Учет продукции в мини-барах

 

С развитием гостиничного бизнеса развиваются не только уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг, но и появляются услуги, ранее не знакомые многим гостиницам. Например, это наличие мини-бара в номере гостиницы. На сегодняшний день ни одна четырех-пятизвездочная гостиница не обходится без этой услуги. Однако, если гостиницы овладели вопросом качественного предоставления посетителям этой услуги (своевременное пополнение мини-бара, предоставление полной информации о качестве продуктов), то вопрос правильного документального оформления реализации товаров через мини-бары и отражения на счетах бухгалтерского учета для многих пока остается открытым.

На самом же деле схема учета реализации товаров через мини-бары достаточно проста: пока товар находится в мини-баре он отражается на счете 41 субсчет "Мини-бар", когда он потребляется гостем - это уже реализация, а следовательно, происходит списание себестоимости и начисление выручки.

Однако для того чтобы товар с субсчета "Склад" счета 41 попал на субсчет "Мини-бар" того же счета, необходимо наличие документа о его движении (это накладная на внутреннее перемещение товара по форме N ТОРГ-13). Для начисления выручки также необходим отчет о потребленных товарах. Гостиницы разрабатывают свою форму отчета о пополнении товаров в номерах, которую рекомендуется составлять ежедневно.

От периодичности составления этого документа зависит отражение в учете выручки и себестоимости проданных товаров. Некоторые гостиницы в целях экономии трудозатрат отслеживают пополняемость и потребление гостем продукции из мини-бара только по его выезду, забывая, что в таком случае искажается себестоимость списываемой продукции и выручка. Выручка исказится, например, если гость заедет 29-го, а выезжать будет 5-го числа следующего месяца. Себестоимость тоже может исказиться, так как списание себестоимости осуществляется, как правило, по методу средней себестоимости, а она, как известно, меняется при получении новой партии такого же товара. Поэтому себестоимость товара реализованного 29-го числа, списываемая в нашем примере5-гочисла, может быть искажена из-за приобретений в этот период новых партий того же товара по другой цене.

В отношении мини-баров существует и другая проблема, от которой, к сожалению, не застрахована ни одна гостиница. Это отказы гостей оплатить предлагаемый гостиницей счет. Как правило, это происходит при окончательном расчете с гостем при его выезде. Если гостиница принимает сторону клиента и оставляет счет неоплаченным, то возникает вопрос правомерности списания себестоимости потребленных, но не оплаченных товаров, и отражения выручки как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Что касается выручки, то она возникает у гостиницы независимо от того, оплачены товары или нет, поскольку соблюдаются все условия для признания выручки, установленные пунктом 12 ПБУ 9/99.

В налоговом учете также возникает доход от реализации товаров.

В результате гостиница имеет полное право списать себестоимость потребленных, но не оплаченных товаров для целей и бухгалтерского и налогового учета. В бухгалтерском учете - на основании положений пункта 5 ПБУ 10/99, согласно которому расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. А в налоговом учете основанием является статья 254 НК РФ.

Что касается закрытия расчетов с клиентом по счету 62, то согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Они относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 того же ПБУ. В данном случае гостиница может признать эту задолженность нереальной к взысканию и списать, не дожидаясь трех лет.

Что касается налогового учета, то согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, списывая долги своих не очень добросовестных клиентов в бухучете и "облегчая" дебиторскую задолженность в балансе, гостиница не может сделать то же самое в налоговом учете. В результате возникают основания для применения положений ПБУ 18/02. Возникшая разница будет являться временной. В учете ее следует отразить по дебету счета 09 и кредиту счета 68.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: