Введение
В рамках данной работы рассматривается тема «Физическое воспитание в детском саду как компонент подготовки дошкольника к школе». Выбор данной темы и интерес к ее изучению обусловлен несколькими причинами, главной из которых является возрастающий научный и общественный интерес к физической культуре и спорту.
В последние годы можно проследить отчетливую тенденцию развития здоровьесберегающих технологий, их внедрения в практику образовательных учреждений и изменения отношения к физическому воспитанию. Физическое воспитание в современной системе воспитания рассматривается не только как средство общего физического развития ребенка, но и как важный фактор в формировании его ценностных ориентаций, развития различных качеств личности, готовности к поддержанию и укреплению своего здоровья.
Физическое воспитание в детском саду является также важным условием для формирования готовности к обучению ребенка в школе. Именно в этом направлении будет рассматриваться физическое воспитание в нашей работе.
Цель: изучение физического воспитания в детском саду как компонента подготовки дошкольника к школе.
Задачи:
1. охарактеризовать особенности развития детей подготовительной к школе группы.
2. изучить теоретические основы физического воспитания в ДОУ.
3. Рассмотреть методические особенности физкультурного развития дошкольника в подготовке к школе.
Поставленные цель и задача обусловили принцип построения структуры работы. Она представлена введением, материалом основной части, разделенным на параграфы и заключением.
В качестве основных методов использованы: поиск и изучение литературы, описание, анализ и синтез, изложение.
Методологическую основу исследования составили материалы специальной периодической печати последних лет. В них рассматриваются не только особенности современного подхода к физическому воспитанию и его роли в общем развитии ребенка, но и вопросы преемственности между детским садом и школой.
4.
Глава 1. Физическое воспитание в детском саду как компонент подготовки дошкольника к школе
Особенности развития детей подготовительной к школе группы
Прежде всего, рассмотрим особенности развития детей подготовительной к школе группы. Данный возрастной период, охватывающий полтора-два года жизни ребенка (от 5-5,5 до 7 лет) является временем становления интенсивного физического развития и новых психических образований.
В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг[1].
Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка[2].
В развитии личности происходят существенные изменения – формируются дальнейшие представления о самом себе и своем образе, развивается способность к рефлексии, т.е. умению осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях, формируется способность оперировать различными представлениями в уме.
В эмоциональном и моральном плане возраст является очень сензитивным и благоприятным для педагогических воздействий, формирования системы ценностей и норм, мотиваций и эмоций. В 5-7 летнем возрасте закладываются основы многих моральных качеств личности.
Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.
Совершенствуется система восприятия, развивается способность учитывать несколько различных признаков. Устойчивость внимания возрастает до 20—25 минут, а объем до 7—8 предметов[3].
В развитии памяти увеличивается ее произвольность и объем. Произвольность проявляется в самостоятельной постановке ребенком задачи на запоминание. Он может заучивать и воспроизводить небольшие литературные произведения, стихи.
Развивается также опосредованная память, наиболее продуктивная форма запоминания, при которой выделяются особенности запоминаемого материала. Развитие памяти усиливается такими приемами, как классификация, группировка.
К концу дошкольного возраста наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Развивается и активизируется функция воображения - вначале воссоздающего, а затем и творческого. Если ребенок более раннего возраста способен только представлять образы по их описанию, то старший дошкольник может создать принципиально новый образ.
Продолжается развитие всех сторон речи: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связность. Активнее употребляются слова-синонимы, прилагательные, быстро и легко запоминаются и вводятся в использование новые слова[4].
Завершение дошкольного возраста связано с повышением уровня познавательного и личностного развития, формированием готовности к дальнейшему обучению в рамках начальной школы.
Готовность к школе рассматривается как важнейшая характеристика рассматриваемого возраста. Она предполагает сформированность единства нескольких компонентов, к которым относят[5]:
· личностную готовность как готовность к принятию новой социальной роли, связанной с необходимостью исполнять круг важных обязанностей.
· мотивационную готовность, предполагающую желание учиться и высокую познавательную потребность.
· интеллектуальную готовность, предполагающую развитость дифференцированного восприятия, концентрации внимания, аналитического мышления.
· волевую готовность, рассматриваемую как способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
Таким образом, возраст от 5-5 с половиной до 7 лет представляет собой важный период в формировании личности, развитии психических функций и социальных навыков ребенка.