Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе

9

Искусству образной речи нас учат писатели и поэты, они восхищают меткие слова, то есть образные, живые, эмоциональные. Именно такие слова не оставляют равнодушными ни слушателя, ни читателя.

 

Метафоричность Речи

Метафора – является одним из основных средств художественного языка. Это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с другим предметом и явления на основании их общего признака. Метафоры широко используются в литературе, особенно в поэзии.

  Примеры метафор:

Ледяной взгляд

Золотые руки

Червь сомнения

Метафоричная речь - художественная речь, в повседневной жизни используется крайне редко, чаще её используют писатели в своих произведениях.

Метафоры нужны, но чтобы они не приводили к нелепостям, нужно постоянно изучать свой родной язык, развивать свой ум и вкус, иначе эти коварные словесные украшения могут крепко подвести любого писателя или поэта.

Темпо-ритм речи

Звуки голоса, речь является отличным материалом для передачи и для выявления темпо-ритма внутреннего подтекста и внешнего текса.  

В процессе речи текущее время заполняется произнесением звуков самых

разнообразных продолжительностей, с перерывами между ними. Или, иначе говоря, линия слов протекает во времени, а это время делится звуками букв, слогом и слов на ритмические части и группы.

    «Природа одних букв, слогов и слов требует обрывистого произношения, - писал К.С. Станиславский, - другие же звуки должны передаваться более растянуто и увесисто.

10

В свою очередь эти речевые звуки прослаиваются паузами самых разнообразных длительностей.

Всё это речевой материал, речевые возможности, с помощью которых создается бесконечно разнообразный темпо-ритм речи. С помощью всех этих возможностей артист вырабатывает в себе размеренную речь. Она нужна на сцене, как при словесной передачи возвышенных переживаний трагедии, так и веселых, бодрых настроений комедии»

11

Глава 2                                 ТЕМПО-РИТМ

 

Темпо-ритм по системе К.С. Станиславского

Важным разделом системы, еще очень мало разработанным, является раздел «темпо-ритм».

Константин Сергеевич в последние годы своей жизни уделял этой сценической проблеме очень большое внимание и говорил о том, что ему удалось сделать важное открытие, заключающееся в том, что между темпо-ритмом и чувством и, наоборот, между чувством и темпо-ритмом существует нерасторжимая связь.

 

«Что значит сидеть в ритме? Что значит думать в ритме?» -

Спрашивал Станиславский своих студийцев и тут же, сам же отвечая на поставленные вопросы приводил пример из спектакля.

«..Эсмеральда идет на казнь…Марш торжественный. Она идет медленно, а внутри ее при виде гильотины что делается! Все это волнение мечущейся растерявшейся души заметно только в её глазах, в кончиках пальцев… Вот где собирается ритм. В музыке идет «трам, там!», а внутри «ти-ти»… Много раз быстрее. Внутри счет на 32 и медленный торжественный темп в ногах…».

Вот таким интересным примером из спектакля Константин Сергеевич пытался объяснить своим ученикам, что же такое темпо-ритм.

 Теперь давайте и мы с вами попробуем разобраться в этом с помощью более глубокого изучения этого понятия.

Что такое темпо-ритм?

Чтобы глубже разобраться в этом понятии, давайте для начала разобьем слово на две части и разберем каждую из частей:

Темп – это скорость движения отдельных элементов композиции.

 

12

Ритм – это периодическое повторение или чередования чего-либо. Это может быть как звук, движение или чувство. Если чередования нет, то нет и ритма.

Темпо-ритм же – это состояние внутренней (на уровне психике) и внешней (на уровне тела) активности человека.

Внешне, тот или иной темпо-ритм, проявляется в манере речи, энергичности жестикулирования и скорость перемещения в пространстве. Внутренне 0 в скорости мышления и эмоциональности. Быстрый темпо-ритм: со стороны действия человека отличает интенсивность и насыщенность. Медленный темпо-ритм: человек неторопливый и медлительный. Внешний темпо-ритм происходящего может отличаться от внутреннего, ощущаемого человеком. Допустим, при внешнем спокойствии человек может быть напряжен, потому что он с нетерпением ожидает чего-то. Или опаздывает, но сидит в автобусе в пробке и ничего не может предпринять. Но этот дисбаланс может проявляться в реакциях человека на прямые раздражители: в жестах, в зажиме голосовых связок. Также темпо-ритм может существовать и в спектакле. Темпо-ритм спектакля – это динамическая характеристика его пластической композиции. И как говорил К.С. Станиславский, «…Темпо-ритм пьесы и спектакля – это не один, а целый ряд больших и малых комплексов, разнообразных и разнородных скоростей и размеренностей, гармонически соединённых в одно целое»

Темпо-ритмов по Станиславскому

Первым, кто ввел понятия Темпо-ритм в сценическое искусство, был К.С. Станиславский.

Он выделил 10 темпо-ритмов:

№ 1 – предельная пассивность, вялость, бездейственная подавленность, опустошённость, почти умирание.

№ 2, 3, 4 – постепенный переход к энергичному, бодрому самочувствию

№ 5 – готовность к любому действию, ясная цель в энергичном, плодотворном действии. 

13

№ 6 – цитируя, советскую актрису Ирину Судакову, «настороженного внимания, когда человек должен моментально принимать точное решение… Это - ритм решений, резкий, четкий ритм жизнеутверждения».

№ 7 – преодоление серьезных препятствий в энергичном действии, первое появление опасности, тревога, или – бурная радость.

№ 8, 9 – лихорадочный пульс жизни.

№ 10 – миг перед падением в пропасть, перед расстрелом, начало безумия, потеря способности осознавать и регулировать свои действия.

Итак, номер темпо-ритма обозначает ту или иную градацию физического самочувствия, которая зависит от интенсивности, насыщенности действия человека в данный момент, от напряженности предлагаемых обстоятельств, от степени волевого настроя человека.

 

 

14

Глава 3 Речь педагога – как средство влияния на учащихся

Педагог-Оратор

Оратор – это человек, который владеет искусством публичного выступления, воздействует на умы и сердца аудитории.

Хороший педагог – должен быть прекрасным оратор. Ему нужно справляться с волнением, иметь хороший поставленный голос и владеть своей дикцией. В ораторском искусстве важно все: как и что вы говорите, как держитесь перед публикой и еще много факторов, которые мы сейчас разберем:

1. Главное: выступающий должен иметь ясную цель и план своего выступления. Оно должно начинаться с постановки цели. И от начала до конца должна выдерживаться логика и план выступления.

2.  Успех выступления зависит от внутреннего состояния оратора. Не нужно бояться забыть текст, иначе станете подобны испуганному ученику. Будьте уверены, что ваша информация нужна слушателям. Ваша уверенность передастся им. И тогда их внимание и мысли будут направлены на вас.

3. Публику привлекает уверенный, свободно двигающийся человек.

4. Большое значение имеет энергетика выступающего. Отдавай свою энергию, свою внутреннюю силу слушателям, и тогда в ответ ты получишь интерес, внимание и уважения людей, которые тебя слушают.

5. Очень важны характеристики голоса оратора (сила, тембр, интонация) и дикция. Даже если в речи оратора содержатся правильные вещи, но при этом он говорит писклявым голосом,                   картавит, плохо проговаривает слова, аудитория его не примет. Такой оратор раздражает. Нужно работать над звучанием своего голоса, если хотите иметь успех.

Все эти пункты относятся также и к педагогической деятельности, педагог-оратор должен не только знать эти характеристики, но и придерживаться их для того, чтобы быть услышанным своими учениками.

 

15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: