Международное и российское правовое регулирование положения несовершеннолетних

 

Сегодня проблемы защиты ребенка, в частности, и детства в целом приобретают особое значение как в межгосударственных отношениях, так и в национальном законодательстве. В докладе Организации Объединенных Наций 2010 года об осуществлении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, определены как физические, так и социальные факторы, которые говорят о крайнем неблагополучии детей и семей на глобальном уровне.

Российские юристы отмечают, что «небольшой жизненный опыт, зависимость от родителей или других законных представителей приводит к тому, что несовершеннолетний на самом деле не имеет возможности защищать свои права так же эффективно, как взрослый. Отсюда, следовательно, возникает необходимость повышенной, по сравнению с другими субъектами права, правовой защиты законных интересов несовершеннолетних»[4].

Можно видеть, что та же идея заключается в современных принципах и нормах международного права, которые направлены на защиту прав детей с учетом их особенно от семьи и общества состояния. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г[5]. в ч. 2 ст. 25 гласит: "Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой".

Статья 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г[6]. устанавливает право каждого ребенка без какой-либо дискриминации на такие меры защиты, которые требуются в его положении

как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В этой же статье закреплено право ребенка на регистрацию его рождения и получение им имени, а также на приобретение гражданства (ч. ч. 2, 3).

Часть 3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. также требует от государств-участников принятия особых мер охраны и помощи в отношении всех детей и подростков без всякой дискриминации, в том числе и по признаку семейного происхождения.

Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации; использование их работы в областях, которые являются морально или физически вредными для них, должно быть запрещено.

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благосостояния детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН [7]в 1986 г., определила несколько общих принципов отношений между семьей и государством в отношении заботы за детьми:

- каждое государство уделяет первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка (ст. 1);

- благополучие ребенка состоит в благополучии его семьи (ст. 2);

- забота о ребенке принадлежит прежде всего его родителям (ст. 3);

- при отсутствии или ненадлежащей заботе семьи на государстве лежит обязанность обеспечить ему заботу опекунов, усыновителей, воспитателей из другой семьи или специальных детских учреждений (ст. 4);

- ребенок всегда должен быть обеспечен именем, гражданством и законным представителем (ст. 8).

Как известно, рекомендательные нормы в международном праве не создают обязательств для государств-участников. Тем не менее, вышеуказанные принципы являются основой для защиты несовершеннолетних, заявленной понятным языком как для компетентных органов, так и гражданского общества.

Они широко применяются в современных семейных отношениях, сложившихся в российском обществе. Социологи считают, что «отношения между детьми и родителями остаются довольно тесными. Помимо очевидной эмоциональной роли контактов между поколениями, они являются двусторонними каналами передачи помощи в обоих направлениях»[8].

Российские эксперты выделяют две основные правовые формы защиты детей на национальном уровне: юрисдикционную и неюрисдикционную. К первой относятся все виды деятельности государственных органов, связанных с реализацией прав детей, которые могут быть связаны с административным или судебным производством. Под второй формой понимаются "действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно"[9].

Проблема определения возраста, в котором ребенок становится взрослым, достаточно сложна как в области физиологии и психологии, так и в области права. Юридическая наука связывает его наступление с правовым статусом лица и его дееспособностью. Конвенция о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 закрепляет норму о том, что "ребенком является каждое человеческое

существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее".

В отличие от Кодекса о браке и семье РСФСР, в котором использовался термин «интересы детей», в Семейном кодексе Российской Федерации 1995 года конкретно говорится о правах детей, и каждый ребенок выступает в качестве субъекта семейного права, полностью участвуя в семейных правоотношениях. Необходимо учитывать и значение семьи либо опекунов и попечителей, ее заменяющих, в социализации детей, их адаптации к гражданскому обществу.

А.М. Рабец говорит о том, что "социализация личности реально осуществляется путем совершения деятельности по обучению, воспитанию, образованию, что органично входит в процесс воспитания несовершеннолетнего... Если определять опеку и попечительство как форму устройства граждан, то под устройством следует понимать создание социального и правового благополучия, охрану прав и интересов граждан от их нарушений со стороны третьих лиц"[10].

Базовыми правами ребенка, закрепленными в Конвенции о правах ребенка 1989 г., являются следующие:

- право на жизнь, включая выживание и здоровое развитие (ст. 6);

- право на регистрацию после рождения, на имя и на гражданство, право знать своих родителей и получать от них заботу (ст. 7);

- право на единство семьи и право на поддержание контактов с родителями, если это не противоречит интересам ребенка (ст. 9);

- право свободно выражать свои взгляды и быть заслушанным в ходе любой судебной или административной процедуры (ст. 11);

- право на свободу мнения, совести, религии (ст. ст. 12, 13);

- право на невмешательство в частную жизнь (ст. 16);

- право на доступ к информации (ст. 17);

- право на получение социального обеспечения (ст. 26);

- право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

- право на образование (ст. 28);

Приведенная выше информация о порядке регулирования правового статуса несовершеннолетних на международном уровне была принята Российской Федерацией в качестве основных положений и отражена в Конституции Российской Федерации[11], Гражданском[12] и Семейном кодексах[13] Российской Федерации, а также в целом ряде федеральных законов, имеющих комплексный характер либо отраслевую направленность, подчеркивая специфику регулирования в отношении несовершеннолетних.

Однако Гражданский кодекс Российской Федерации имеет принципиальное значение для российского законодательства в сфере определении правового статуса несовершеннолетних, поскольку он определяет объем правоспособности и дееспособности несовершеннолетних в зависимости от их возраста, вводит эмансипацию и регламентирует порядок ее применения, устанавливает особую регламентацию правового статуса несовершеннолетних от 14 до 18 лет.

Важным преимуществом кодекса является гл. 11, которая особо выделяет имущественные права ребенка. Норма о праве ребенка на защиту его законных прав и интересов установлена в ст.56 «Право ребенка на защиту» и, самое главное, несовершеннолетнему предоставляется право самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, и по достижении возраста 14 лет - в суд.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: