Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв. 5 страница

  1. Изучить теоретический материал (термины по этологии)
  2. Разбить материал на части по количеству студентов (выборку можно сделать по алфавиту, можно по основным направлениям этологии, а внутри - по алфавиту, на выбор обучающихся).

3. Подготовить компьютерную презентацию по заявленной теме, защитить презентацию. (оценивается работа группы в целом).

Критерии оценки (Приложение А)

 

Тема 2.4 Обучение животных

Устный опрос

Перечень вопросов

1. Перечислите формы обучения животных согласно классификации З.А. Зориной и И.П. Полетаевой (2001), принятой в России.

2. Охарактеризуйте кратко неассоциативные формы обучения.

3. Дайте определение классическим условным рефлексам.

4. На какие стадии делится дрессировка как формирование условных рефлексов инструментального типа?

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

1. Перечислите формы обучения животных согласно классификации З.А. Зориной и И.П. Полетаевой (2001), принятой в России.

Неассоциативное обучение:

– сенсибилизация;

– привыкание.

Ассоциативное обучение:

– классические условные рефлексы;

– инструментальные условные рефлексы.

Когнитивные процессы:

– латентное обучение;

– выбор по образцу;

– обучение, основанное на представлениях о пространстве, порядке стимулов, времени, числе.

2. Охарактеризуйте кратко неассоциативные формы обучения.

Неассоциативное обучение заключается в ослаблении реакции при повторных предъявлениях раздражителя.

Способность к обучению базируется на присущем центральной нервной системе свойстве пластичности, которая проявляется в способности системы изменять реакции на повторяющийся многократно раздражитель, а также в случаях его совместного действия с другими факторами. Пластичность может иметь разную направленность: чувствительность к раздражителю может повышаться – это явление называется сенсибилизацией, или снижаться, – тогда говорят о привыкании.

Привыкание и сенсибилизация относятся к самым примитивным видам индивидуально вырабатываемых реакций.

1. Сенсибилизация. Сенсибилизацией называется повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента. В качестве примера сенсибилизации можно привести аллергию, когда повышается чувствительность к определенным химическим стимулам, обычно безвредным, но у сенсибилизированных организмов способным вызывать целый комплекс патологический реакций. Сенсибилизацией называют три типа реакций, имеющих между собой мало общего. Главное, а может быть, и единственное, что их объединяет, – это повышение возбудимости организма по отношению к определенным раздражителям.

К первому типу реакции относят модификацию поведения, возникающую под воздействием какого-либо стимула. Ярким примером такого рода может служить так называемое обучение инфузорий.

Если же инфузорию перенести в небольшую емкость, имеющую форму круга, глубиной не больше 1 мм и диаметром 3–5 мм, то ее поведение резко изменится. Сначала она будет хаотично двигаться по сосуду, изредка натыкаясь на его стенки. Спустя некоторое время движения инфузории примут упорядоченный характер и она будет двигаться по вполне определенной траектории:

– в круглом аквариуме это будет почти правильной восьмиугольник;

– в квадратном – квадрат, расположенный косо по отношению к стенкам аквариума;

– в пятиугольном сосуде – пятиугольник;

– в шестиугольном – шестиугольник и т.д.

При этом, будучи перенесенными в сосуд другой формы, инфузории в течение некоторого времени продолжают двигаться по предыдущей траектории.

Вторым типом реакций, относимых к сенсибилизации, является способность организма под воздействием одних раздражителей изменять чувствительность к другим. Реакции подобного типа встречаются у любых организмов. Так, свет улучшает восприятие человеком музыки, вот почему в филармониях во время концертов зрительный зал остается освещенным.

3. Дайте определение классическим условным рефлексам.

К классическим условным рефлексам относятся слюнные условные рефлексы, настолько детально изученные в лабораториях Павлова, что это способствовало возведению их в ранг классических. Их особенность заключается в том, что они точно воспроизводят эффект, вызываемый безусловным раздражителем. Если пища, используемая в качестве безусловного раздражителя, вызывает обильное выделение слюны, то и условный пищевой рефлекс, образуемый на основе этого подкрепления, тоже будет выражаться в слюнотечении. Раз электрический ток вызывает отдергивание лапы, то таким же будет выработанный с его помощью оборонительный условный рефлекс.

4. На какие стадии делится дрессировка как формирование условных рефлексов инструментального типа?

Дрессировка делится (по М.А. Герд) на три стадии:

Наталкивание – задача: впервые вызвать у животного нужную систему движений. Это осуществляется 3 способами: Непосредственное наталкивание – следование животного или поворачивание головы вслед за пищевыми или иными актуальными раздражителями. Косвенным наталкиванием провоцируются движения, непосредственно не направленные на раздражитель, но обуславливаемые общим возбуждением. При сложном наталкивании дрессировщик вырабатывает у животного сначала определенный навык, а потом меняет ситуацию, заставляя животного применять выработанное умение.

Стадия отработки – этап, при котором совершается отшлифовка первичной требуемой системы движений и выработка удобной сигнализации для дальнейшего управления животным. Также на этом этапе происходит замена пищевого награждения положительной реакцией дрессировщика на подаваемый им сигнал.

Стадия упрочнения – усилия дрессировщика направлены на закрепление навыка и надежность его воспроизведения на сигнал дрессировщика.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Тема 2.5. Мышление и рассудочная деятельность животных

Устный опрос

Перечень вопросов

1.Чем отличается мышление (интеллект) человека от элементарной рассудочной деятельности животных?

2. Чем рассудочная деятельность отличается от обучения?

3.Охарактеризуйте результаты сравнительного изучения рассудочной деятельности животных таксономической группы «птицы».

4. Охарактеризуйте результаты сравнительного изучения рассудочной деятельности животных таксономической группы «млекопитающие».

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1.Чем отличается мышление (интеллект) человека от элементарной рассудочной деятельности животных?

 Мышление человека имеет целый ряд синонимов, как то: «разум», «интеллект», «рассудок» и т.п. Однако при употреблении этих терминов для описания мышления животных необходимо иметь в виду, что, как бы сложно ни было их поведение, речь может идти лишь об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека.

Наиболее корректным является предложенный Л.В. Крушинским термин рассудочная деятельность. Он позволяет избежать отождествления мыслительных процессов у животных и человека. Наиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных – их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.

2. Чем рассудочная деятельность отличается от обучения?

Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма адаптивного поведения может осуществляться при первой встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. В том, что животное сразу, без специального обучения, может принять решение к адекватному выполнению поведенческого акта, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

Рассудочная деятельность позволяет рассматривать приспособительные функции организма не только в качестве саморегулирующихся, но и самоселекционирующихся систем. Под этим подразумевается способность организма производить адекватный выбор биологически наиболее адекватных форм поведения в новых ситуациях. По определению Л.В. Крушинского, рассудочная деятельность – это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации. Этот уникальный способ приспособления организма в среде возможен у животных с хорошо развитой нервной системой.

3.Охарактеризуйте результаты сравнительного изучения рассудочной деятельности животных таксономической группы «птицы».

Птицы. Несмотря на то, что количество исследованных в лаборатории Л.В. Крушинского видов птиц было значительно меньше, чем видов млекопитающих, среди них также была обнаружена широкая изменчивость по уровню своей рассудочной деятельности. Среди изученных видов птиц удалось выделить три группы видов, достоверно различавшихся по способности к решению предлагавшихся им задач.

1. К этой группе можно отнести представителей семейства вороновых. По уровню рассудочной деятельности птицы этого семейства стоят высоко. Они сравнимы с хищными млекопитающими из семейства собачьих.

2. Группа представлена дневными хищными птицами, домашними утками и курами. В целом эти птицы плохо решали экстраполяционную задачу при первых ее предъявлениях, однако обучались ее решению при многократных. По уровню своей рассудочной деятельности эти птицы приблизительно соответствуют крысам и кроликам.

3. Данную группу составляют голуби, которые с трудом обучаются решать самые простые тесты. Уровень развития рассудочной деятельности этих птиц сопоставим с уровнем лабораторных мышей и крыс.

4. Охарактеризуйте результаты сравнительного изучения рассудочной деятельности животных таксономической группы «млекопитающие».

       Млекопитающие. Представители данной таксономической группы показали большой спектр изменчивости уровня рассудочной деятельности. Тщательный сравнительный анализ показал, что по способности к решению предлагавшихся задач исследованных млекопитающих можно разбить на следующие группы, достоверно отличающиеся друг от друга.

1. Группа включает в себя животных, обладающих самым высоким уровнем развития рассудочной деятельностью, таких как нечеловекообразные обезьяны, дельфины и бурые медведи. Эти животные успешно справлялись с тестом «способность к оперированию эмпирической размерностью фигур».

2. Данная группа характеризуется достаточно хорошо развитой рассудочной деятельностью. К ней относятся дикие представители семейства собачьих, такие как красные лисицы, волки, собаки, корсаки и енотовидные собаки. Они успешно справляются со всеми задачами на экстраполяцию направления движения, но тест на «способность к оперированию эмпирической размерностью фигур» оказывается для них слишком трудным.

3. Представители данной группы характеризуются несколько более низким уровнем развития рассудочной деятельности, чем животные предыдущей группы. К ним относятся серебристо-черные лисицы и песцы, которые принадлежат к популяциям, разводящимся в течение многих поколений на зверофермах.

4. В эту группу следует поместить кошек, которые, несомненно, могут быть оценены как животные, обладающие развитой рассудочной деятельностью. Однако задачи на способность к экстраполяции они решают несколько хуже, чем хищные млекопитающие из семейства псовых.

5. Группа охватывает исследованные виды мышевидных грызунов и зайцеобразных. В целом представители этой группы могут быть охарактеризованы как животные со значительно меньшей степенью выраженности рассудочной деятельностью, чем хищные. Наиболее высокий уровень отмечен у крыс-пасюков, что вполне коррелирует с высочайшей пластичностью поведения данного вида.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Практическое занятие №3

Тема: Подготовка и защита компьютерных презентаций на тему «Примеры рассудочной деятельности домашних животных».

Цель: углубленно изучить теоретический материал по теме практической работы, подобрать примеры рассудочной детальности животных различных видов, оформив примеры в виде компьютерной презентации.

ПК 2.3. Закреплять желаемые рабочие и породные качества в последующих поколениях.

ПК 2.4. Применять технику и различные методы разведения собак.

Норма времени:2 часа

Место работы: компьютерный класс, учебный кабинет.

Оснащение и оборудование: рабочая тетрадь, компьютер.

Правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать правила по технике безопасности на рабочем месте и при работе с компьютером.

Содержание работы:

Теоретические сведения

Мышление человека имеет целый ряд синонимов, как то: «разум», «интеллект», «рассудок» и т.п. Однако при употреблении этих терминов для описания мышления животных необходимо иметь в виду, что, как бы сложно ни было их поведение, речь может идти лишь об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека.

Наиболее корректным является предложенный Л.В. Крушинским термин рассудочная деятельность. Он позволяет избежать отождествления мыслительных процессов у животных и человека. Наиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных – их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.

Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма адаптивного поведения может осуществляться при первой встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. В том, что животное сразу, без специального обучения, может принять решение к адекватному выполнению поведенческого акта, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Рассудочная деятельность позволяет рассматривать приспособительные функции организма не только в качестве саморегулирующихся, но и самоселекционирующихся систем. Под этим подразумевается способность организма производить адекватный выбор биологически наиболее адекватных форм поведения в новых ситуациях. По определению Л.В. Крушинского, рассудочная деятельность – это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации. Этот уникальный способ приспособления организма в среде возможен у животных с хорошо развитой нервной системой.

С самых первых этапов изучения разума животных перед исследователями вставали два одинаково важных и тесно связанных друг с другом вопроса:

1. Каковы высшие формы мышления, доступные животным, и какой степени сходства с мышлением человека они могут достигать?

2. На каких этапах филогенеза возникли первые, наиболее простые зачатки мышления и насколько широко они представлены у современных животных?

Ответ на первый вопрос могут дать комплексные исследования психики антропоидов, включая их способность к овладению языками-посредниками. Для решения второго вопроса необходимы широкие сравнительные исследования позвоночных разных уровней филогенетического развития. К настоящему моменту, благодаря исследованиям, проведенным многими как иностранными, так и российскими исследователями, накоплен обширный экспериментальный материал, позволяющий дать достаточно обстоятельные ответы на оба данных вопроса. Основные представления о мышлении животных изложены З.И. Зориной и И.И. Полетаевой в монографии «Элементарное мышление животных» (М. 2001). С точки зрения этих авторов: «Зачатки мышления имеются у довольно широкого спектра видов позвоночных – рептилий, птиц, млекопитающих разных отрядов. У наиболее высокоразвитых млекопитающих – человекообразных обезьян – способность к обобщению позволяет усваивать и использовать языки-посредники на уровне 2–летних детей.

Элементы мышления проявляются у животных в разных формах. Они могут выражаться в выполнении многих операций, таких как обобщение, абстрагирование, сравнение, логический вывод, экстренное принятие решения за счет оперирования эмпирическими законами и др.

Разумные акты у животных связаны с обработкой множественной сенсорной информации (звуковой, обонятельной, разных видов зрительной-пространственной, количественной, геометрической) в разных функциональных сферах – пищедобывательной, оборонительной, социальной, родительской и др.

Мышление животных – не просто способность к решению той или иной задачи. Это системное свойство мозга, причем, чем выше филогенетический уровень животного и соответствующая структурно-функциональная организация его мозга, тем большим диапазоном интеллектуальных возможностей оно обладает» (Зорина, Полетаева, 2001. С. 17).

Одно из главных условий, позволивших осуществить экспериментальное изучение рассудочной деятельности животных как предыстории человеческого разума, – разработка адекватной методики исследования и выбор соответствующих критериев количественной оценки интеллекта животных различных таксономических групп. Необходимо было разработать тесты, в основе структуры которых лежали бы простейшие законы природы. Эти тесты должны основываться на рецепторных возможностях животных для улавливания ими законов, которые связывают отдельные элементы предъявляемых задач, и должны быть построены на простейших понятиях пространства, времени и движения.

В некоторых случаях, главным образом для приматов, могут быть использованы тесты, применяющиеся в психологии человека. В настоящее время для изучения рассудочной деятельности используется целый ряд тестов, применимых для животных разных видов. В случае адекватного решения теста необходимо тщательно проанализировать, является данное поведение результатом проявления рассудочной деятельности или использования более простого механизма, например ассоциативного обучения. В процессе анализа поведения животных при решении логических задач необходимо придерживаться «канона Ллойда-Моргана»(«то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале»).

К настоящему времени в разных лабораториях, с помощью разнообразных тестов накоплены весьма многочисленные, но довольно разрозненные данные о мышлении животных. Достаточно подробная классификация таких тестов, основанная на особенностях разных аспектов мышления животных, проведена З.А. Зориной (1997).

В лаборатории Л. В. Крушинского проводился экспериментальное изучение элементарной рассудочной деятельности животных с помощью двух объективных тестов. Первый из них - способность к экстраполяции направления движения. Под этим математическим термином понимается способность животного по начальному направлению движения пищевого раздражителя определить его дальнейший путь за преградой. Мысль о возможности проведения этого эксперимента в лаборатории пришла после наблюдения за поведением охотничьей собаки. Собака шла с помощью верхнего чутья за бегущей по земле птицей, птица забежала в куст и там затаилась. Собака обежала куст и приняла стойку, как бы преградив птице дорогу, т. е. как бы продолжила линию движения птицы.

В другом случае по направлению, перпендикулярному пути бегущей собаки, двигался грузовик. Если бы собака продолжала двигаться в том же темпе, она через несколько секунд оказалась бы под колесами автомобиля. Однако собака ускорила бег и успела пробежать место пересечения путей еще до того, как машина достигла его. Затем животное снова побежало с прежней скоростью.

И в первом, и во втором случаях собакам пришлось экстраполировать, т. е. прогнозировать дальнейший ход события.

Изучение способности животных к экстраполяции в лаборатории осуществлялось следующим образом.

Животному давали корм через вертикальную щель, находящуюся в середине непрозрачной ширмы, за которой рядом стояли две кормушки: опытная с кормом и контрольная - пустая. После того как животное в течение нескольких секунд ело через щель, кормушки начинали раздвигать в разные стороны до тех пор, пока они не скрывались за непрозрачными клапанами. Чтобы найти исчезнувший корм, животное должно экстраполировать направление движения корма и обойти ширму, а соответствующей стороны. В случае решения этой задачи ее усложняли при помощи приставок, цель которых - изменить путь от щели к корму. В этом случае животному необходимо было не только правильно выбрать направление движения приманки, но и сделать поправку на подражателя и окружающей его обстановке.

Проведенные исследования показали, что животные разных видов по-разному решали предложенные им задачи. Результаты соответствовали уровню развития мозга данного вида. Собаки оказались в числе наиболее способных (намного лучше кошек и серебристо-черных лисиц, но несколько хуже волков и медведей). Второй тест, используемый в лаборатории - определяет способность животных оценивать некоторые геометрические свойства предметов (оперирование эмпирической размерностью фигур). Опыты с собаками ставились следующим образом.

В помещении ставились рядом герметически закрывающийся цилиндр, пирамида и треугольная плоскость (равная плоскости одной из граней пирамиды). После того как собака в течение нескольких секунд принимала пищу из цилиндра, помещенного между непрозрачным экраном и глухой стеной, ее отводили и привязывали к приколу, находящемуся в восьми-девяти метрах от центра экрана. Хозяин собаки шел за непрозрачный экран и помещал цилиндр с пищей в пирамиду. Затем, взяв пирамиду или треугольную плоскость, он шел вдоль глухой стены, вращая при этом фигуру. На расстоянии десяти - двенадцати метров от экрана ставил фигуру за укрытие. Такая же процедура проводилась с другой фигурой, которую помещали за укрытие с противоположной стороны от экрана. Собаку спускали с поводка. В течение одной минуты ей предоставлялась возможность выбрать сторону, куда была унесена объемная фигура: когда собака находила объемную фигур ее не поощряли кормом из нее. Так исключалась возможность установления ассоциации между объемной фигурой и кормом. С каждой собакой ставилось два опыта. Во втором опыте последовательность и направление уноса корма менялись. Спущенные с поводка животные, как правило, направлялись к месту подкормки за ширмой. Не найдя там корма, большинство собак бежало за укрытие, где находилась одна из фигур. Это показывало, что исчезновение корма за ширмой они связывали с перемещением фигур за укрытие. В ходе опытов было выявлено, что для собак эта задача представляла довольно значительную трудность, но тем не менее в ряде случаев она была решена. А при многократных повторениях все собаки справлялись с задачей. Более высокие, чем у собак, результаты доказали дельфины и обезьяны.

Эти два теста, несомненно, лишь частные случаи во всем многообразии проявления элементарной рассудочной деятельности. Однако еще раз подчеркиваем, что придумать задачу, которая бы удовлетворяла требованиям эксперимента и подходила бы для животных разных видов, - очень сложно.

Задания

  1. Изучить теоретический материал.
  2. Побрать примеры элементарной рассудочной деятельности обезьян, представителей различных семейств хищных (псовых, кошачьих, медвежьих), собак различных пород.
  3. Подготовить общую компьютерную презентацию, с выводами.

Защитить компьютерную презентацию.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Раздел 3 Поведение псовых

Тема 3.1

Формирование поведения псовых

Устный опрос

Перечень вопросов

1. Какие сложные рефлексы, согласно положению павловской школы, той врожденной основой, на которой строится все дальнейшее поведение домашней собаки?

2. Что является основой, на базе которой осуществляется выполнение любого поведенческого акта?

3.Приведите пример поведенческого акта домашней собаки.

4. Что такое «сложные интеграции поведения»? Из чего они образуются? Приведите примеры.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ,

1. Какие сложные рефлексы, согласно положению павловской школы, той врожденной основой, на которой строится все дальнейшее поведение домашней собаки?

Пищевой, половой, оборонительный, материнский и некоторые другие рефлексы являются, согласно положению павловской школы, той врожденной основой, на которой строится все дальнейшее поведение. Это четкое выделение группы врожденных рефлексов совершенно необходимо и оправдано при изучении рефлекторной деятельности. Однако, когда мы переходим от изучения закономерностей рефлекторной деятельности нервной системы к изучению закономерностей поведения, то проводить четкое разделение актов поведения на условные и безусловные оказывается невозможным.

2. Что является основой, на базе которой осуществляется выполнение любого поведенческого акта?

Основой, на которой осуществляется выполнение любого поведенческого акта, служат инстинкты. Они побуждают животное к выполнению биологически целесообразного акта при действии определенных чисто специфических раздражителей. В основе этой целесообразности лежит определенная генотипически зафиксированная программа, сформировавшаяся в процессе филогенеза. Характерной чертой большинства инстинктов является приуроченность их к определенным возрастным или сезонным периодам. При этом появление многих из них коренным образом изменяет весь стереотип жизни животного. Несмотря на огромную биологическую целесообразность поведенческих актов, осуществляемых на основе инстинктов, они тем не менее приспосабливают животных лишь к специфическим условиям их существования. Характерной особенностью инстинктов является то, что они, как правило, осуществляются при первой встрече животного со специфическим раздражителем. Однако в некоторых случаях они могут проявляться спонтанно.

3.Приведите пример поведенческого акта домашней собаки.

Представим себе довольно обычную ситуацию, которую, вполне возможно, приходилось наблюдать многим владельцам домашних собак. Итак, предположим, что у мирно спящей на своем месте собаки возникло чувство жажды. Эта мотивация заставляет ее пойти на кухню, где обычно стоит ее миска с водой. Однако миска оказывается пустой, и собака не может удовлетворить свою потребность. Она начинает гонять пустую миску по полу, чтобы привлечь внимание хозяина. Тот же, сидя в удобном кресле, смотрит телевизор и не обращает никакого внимания на шум, производимый собакой. Тогда она бежит к хозяину, скребет его лапой, скулит и пытается позвать за собой, но он не реагирует и на это. После всех безуспешных попыток поднять хозяина из кресла, собака бежит к входной двери и начинает свирепо лаять, делая вид, что за дверью кто-то есть. Когда хозяин идет к двери, она перестает лаять и бежит на кухню к водопроводному крану. Эту картину можно разбить на несколько фрагментов: возникновение жажды и поиск воды – безусловно-рефлекторные реакции. Когда собака идет к миске на кухню – это уже целая цепь условно-рефлекторных реакций. Дальнейшие действия собаки уже не укладываются в представление об обычных условных рефлексах. Попытка обратить на себя внимание хозяина с помощью лапы и скуления – это сложная условно-рефлекторная ассоциация. Но когда собака имитирует наличие постороннего за дверью – это уже явно разумное действие. Таким образом, любой поведенческий акт является сложным переплетением безусловных, условных рефлексов и элементов рассудочной деятельности, четкое разделение которых оказывается возможным далеко не всегда.

4. Что такое «сложные интеграции поведения»? Из чего они образуются? Приведите примеры.

Отдельные унитарные реакции или образцы поведения объединяются в сложное поведение, отвечающее фазам жизни животного, – биологические формы поведения. Л.В. Крушинский определяет их как многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей. Если животное вынуждено изменить свое поведение, оно часто не вырабатывает новых рефлексов, а составляет новый комплекс из уже готовых шаблонов – унитарных реакций. В то же время в рамках единой биологической формы поведения оно может изменять эти шаблоны путем выработки новых условных рефлексов и включения рассудочной деятельности.

Л.В. Крушинский считает возможным выделить у животных следующие наиболее общие биологические формы поведения:

– пищевая;

– оборонительная;

– половая;

– родительская;

– поведение потомства по отношению к родителям.

Скотт и Фуллер описывают системы поведения, которые они считают соответствующим биологическим формам поведения по Л.В. Крушинскому. Однако многие из приводимых ими примеров поведения собаки, очевидно, относятся к еще более крупным объединениям (агрессивное, пищевое, половое и т.д.).

Наиболее общими подразделениями являются типы активности. Многие физиологи выделяют только четыре их типа: оборонительный, пищевой, связанный с размножением, комфортный. Зоологи обычно отделяют материнское поведение от полового.

Скотт (1962) считает особым по своей природе поведение новорожденных, связанное с возбуждением материнской активности: зов о помощи; крики при голоде и т.д. Л.М. Баскин (1976) выделяет следующие типы активности:

– пищевая;

– оборонительная;

– социальная;

– половая;

– материнская;

– комфортная.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Практическое занятие №4

Тема: Разрешение конфликта между хозяином собаки и сотрудником-приходящим кинологом-зоопсихологом. Форма проведения - ролевая игра.

Цель: на практических примерах в игровой форме более углубленно изучить теоретическую тему «Формирование поведения псовых».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: