Преимущества и недостатки дистанционного образования (см. слайд №4)

ОТКРЫТИЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВА ДИСТАНЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

 

Аннотация. В данной статье дается подробное описание дистанционному обучению по законодательству, раскрываются формы реализации дистанционного образования в Российской Федерации, в период чрезвычайных ситуаций, при помощи электронных коммуникаций (медиапространства), которые могут осуществляться опосредованно, при помощи различных информационных технологий. Описываются характерные черты дистанционного образования, а также его преимущества и недостатки.  Раскрываются варианты элементов курса для моделирования обучения в виртуальной образовательной программе и рассматриваются образовательные технологии и ресурсы дистанционного образовательного процесса, применяемые в обучении.

Ключевые слова: формы образования, дистанционное обучение, образовательный процесс, дистанционные образовательные технологии, виртуальная образовательная программа, медиапространство.

 

Актуальная проблема на сегодня во всех организациях, осуществляющих образовательный процесс – обучение, которое необходимо создать в режиме «самоизоляции», на основании принятых актов регионов согласно части 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ [1], в соответствии с этим принимаются дополнительные меры для реализации обучения на расстоянии преподавательского состава и обучающегося. Изучая развитие и реализацию различных форм образования в Российской Федерации необходимо сопоставлять тенденции развития современного общества. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" выделяется всего три формы образования – очная, очно-заочная и заочная. Таким образом, дистанционное обучение не является отдельной формой обучения, но при этом допускается сочетание дистанционных образовательных технологий с различными формами обучения.

Изучая статью 16 закона "Об образовании в Российской Федерации", можно сказать, что под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].

В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например, базы данных, информационные системы и т.п [32].

Характерными чертами дистанционного образования являются (см. слайд №3):

1.    Гибкость: обучающиеся могут получать знания, не посещая занятия в виде практических, лабораторных работ, лекционной части. Они работают в своем темпе независимо от работы и учебы, в свободное время, где хотят и на любом устройстве, которое поддерживает технические требования ДО. Это является большим преимуществом для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни.

2.    Модульность: курс сформировывает единое понимание предметной области, что дает возможность из выбора самостоятельных курсов-модулей формировать учебную программу, которая отвечает индивидуальным или групповым потребностям.

3.    Экономическая эффективность: исследование мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% экономичнее классических форм образования. Практика отечественных негосударственных образовательных центров ДО демонстрирует, что их затраты составляют примерно 60% расходов на подготовку экспертов по дневной форме.

4.    Новая роль преподавателя: он создает новый учебный материал, который должен быть интересным для обучающегося, интерактивным, мультимедийным, также накладывается ответственность за уникальность и новшество материала, а также создание учебной программы и плана. Преподаватель отвечает за корректировку курса, консультирование обучающихся, управление учебными группами.

5.    Специализированные формы контроля: в виде форм оценки изучаемого курса применяются тестирующие системы, в состав которых входят различные виды типов вопросов, также назначаются традиционные курсовые и практические работы, отвечающие за промежуточный контроль изучаемой сферы деятельности.

6.    Использование специализированных технологий: технология дистанционного образования – это сочетание методов и способов, форм и средств взаимодействия на протяжении индивидуального, но контролируемого изучения им определенного массива знаний. Технология строится на фундаменте установленного содержания и обязана отвечать формам его представления [4].

Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Отсюда необходима гибкая система организации дистанционного образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно студенту. Важно, чтобы ученик не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования.

Преимущества и недостатки дистанционного образования (см. слайд №4)

Между тем, дистанционное образование имеет целый ряд неоспоримых преимуществ, получаемых как потребителями образовательных услуг, так и высшими учебными заведениями, которые их предоставляют. Так, студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно принимать решения о том, когда, где и сколько ему уделять времени на изучение материала, поскольку он сам составляет индивидуальный график обучения. При этом на изучение дисциплин, которые у студента не вызывают затруднений (в силу определённых способностей, склонностей или ранее полученных знаний), он может потратить небольшое количество времени, избавив себя от необходимости изучения данного материала в течение всего семестра (как при очной форме обучения). На изучение наиболее сложных дисциплин или отдельных разделов можно потратить гораздо больше времени, возвращаясь к просмотру видеолекций, прослушивая несколько раз аудиозапись, перечитывая переписку с преподавателем.

Изучать дисциплины можно, находясь дома, в офисе, в поезде или самолёте, в любом городе и любой стране. Это удобно как для людей с ограниченными возможностями, так и для деловых людей, характер трудовой деятельности которых связан с частыми командировками.

Немаловажным преимуществом дистанционного образования является возможность обучаться в спокойной обстановке, поскольку текущий и промежуточный контроль по дисциплинам осуществляется также дистанционно, снижая уровень стрессовой нагрузки.

При дистанционной форме обучения студенты, как правило, имеют возможность в любое время обратиться с вопросом к преподавателю-консультанту посредством электронной почты, тогда как для студентов очной формы обучения предусмотрены одна-две консультации по учебной дисциплине в течение семестра.

Однако дистанционное образование имеет и свои недостатки. Так, использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения студентов ВУЗов не подходит для развития коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, поскольку личное общение студентов с преподавателями и сокурсниками сведено к минимуму либо отсутствует вообще. Не подходит дистанционное обучение и для тех специальностей и направлений подготовки, по которым предполагается большое количество практических занятий.

Немаловажной проблемой развития дистанционного образования является недостаточный уровень технической оснащённости многих российских ВУЗов (отсутствие высокоскоростного интернета, а также технических средств и специалистов для создания качественных аудио- и видеолекций).

Для того чтобы дистанционное обучение было эффективным необходима сильная мотивация обучающегося. Поскольку весь учебный материал студент осваивает самостоятельно, он должен обладать для этого необходимыми качествами: силой воли, чувством ответственности, способностью к эффективному самоконтролю. Препятствием к получению дистанционного образования нередко является и недостаточная компьютерная грамотность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: