Культура речи педагога

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе.

Компоненты культуры речи педагога:

1. Грамотность построение фраз.

2.  Простота и ясность изложения

3.  Выразительность:

· интонация и тональность

· темп речи, паузы

· динамика звучания голоса

· словарное богатство

· образность речи

· дикция

4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

· правильное ударение в словах

· Исключение местных диалектов

5. Правильное использование специальной терминологии:

· исключение режущих слух фразеологических оборотов

· исключение лишних слов

· исключение жаргонных и модных слов

Главной составляющей культуры речи педагога является выразительность. Чем выразительнее речь педагога, тем интереснее будет ученику слушать своего педагога. А вследствие этого ученик будет четко принимать информацию, не потеряет интерес.  

Выразительность речи достигается благодаря активному использованию основных компонентов выразительной устной речи – тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации и дикции.

Интонация и тональность воздействует не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придает эмоциональную окраску словам и фразам. В зависимости от ситуации педагог должен использовать все богатство тональности, а не произносить монологи монотонным голосом.

 

16

Тон речи педагога должен быть спокойным, уверенным и властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности своих слов. Нежелателен поучительный тон, он обычно отталкивает учащихся от педагога.

Темп речи также определяет  выразительность речи. Не стоит говорить слишком быстро, так как ученику будет трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог. Медленная речь, будет действовать усыпляюще на учеников. Следует выбрать средний, живой темп.

Паузы речи при их правильном использовании позволят лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью пауз можно увеличить интригующий смысл речи педагога или его сообщение о каком-то событие.

 

Таким образом, мы видим, что одной из важнейших составляющих педагогического мастерства преподавателя является его речь. Ведь благодаря четкой и правильной речи педагог может не только сделать процесс изучение чего-то очень сложного – достаточно интересным и увлекательным, но и создать искреннюю атмосферу общения в классе, установить контакт, достичь взаимопонимания с учениками, сформировать у них чувство защищенности, вселить веру в себя. Умения глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить учащихся в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения зависит эффективность обучения воспитанников, общение с ними. И владение этими умениями необходимо каждому педагогу.

 

 

 

17

Заключение

В ходе реализации поставленных целей и задач мы пришли к выводу, что Речь - действительно очень важный инструмент в работе не только актера, но и педагога.

В этой работе было поставлено достаточно задач, чтобы попробовать изучить данную тему. Пытаясь ответить на один вопрос касательно Сценической Речи актера, я выносила еще дополнительные вопросы, благодаря которым получалась глубже заглянуть и изучить тот или иной вопрос.

Я разобралась в терминах, касающихся Речи, такие как Эмоциональность, Образность, Метафоричность, Темпо-Ритм и т.д. Узнала много нового о культуре педагогической речи, какая она должна быть и её компоненты. Разобрала каждое упражнение по усовершенствованию своей Речи, расписала их особенности и их выполнения.

Также в ходе работы было выявлена, что педагог должен в такой же степени, как и актер, обладать превосходной речью.

Каждая задача, которая была поставлена, была выполнена и полностью обоснована. В работе приведена не только различная информация на ту или иную тему, но и примеры, помогающие лучше понять информацию.

 

 

18

Список используемых источников

1. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Сценическая_речь

2. https://www.leludi.ru/blog/akterskoe-masterstvo-rech

3. https://www.google.ru/amp/s/bolsunov.com/orator.html%3famp

4. https://cyberleninka.ru/article/n/oratorskoe-iskusstvo-pedagoga

5. http://edu-lider.ru/правила-успешного-оратора/

6. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/12/07/otkrytoe-zanyatie-golos-i-temporitm-rechi

7. https://studopedia.su/12_135487_tempo-ritm-rechi.html

8. https://psy.wikireading.ru/105404

9. https://stanislavsky245.bib.bz/temporitm-i-ritmika-rechi

10. http://teatr.scaena.ru/page.php?id=262

11. http://bibl.tikva.ru/base/B3288/B3288Part34-216.php

12. http://edu-lider.ru/правила-успешного-оратора/

13. https://studopedia.ru/3_113906_oratorskaya-deyatelnost-pedagoga--eto-zavershennoe-razvernutoe-vistuplenie-pered-auditoriey-na-oboznachennuyu-temu-pri-opredelennoy-tseli-i-logicheskom-obosnovanii.html

14. https://sibac.info/studconf/hum/lx/90688

15. https://psyera.ru/kultura-rechi-pedagoga_7550.htm

16. http://solovushka-61nv.edusite.ru/DswMedia/trebovaniya+k+rechi+pedagoga+-konsul-taciya+dlya+vospitateley-.pdf

17. http://viktoriya.15-ozr.edusite.ru/p37aa1.html

18. http://www.fio.ru/pravila/leksika/emotsionalno-ekspressivnaya-okraska-slov/

19. http://docpsy.ru/lektsii/detskaya-psikhologiya/1255-emotsionalnost-rechi-i-razvitie-struktury-ee-ponimanija-i-porozhdenija.html

20. https://uchebnikfree.com/literaturnoe-redaktirovanie-stilistika/ponyatie-obraznosti-rechi-29285.html

21. http://docpsy.ru/lektsii/detskaya-psikhologiya/1255-emotsionalnost-rechi-i-razvitie-struktury-ee-ponimanija-i-porozhdenija.html

22. https://uchebnikfree.com/literaturnoe-redaktirovanie-stilistika/ponyatie-obraznosti-rechi-29285.html

23. https://m.studme.org/39194/sotsiologiya/metaforichnost_hudozhestvennogo_yazyka

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: