсов для владельцев собак по адаптации щенков и молодых собак к условиям города (непривычные звуки, поезда в транспорте, большое количество людей, большие здания, проблемы праздников – громкая музыка, шум, мелькание рекламных огней, петарды).

2. Разработать тест и правила прохождения экзамена «Собака в городе».

3. Разработать программу обучения животных поведению на выставках и адаптации к условиям выставки (варианты - в рамках общей программы хэндлинга; отдельно - со сдачей теста и выдачей сертификата «Шоу-собака»).

4. Разработать и апробировать предложенную авторскую методику для подбора породы при выборе собаки для конкретного собаковода.

5. Организовать «Декаду подбора породы» (рабочее название «Мой ласковый и нежный зверь»), отобрать 10 человек для работы по подбору, психологическому тестированию будущих владельцев для определения психотипа ожидания будущего хозяина, его психотипа по методикам соционики и консультации совместно с семьей. Планируется работа с каждым добровольцем в течение всей декады. Работа бесплатная. Материалы будут опубликованы в соцсетях. Имена добровольцев разглашаться не будут. Через 6 месяцев после приобретения щенка с каждым добровольцем будет проведено собеседование, результаты которого относительно правильности методики подбора породы будут опубликованы на тех же страницах. Для добровольцев планируется обучение в корпоративной форме по минимальной цене, установленной руководителем отдела корпоративного обучения дополнительного образования техникума.

6. Разработать программу курсов и консультаций для собаководов, принявших решение взять собаку из приюта.

7. Разработать тесты по определению состояния тревожности и выявлению проблемных особенностей собак, поменявших владельца и собак, взятых из приюта.

8. Организовать тестирование собак, поменявших владельца, либо взятых из приюта.

9. Организовать консультации для владельцев проблемных собак и коррекционные курсы для собак, поменявших владельца.

Определить сроки реализации Проекта решений Круглого стола «Поведение животных в урбанизированной среде» и ответственных по каждому решению.

10. Подготовить дискуссионные выступления по примерным вопросам с приведением аргументов.

11. Подготовить резолюцию Круглого стола

12. Провести Круглый стол, подготовив таблички ведущим, участникам и приглашенным. Оформить аудиторию соответственно.

  13. Подготовить протокол с принятыми решениями Круглого стола.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Раздел 2. Основы поведения животных различных видов

Перечень вопросов к теме 2.1.

1. Проблема наследования условных рефлексов.

2. Морфологический субстрат условного рефлекса.

3. Типы Высшей нервной деятельности. Их особенности.

4. Срывы Высшей нервной деятельности. Причины развития неврозов.

5. Профилактика неврозов.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1. Проблема наследования условных рефлексов.

В 20–х гг. прошлого столетия в лаборатории И.П. Павлова был проведен эксперимент на мышах, целью которого было выяснение возможности передачи по наследству навыка ориентироваться в лабиринте. Данный эксперимент проводился следующим образом. Мышей обучали пробегать лабиринт. От обученных мышей получали потомство, которое снова обучали. Подобным образом продолжали действовать на протяжении 10 поколений. В результате проведенных опытов оказалось, что скорость пробегания лабиринта от поколения к поколению постепенно увеличивалась, и потомки 10–го поколения обучались заметно быстрее, чем мыши исходного. В результате этой работы были сделаны выводы том, что условные рефлексы могут передаваться по наследству, о чем в 1924 г. была опубликована статья, получившая довольно широкую известность.

Однако спустя некоторое время у И.П. Павлова возникли сомнения в правомочности полученных результатов и выводов, сделанных из них.

Сотрудники его лаборатории тщательно проанализировали методику проведения эксперимента и пришли к выводу, что скорость пробегания мышами лабиринта в большой степени зависела от поведения экспериментатора. В ходе опыта мышь сначала вылавливали из жилой клетки, затем помещали в стартовую камеру, с треском открывали задвижку при входе в лабиринт. Все эти действия пугали зверька, поэтому требовалось некоторое время для его адаптации и угашения возникшей у него вследствие испуга пассивно оборонительной реакции. В процессе работы экспериментатор постепенно научался действовать все более и более аккуратно и стал меньше пугать мышей перед опытом и в ходе его. В результате мыши стали тратить меньше времени на адаптацию и стали обучаться быстрее. Таким образом, И.П. Павлов пришел к выводу, что различия в скорости обучения пробежки в лабиринте у мышей разных поколений были вызваны погрешностью в методике проведения эксперимента.

Позже данный эксперимент был повторен в автоматизированном варианте и, как показали опыты, никакой разницы между мышами первого и последнего поколений не обнаружилось. В связи с этим великий ученый опубликовал свое отношение к этому вопросу в письме, напечатанном в «Правде» (13 мая 1927 г. № 106): «Первоначальные опыты с наследственной передачей условных рефлексов у белых мышей при улучшении методики и при более строгом контроле до сих пор не подтверждаются, так что я не должен причисляться к авторам, стоящим за эту передачу». К сожалению, это письмо оказалось быстро забыто.

Проблема наследования условных рефлексов интересовала и ряд других ученых. Эксперименты, связанные с последовательным, от поколения к поколению, обучением были проведены на животных целого ряда видов и показали аналогичные результаты. Поэтому в настоящий момент разногласия среди большинства ученых по этому вопросу практически отсутствуют.

Вопрос о наследовании условных рефлексов – индивидуальных приспособительных реакций организма, осуществляющихся посредством нервной системы, – частный случай идеи о наследовании любых приобретенных признаков организма. Эта идея – некогда предмет ожесточенных дискуссий – ныне окончательно отвергнута. Все опыты, которые проводились для доказательства наследования приобретенных признаков, при проведении правильно поставленных экспериментов не подтвердились.

Те различия в способности обучения, которые наблюдаются у животных связаны со многими факторами:

– типологическими особенностями их высшей нервной деятельности;

– способностью к определенным формам обучения;

– степенью выраженности оборонительных реакций и т.д.

Необходимо отметить, что обучаемость является наследственно обусловленным фактором. Поэтому отбор собак по рабочим качествам служит исключительно важным моментом племенной работы.

Несомненным аргументом против наследования условных рефлексов может служить, например, тот факт, что, несмотря на изучение многими и многими поколениями людей школе таблицы умножения, вундеркиндов, знающих ее от рождения, до сих пор не описано. То же самое можно сказать и о многих других навыках.

2. Морфологический субстрат условного рефлекса.

У всех классов позвоночных жи­вотных (рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих) образуются условные рефлексы по одному прин­ципу, но в формировании временных связей принимают преимущественное участие различные отделы головного мозга. У рыб такими отделами слу­жат средний мозг и мозжечок. У ре­птилий и птиц замыкательную функ­цию выполняют полушария голов­ного мозга, причем в реализации этой функции значительную роль играет промежуточный мозг.

Попытки найти в коре больших полушарий специальные центры, ответственные за выработку условных рефлексов, дали неоднозначные результаты. В опытах Лешли было показано, что экстирпация коры у крыс, обученных находить правильный путь в лабиринте, не вызывала специфических изменений в реакциях животного. Оказалось, что нарушение навыков, полученных в процессе обучения, зависело не от топографии удаленного участка коры, а лишь от общего количества удаленной коры. Такие опыты позволили сделать вывод о том, у крыс в коре больших полушарий нет постоянных зон, ответственных за реализацию условного рефлекса. Косвенно это означало, что функции в коре не имеют определенной локализации и вся кора принимает участие в реализации каждой функции.

В лаборатории И. П. Павлова было показано, что у собаки, лишен­ной затылочных долей, можно выра­ботать условный рефлекс, сочетая свет с подачей пищи: спустя не­которое время при действии света у прооперированной собаки выделяется слюна. Но на более сложный зрительный сигнал – определенную форму предмета или перемещение его в пространстве – условный рефлекс у таких собак не вырабатывается даже после большо­го количества сочетаний. Подобные результаты получены у собак после удаления височных долей, где лежит слуховая зона. На основании этих ис­следований И. П. Павлов высказал представление о динамической локализации функций в коре больших полушарий. Он полагал, что корковый конец каждого анализатора состоит из двух основных частей, ядра и пери­ферических элементов, рассеянных в различных областях коры. Клетки яд­ра, сконцентрированные в опреде­ленной зоне, обладают высокой специализаацией, т.е. способны к очень тонко­му различению соответствующих раздражителей. Именно они в обычных условиях ответственны за реализацию условных рефлексов. При экстирпации этих ядерных зон первоначально рефлекс не реализуется, но с течением времени з а счет рассеянных элементов возможно частичное восстановление рефлекторной деятельности.

В целом, рассматривая функциональную топографию коры больших полушарий различных млекопитающих, физиологи пришли к заключению, что в формировании условных рефлексов принимают участие области коры, ответственные за анализ сенсорных сигналов, а также моторные зоны коры.

Сенсорные центры коры локализуются у многих животных однотипно – зрительная зона расположена в затылочных до­лях больших полушарий, слуховая – в височных, обонятельная – в аммоновом роге древней коры, тактильная зона – в области задней центральной извилины, в то время как анализ проприоцептивной информации осуществляется в прецентральной области коры.

В тоже время локализации двигательных зон коры больших полушарий неодинаковы у разных видов млекопитающих. Так, у плотоядных она лежит вокруг и в глубине кресто­видной борозды, у овец и коз зани­мает преимущественно область верх­ней лобной извилины. У свиней мо­торная зона расположена между ве­нечной бороздой и передней ветвью сильвиевой борозды. У лошадей она находится сбоку от латеральной крестовидной борозды, а также в об­ласти средней ветви верхней сильвие­вой борозды. Кроме того, и размеры двигательной зоны коры у млекопитающих зависят от их филогенетического уровня развития. Как правило, эта область больше у тех животных, которые способны совершать много сложных движений. Наибольших размеров она достигает у приматов, средних – у плотоядных и наименьших – у копытных, которым, в основном, свойственны только простые движения конечностей. Вот почему дву­стороннее удаление моторной зоны коры, например, у овцы не от­ражается на двигательных функциях даже сразу после операции. У плото­ядных животных вскоре после операции насту­пают двигательные нарушения, а приматов (обезьян) наблюдается паралич, который частично может пройти, но полного восстановления двигательной функ­ции никогда не происходит.

Таким образом, в процессе филогенетического развития происходит специализация нервных центров коры больших полушарий, в том числе тех центров, которые принимают непосредственное участие в формировании условных рефлексов.

У приматов и человека структурно-функциональной базой условного рефлекса служат кора и подкорковые образования мозга. В качестве главных клеточных элементов центрального механизма образования условного реф­лекса выступают вставочные и ассоциативные нейроны коры больших полушарий.

3. Типы Высшей нервной деятельности. Их особенности.

С давних времен люди отмечали индивидуальные особенности в поведении друг друга и животных. Еще с древнегреческого периода сохранились известные и в наше время названия четырех темпераментов: холерический (от слова «холе»– желчь), сангвинический («сангвис» – живая кровь), флегматический («флегма» – слизь) и меланхолический («меланхоле» – черная желчь).

На основании изучения условно-рефлекторной деятельности собак И.П. Павлов создал свое учение о типах высшей нервной деятельности. В основу деления собак по типам ВНД была положена оценка:

– силы основных нервных процессов возбуждения-торможения;

– уравновешенности этих процессов;

– подвижности этих процессов.

На основании представлений о силе нервных процессов было введено понятие сильного и слабого типа нервной деятельности.

К слабому типу относятся собаки, мало приспособленные к напряженной нервной деятельности. Вследствие слабости процессов возбуждения и торможения их нервная система имеет низкую работоспособность. Слишком сильные раздражители вызывают у них запредельное торможение. В обычной жизни это трусливые собаки, легко тормозимые всякими изменениями в окружающей среде. Из-за большой слабости торможения об уравновешенности и подвижности их нервных процессов говорить не приходится.

Собаки с сильным типом высшей нервной деятельности неодинаковы. У животных, обладающих очень сильным процессом возбуждения, положительные условные рефлексы вырабатываются быстро и прочно, в то время как тормозные вырабатываются медленно, а часто растормаживаются. У других собак и положительные, и тормозные условные рефлексы образуются одинаково быстро и оказываются весьма стойкими. При этом одни собаки оказываются более возбудимыми и подвижными, а другие – малореактивными и медлительными.

Таким образом, И.П. Павловым было выделено четыре типа высшей нервной деятельности:

– слабый тип (меланхолики), имеющий низкий предел работоспособности нервных клеток;

– сильный уравновешенный подвижный (сангвиники) – собаки с сильными и хорошо уравновешенными процессами возбуждения и торможения и хорошей их подвижностью;

– сильный уравновешенный инертный (флегматики) – с сильными процессами возбуждения и торможения и плохой их подвижностью;

– сильный возбудимый, безудержный (холерики) – с сильным процессом возбуждения, но со слабым – торможения.

Эти четыре типа высшей нервной деятельности в крайнем выражении встречаются весьма редко. Кроме них, выделяют так называемые промежуточные типы. Так, например, когда собаку по характеристике одного свойства нервных процессов можно отнести к сильному типу, а по характеристике другого – к слабому, то говорят о слабой вариации сильного типа или о сильной вариации слабого типа. Теоретически, на основании комбинаций трех свойств возбуждения и торможения можно выделить 96 вариаций типов ВНД. Промежуточные типы относятся к этим возможным комбинациям (Воронин, 1965).

Для определения этих качеств нервной системы в лаборатории И.П. Павлова был разработан стандарт испытаний, требующий применения целого ряда методик и фармакологических препаратов. Определение типов ВНД при помощи этих тестов занимает период от 6 до 18 месяцев, в зависимости от того, какое количество тестов необходимо для определения каждого свойства нервных процессов. С практической целью, например в служебном собаководстве, такой способ определения типов ВНД из-за длительности неприемлем.

Таким образом, понятие «тип высшей нервной деятельности» оказывается весьма расплывчатым, и в настоящее время чаще говорят лишь о типологических особенностях животного.

Тем не менее, представление о типологических особенностях животных является очень важным при практической работе с ними. Животные с разными типологическими особенностями могут требовать совершенно разных подходов к дрессировке, обладать различной устойчивостью к стрессам, иметь разную агрессивность и так далеее. Очень большое значение может иметь и психологическая совместимость животных друг с другом, а также животного и человека, также в огромной степени зависящая от типологических особенностей отдельных представителей.

4.Срывы Высшей нервной деятельности. Причины развития неврозов.

Предъявление животному непосильной задачи как в лабораторной обстановке, так и в естественной среде его обитания может вызвать у него срыв высшей нервной деятельности, который проявляется в различных отклонениях условно-рефлекторной деятельности. Он может быть проходящим или очень глубоким и длительным, и сопровождаться трофическими нарушениями во многих системах и органах. И.П. Павлов понимал под неврозом то, что «животное не отвечает, как следует, условиям, в которых оно находится».

Формы проявления неврозов. Неврозы у животных проявляются в трех основных формах:

– невроз в форме возбуждения;

– невроз в форме торможения;

– невроз в форме фобии.

Невроз в форме возбуждения проявляется в резком повышении возбудимости, дифференцировки оказываются сорванными, животное не в состоянии затормаживать свои условные рефлексы. При этом условные рефлексы могут быть значительной величины, но дифференцировки, как правило, бывают нарушены. Наблюдается хаотическая двигательная возбудимость, может наблюдаться усиленное слюноотделение.

Невроз в форме торможения проявляется в том, что вся условно-рефлекторная деятельность полностью или почти полностью отсутствует, животное становится вялым, заторможенным.

Невроз в форме фобии можно определить как навязчивые переживания страхов в определенной обстановке. Имеют специфические поведенческие проявления, цель которых – избегание предмета страха, в том числе и обстановки, связанной с ним, или уменьшение страха с помощью навязчивых действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: