Рисунок карандашом. Первое упражнение (рис. 1, 2, 3)

Занятие 14 Рисование фигуры человека

Для первой постановки рисунка карандашом фигуры человека нужно выбрать хорошо сложенного мужчину с нормальными пропорциями, худощавого, с ясно очерченной мускулатурой. Не соблазняйтесь желанием научиться рисовать натурщика с атлетическим сложением. Тут вы невольно увлечетесь игрой его очень развитых мускулов, то есть сосредоточите внимание на частностях, и это отвлечет вас от сути передачи общего. Подходящая модель найдена. Нужно ее поставить и наиболее выгодно осветить.

Если вы устроитесь рисовать сидя, натурщика можно поставить на пол. Если же будете рисовать стоя, модель нужно поставить на подиум (подставку) с таким расчетом, чтобы прямой взгляд ваш упирался примерно в центр фигуры. Иначе, если модель будет в данном случае поставлена на пол, вы неизбежно будете видеть ее несколько сверху, что создаст ракурс, где ноги в рисунке выйдут короткими.

Итак, модель выбрана и поставлена.
От длительного карандашного рисунка пока воздержитесь. Важно не просто скопировать, срисовать данную фигуру. Мы поставим иную, более важную задачу — научиться вообще рисовать человека, то есть изучить путем целого ряда рисунков его фигуру, уметь нарисовать ее в любом движении. Поэтому будем последовательны уже при исполнении первого задания этого урока рисования и начнем его с подготовительных упражнений.

Прежде всего перед началом рисунка, необходимо как следует ознакомиться со стоящей перед вами натурой. Рассмотрите ее не спеша, внимательно, со всех сторон, и это нужно сделать потому, что придется рисовать не плоскость, обращенную к вам, а объект, имеющий три измерения и занимающий определенное место и положение в пространстве. Значит нужно воспринимать фигуру как объемную форму и, рисуя линию, видеть форму, о чем вы, вероятно, уже знаете и что особенно подчеркивалось нами в предыдущих разделах учебного рисунка, на предыдущих уроках рисования.

Затем отметьте пропорции и характерные особенности именно этой фигуры и попробуйте силой своего воображения увидеть ее как бы уже нарисованной карандашом на листе бумаги. Это не очень-то просто; понадобится некоторое усилие с вашей стороны (вот где пригодится сосредоточенность), но этому нужно научиться. Тогда появится как бы предвидение будущего карандашного рисунка, на первых порах, конечно, в общих его чертах возникнет цель, и яснее будет задача. Вы почувствуете творческое начало и во взгляде на натуру и в вашем отношении к процессу работы над рисунком. Нужно иметь в виду, что в дальнейшей работе, особенно в работе над композицией, понадобится это умение сначала увидеть в своем воображении то, что составит основу мотива будущего рисунка.


РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Сделайте с поставленной модели несколько краткосрочных, или быстрых, рисунков карандашом небольшого размера, рисунков чисто подготовительного характера, имеющих целью помочь запомнить ряд моментов, необходимых в обучении карандашному рисунку фигуры вообще.

РИСУНОК КАРАНДАШОМ. ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ (Рис. 1, 2, 3)

Чтобы, как мы говорим, поставить фигуру в рисунке, необходимо точное определение центра тяжести фигуры в любом ее положении. Вам надо нарисовать (лучше на одном листе) три рисунка размером 15 — 20 см каждый.
На первом рисунке (рис. 3) найдите и четко отметьте линию центра тяжести фигуры с переднего фасада. Для этого нужно при помощи отвеса определить прямую линию от яремной ямки до плоскости, на которой стоит натурщик. Вы увидите, где пройдет эта линия по фигуре и в каком месте следка опорной ноги она окончится. Особенно важным здесь будет положение следка на плоскости. Поэтому следок опорной ноги зарисуйте точно в его перспективном сокращении. По отношению к прямой линии центра тяжести наметьте направление плеч и таза.

Второй вид (рис. 1) рисуйте сбоку и, представив фигуру как бы прозрачной, проведите линию центра тяжести сквозь фигуру.
Третий рисунок (рис. 2) — фигура сзади. Здесь за верхнюю точку рисунка возьмите седьмой шейный позвонок.
Доводить рисунки до степени законченности в данном случае не нужно.

Помните, что эти зарисовки карандашом имеют чисто технический характер. Отнеситесь, повторяем, лишь с особой внимательностью к положению следков на плоскости, так как от их правильного положения во многом, если не сказать в основном, будет зависеть постановка фигуры.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: