Глава 4. Бухгалтерская отчетность гостиниц

 

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года N 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Целью реформирования системы бухгалтерского учета согласно этой программе является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. А одна из задач реформы - формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей бухгалтерской отчетности, в первую очередь инвесторов.

За период с 1998 по 2004 год было разработано и утверждено более 20 положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, на основании которых в настоящее время строится бухгалтерский учет предприятий, и, как следствие, формируются показатели бухгалтерской отчетности.

В 2004 году приказом Минфина России от 1 июля 2004 года N 180 была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2010 года) (далее - Концепция). Одним из основных направлений дальнейшего развития было выбрано повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Более того, в Концепции говорится о формировании индивидуальной бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта, основные принципы составления которой уже заложены в приказе Минфина России от 22 июля 2003 года N 67н "О формах бухгалтерской отчетности" (далее - Приказ Минфина N 67н).

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Показатели бухгалтерской отчетности формируются на основе данных синтетического и аналитического учета (ст. 1, 13 Закона о бухгалтерском учете).

Бухгалтерская отчетность организаций в соответствии со статьей 13 Закона о бухгалтерском учете должна состоять из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации (в случае обязательного аудита);

пояснительной записки.

Данное требование о составе отчетности не относится к бюджетным организациям, а также общественным организациям (объединениям) и их структурным подразделениям, не осуществляющим предпринимательской деятельности и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг).

Состав и содержание форм отчетности установлены ПБУ 4/99. В соответствии с этим ПБУ и был утвержден Приказ Минфина N 67н, которым установлены следующие рекомендуемые к использованию формы бухгалтерской отчетности.

1. Бухгалтерский баланс (форма N 1).

2. Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

3. Отчет об изменениях капитала (форма N 3).

4. Отчет о движении денежных средств (форма N 4).

5. Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма N 5).

Согласно Приказу Минфина N 67н организация на основе приведенных образцов форм может самостоятельно разработать формы бухгалтерской отчетности с учетом общих требований к бухгалтерской отчетности, изложенных в ПБУ 4/99. Такими требованиями являются достоверность, полнота, существенность и нейтральность отчетности.

Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 4/99). При этом бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

При формировании бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить нейтральность информации, содержащейся в ней. Исключается одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

В отношении требования существенности в ПБУ 4/99 сказано, что организация может представлять в пояснениях показатели, которые не раскрыты в бухгалтерской отчетности из-за того, что они недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в балансе и отчете о прибылях и убытках.

А какой показатель считается существенным? Ответ на этой вопрос дается в пункте 1 Приказа Минфина N 67н. Согласно этому пункту показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе бухгалтерской отчетности. Вопрос о существенности показателя решается организацией самостоятельно и зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Обычно организации признают существенной сумму, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

По нашему мнению, определение показателя существенности в целях формирования достоверной и полной бухгалтерской отчетности необходимо отразить в учетной политике гостиницы. В качестве соответствующих данных могут выступать валюта баланса, итог раздела баланса или даже итог по статье (при наличии подстатей).

При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду следующее. Если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках. Например, это непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств (п. 12 Приказа Минфина N 67н).

Теперь поговорим непосредственно о самих показателях.

Важным моментом при формировании бухгалтерской отчетности является соблюдение требований пункта 40 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, согласно которым в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами. На практике часто встречается, когда формирование, например, такого показателя, как задолженность перед бюджетом, отражается "свернуто".

 

Пример 15

В бухгалтерском учете гостиницы по состоянию на отчетную дату по налогу на прибыль числится дебиторская задолженность в размере 100 000 руб., а по НДС - кредиторская в размере 340 000 руб.

Бухгалтер гостиницы по строке 624 баланса "Задолженность по налогам и сборам" отразил сумму в размере 240 000руб. (340 000 - 100 000). Это неправильно.

На самом деле в активе баланса по строке 240 "Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты", должна быть показана сумма 100 000 руб., а по строке 624 "Задолженность по налогам и сборам" - 340 000 руб.

Зачастую гостиницы, формируя показатели бухгалтерской отчетности не стремятся создавать свой индивидуальный баланс, а пользуются образцами, предложенными Минфином России. В результате некоторые показатели просто не попадают в отчетность. Например, это касается чрезвычайных доходов и расходов. Отсутствие соответствующей строки в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) многих ставит в тупик. Суммы произведенных (полученных) чрезвычайных расходов (доходов) либо не отражаются как самостоятельный показатель, либо отражаются в составе внереализационных расходов (доходов). Такой подход к формированию отчетности не допустим в принципе, однако если этот показатель не имеет существенного значения, то и последствий по большому счету быть не может. А если сумма чрезвычайных расходов (доходов) может повлиять на достоверность отчетности? В этом случае организации должны самостоятельно решать вопрос о включении в Отчет о прибылях и убытках этих показателей. Об этом, кстати, сказано и в письме Минфина России от 29 сентября 2003 года N 16-00-17/31.

То же самое касается любого другого показателя, который может быть существенным для организации по состоянию на отчетную дату, и при этом отсутствует в предложенных Приказом Минфина N 67н образцах. Поэтому гостиницам необходимо больше ориентироваться на свои индивидуальные показатели бухгалтерской отчетности.

Кроме того, ряд показателей в предложенных финансовым ведомством образцах отчетности не содержит расшифровки. Например, для гостиниц актуальным в части существенности является такой показатель, как "Основные средства". Как правило, примерно 80% от всей указанной по данной статье суммы составляет стоимость здания гостиницы. Учитывая, что данная информация будет существенной с точки зрения достоверности отчетности, ее необходимо расшифровать непосредственно в бухгалтерском балансе гостиницы.

Отметим, что не всегда при составлении бухгалтерской отчетности гостиницы руководствуются всеми действующими в настоящее время ПБУ в том числе такими, которые, по мнению многих бухгалтеров (и не только гостиничных предприятий), являются "лишними" и "не практичными". Речь идет о следующих Положениях по бухгалтерскому учету: "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/01), "Информация об аффилированных лицах" (ПБУ 11/2000), "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02).

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности является документом, который аккумулирует в себе ту самую информацию, которая не попала в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но является важной с точки зрения соблюдения требований достоверности и полноты бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета, в случаях когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Кроме того, в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой является репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами гостиницы, и иная информация; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов гостиницы. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы гостиницы за ряд лет, описание будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

 

 

Куркина К.А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: