Особенности развития детей подготовительной к школе группы

Введение

 

В рамках данной работы рассматривается тема «Физическое воспитание в детском саду как компонент подготовки дошкольника к школе». Выбор данной темы и интерес к ее изучению обусловлен несколькими причинами, главной из которых является возрастающий научный и общественный интерес к физической культуре и спорту.

В последние годы можно проследить отчетливую тенденцию развития здоровьесберегающих технологий, их внедрения в практику образовательных учреждений и изменения отношения к физическому воспитанию. Физическое воспитание в современной системе воспитания рассматривается не только как средство общего физического развития ребенка, но и как важный фактор в формировании его ценностных ориентаций, развития различных качеств личности, готовности к поддержанию и укреплению своего здоровья.

Физическое воспитание в детском саду является также важным условием для формирования готовности к обучению ребенка в школе. Именно в этом направлении будет рассматриваться физическое воспитание в нашей работе.

Цель: изучение физического воспитания в детском саду как компонента подготовки дошкольника к школе.

Задачи:

1. охарактеризовать особенности развития детей подготовительной к школе группы.

2. изучить теоретические основы физического воспитания в ДОУ.

3. Рассмотреть методические особенности физкультурного развития дошкольника в подготовке к школе.

Поставленные цель и задача обусловили принцип построения структуры работы. Она представлена введением, материалом основной части, разделенным на параграфы и заключением.

В качестве основных методов использованы: поиск и изучение литературы, описание, анализ и синтез, изложение.

Методологическую основу исследования составили материалы специальной периодической печати последних лет. В них рассматриваются не только особенности современного подхода к физическому воспитанию и его роли в общем развитии ребенка, но и вопросы преемственности между детским садом и школой.


4.


Глава 1. Физическое воспитание в детском саду как компонент подготовки дошкольника к школе

Особенности развития детей подготовительной к школе группы

 

Прежде всего, рассмотрим особенности развития детей подготовительной к школе группы. Данный возрастной период, охватывающий полтора-два года жизни ребенка (от 5-5,5 до 7 лет) является временем становления интенсивного физического развития и новых психических образований.

В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг[1].

Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостене­ния, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развива­ется координация мышц кисти. Общее физическое раз­витие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка[2]. 

В развитии личности происходят существенные изменения – формируются дальнейшие представления о самом себе и своем образе, развивается способность к рефлексии, т.е. умению осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях, формируется способность опериро­вать различными представлениями в уме.

В эмоциональном и моральном плане возраст является очень сензитивным и благоприятным для педагогических воздействий, формирования системы ценностей и норм, мотиваций и эмоций. В 5-7 летнем возрасте закладываются основы многих моральных качеств личности. 

Ведущей потребностью детей данного возраста является об­щение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью оста­ется сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражаю­щие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые дей­ствия становятся более сложными, обретают особый смысл, ко­торый не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. 

Одной из важнейших особенностей данного возраста являет­ся проявление произвольности всех психических процессов.

 Совершенствуется система восприятия, развивается способность учитывать несколько различных признаков. Устойчивость внимания возрастает до 20—25 минут, а объем до 7—8 предметов[3]. 

В развитии памяти увеличивается ее произвольность и объем. Произвольность проявляется в самостоятельной постановке ребенком задачи на запоминание. Он может заучивать и воспроизводить небольшие литературные произведения, стихи.

Развивается также опосредованная память, наиболее продуктивная форма запоминания, при которой выделяются особенности запоминаемого материала. Развитие памяти усиливается такими приемами, как классификация, группировка. 

К концу дошкольного возраста наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж­дений. 

Старший дошкольник может устанавливать причинно-след­ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст­раивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Развивается и активизируется функция воображения - вначале воссоздающего, а затем и творческого. Если ребенок более раннего возраста способен только представлять образы по их описанию, то старший дошкольник может создать принципиально новый образ.

 Продолжается развитие всех сторон речи: ее звуковая сторона, грам­матический строй, лексика, связность. Активнее употребляются слова-синонимы, прилагательные, быстро и легко запоминаются и вводятся в использование новые слова[4].

Завершение дошкольного возраста связано с повышением уровня познавательного и личностного развития, формированием готовности к дальнейшему обучению в рамках начальной школы.

Готовность к школе рассматривается как важнейшая характеристика рассматриваемого возраста. Она предполагает сформированность единства нескольких компонентов, к которым относят[5]:

· личностную готовность как готовность к принятию новой социальной роли, связанной с необходимостью исполнять круг важных обязанностей.

· мотивационную готовность, предполагающую желание учиться и высокую познавательную потребность.

· интеллектуальную готовность, предполагающую развитость дифференцированного восприятия, кон­центрации внимания, аналитического мышления.

· волевую готовность, рассматриваемую как способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

Таким образом, возраст от 5-5 с половиной до 7 лет представляет собой важный период в формировании личности, развитии психических функций и социальных навыков ребенка.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: