Исторические аспекты правового положения несовершеннолетних

Правовое положение несовершеннолетних в современном гражданском праве: проблемы правового регулирования

 

 

Выполнила студентка 3 курса Бокарева Алёна Артёмовна, 40.03.01 Юриспруденция, Гражданско-правовой профиль, очной формы обучения.
(ФИО, специальность/направление, форма обучения)
  Научный руководитель: Панкратова Майя Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент.
(ФИО, звание, должность)

 

Мурманск

2020

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I.ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ИСТОРИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 6
1.1 Исторические аспекты правового положения несовершеннолетних. 6
1.2 Международное и российское правовое регулирование положения несовершеннолетних. 9

ГЛАВА II.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 16

2.1 Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних 16
2.2 Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними по гражданскому законодательству Российской Федерации. 20

ГЛАВА III.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 33

Приложения. 39

 

 







ВВЕДЕНИЕ

Тема настоящей курсовой работы имеет большое значение в современных российских условиях. Актуальность исследуемой темы обусловлена, прежде всего, тем, что статус любой личности является универсальной категорией, которая используется в законодательстве для отражения ее действительного правового положения.

Важно отметить, что несовершеннолетний относится к числу субъектов права, обладающих особым статусом; современные тенденции развития уголовного законодательства свидетельствуют о том, что защита несовершеннолетних выступает приоритетным вопросом в политике государства.

Так, особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны взрослых.

В связи с этим, огромное значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, которые непосредственно регулируют те или иные общественные отношения с их участием. Подростки в обязательном порядке должны знать права и обязанности, которые за ними закреплены в действующих нормативных правовых актах.

Кроме того, в России проблема защиты детей всегда стояла и в настоящее время стоит чрезвычайно остро. В нашей стране число правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, рост числа детей, оставшихся без родителей, рост числа несовершеннолетних убегающих из дома постоянно растет. Также растёт и уровень бедности населения, что усугубляет ситуацию.

 

 

Так, по данным Росстата уровень бедности в России в 2019 году за второй квартал вырос до 19%, в то время как ещё год назад он составлял 18,4%. (Приложение 1).

Цель настоящей курсовой работы состоит во всестороннем изучении правового положения несовершеннолетних в соответствии и с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

Цель работы позволила сформулировать ее основныезадачи:

1. Изучить и проанализировать исторические аспекты, а также международное и российское правовое регулирование положения несовершеннолетних

2. Рассмотреть положение несовершеннолетних в соответствии с гражданским законодательством России

3. Обозначить проблемы реализации основных прав несовершеннолетнего согласно российскому законодательству.

Объектом настоящего исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе правового положения несовершеннолетних в современном гражданском праве.

Предмет исследования составляют правоотношения, складывающиеся в процессе правового положения несовершеннолетних в современном гражданском праве и проблемы правового регулирования.

Особенности правового положения несовершеннолетних рассматривались в трудах таких известных теоретиков и практиков права, как З.А. Астемирова, А.А. Ашина, Р.И. Бабиченко, А.А. Байбарина, Д.В. Бельцова, Л.А. Бессчасной, А. Богдановского, А. Ф. Кистяковского, И.А. Кобзаря, Т. П. Краснюк, И.А. Кузанкиной, С.А. Маркунцова, В.В. Палий, Е.В. Поводовой, А.А. Примаченка, Ю.Е. Пудовочкина, Н.А.Селезневой, Б.А. Спасенникова, Н.С. Таганцева, И.В. Черненко, А.П. Чугаева, А.И. Чучаева и др.

Методологию настоящего исследования составили диалектический, догматический (формально-логический), системный, социологический,

историко-правовой, сравнительно-правовой и другие методы научного познания.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка, приложений.

 


 


ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ИСТОРИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Исторические аспекты правового положения несовершеннолетних

 

Изучение исторических этапов становления и развития правовой политики российского государства  в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних имеет особое значение и актуальность на современном этапе развития российского общества.

Следует отметить, что эволюция законодательного регулирования в области обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка как особого объекта правовой защиты является важным историко-правовым процессом, отражающим формирование правового статуса личности, а также закрепление нравственно-гуманистических начал в качестве основы отечественного законодательства, что особенно актуально для современного этапа государственного строительства в России.

Анализ современной научной литературы и историко-правовых документов позволяет, на наш взгляд, обратить внимание на ряд этапов развития национального законодательства, регулирующего общественные отношения в области обеспечения прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации.

Первый этап создания и развития российского законодательства, касающегося обеспечения прав, свобод и законных интересов детей, охватывает, на наш взгляд, период с VI в. до конца XVII в. Здесь целесообразно выделить три основных исторических периода: дохристианский - VI - X вв., раннехристианский - X - XVI вв. и период систематизации источников феодального права - XVI - конец XVII вв., до начала царствования Петра I.

 

 

Тем не менее, источники, отражающие правовой статус ребенка в дохристианский период, довольно скудны, и на их основе представляется возможным сделать определенные выводы.

Мы считаем, что можем согласиться с мнением Т. В. Козловой о том, что в дохристианскую эпоху право ребенка на жизнь не было защищено. Жизнь ребенка всецело зависела от желания отца и матери, убийство ребенка не каралось ни законом, ни судом совести[1]. В этот период мы наблюдаем состояние полной зависимости ребенка от своих родителей.

В то же время исследования источников раннехристианского периода российской истории позволяют нам найти канонические и общеправовые нормы, в которых закреплен статус детей, элементы охраны их личных и имущественных прав.

Первый древнерусский правовой памятник, в котором указанные проблемы достаточно сильно затронуты, - это «Русская правда». Документ состоял из нескольких частей. Последняя редакция содержит больше упоминаний о детях.

Следующей знаменательной вехой первого периода истории развития отечественного законодательства о защите прав, свобод и законных интересов детей, стало принятие в XVI в. таких документов, как "Домострой" и "Стоглав", содержащих нормы, касающиеся семейных отношений.

Дальнейшее развитие статуса ребенка было закреплено в рамках первого систематизированного закона, объединившего нормы церковного и светского права, - Соборного уложения 1649 г. Этот акт в целом сохранил принципы "Домостроя" и "Стоглава".

Второй этап становления и развития российского законодательства в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов детей охватывает

период с начала XVIII в. и до реформ 60-х годов XIX в. В рамках данного этапа можно выделить три основных периода.

Период реформ Петра Великого можно считать первым в истории России, когда защита прав детей становится одним из направлений государственной политики и начинает носить целенаправленный характер.

В царствование Екатерины II начался новый период развития правовой политики государства в области защиты прав детей, вслед за эпохой дворцовых переворотов тенденции реформ Петра. Создаются приказы общественного призрения в 26 епархиях, деятельность которых была направлена на охрану интересов детей, лишенных родительского попечения.

Третий период - 1801 - 1864 гг. - был обусловлен широким распространением идей либерализма и конституционализма как в общественной среде, так и в правительственных кругах при активном противодействии либерализму со стороны консервативного и реакционного течений.

Завершающим этапом формирования и развития российского законодательства о защите прав детей в дореволюционный период стало время, начавшееся с реформ 60-х годов XIX века и продолжалось до революционных событий 1917 года.

Этот этап был отмечен прогрессом в области правового образования, которое было введено в рамках последовательной серии буржуазных реформ, позволивших Российской империи достичь уровня в этой области, который не уступал иностранному[2]. Основными вехами здесь были период реформ 1960-х годов, а затем время, когда было принято новое законодательство о детях (конец 19-го века).

После Октябрьской революции 1917 года семейное право в целом и в отношении прав детей в частности претерпело довольно существенные изменения, и в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке.

Законодательство о браке семьи было очень прогрессивным для того времени. В то же время в условиях усиливающейся реакции это не могло продолжаться долго. Так, 8 июля 1944 года был принят Указ, отбросивший российское законодательство на целое столетие назад.

Согласно этому указу, установление отцовства было строго запрещено для детей, рожденных вне брака. Ни добровольное признание отцовства, ни поиск его в судах больше не допускались. Не было права получать алименты от настоящего отца. Таким образом, права детей, рожденных вне брака, были крайне нарушены. Данные меры прикрывались заверениями, что права внебрачных детей совершенно не нарушаются, поскольку социалистическое государство заботится о них.

Так, в 1960-х годах произошли коренные изменения в теории гражданского и семейного права, а в 1968 году была принята Основа законодательства о браке и семье СССР[3], на основе которой были разработаны семейные кодексы союзных республик. 30 июля 1969 года был принят Кодекс о браке и семье РСФСР.

Поэтому анализ современной научной литературы, различных исторических и правовых источников и косвенных свидетельств, дошедших до нас по рассматриваемым вопросам, позволяет сделать вывод о том, что формирование и развитие дореволюционного российского законодательства в области защиты прав, свобод и законных интересов детей можно разделить на три основных этапа, которые включали наиболее важные исторические и правовые события и определялись наличием различных обстоятельств, непосредственно влияющих на реализацию правового политического государства в области гарантирования прав, свободы и законные интересы ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: