Теоретические основы физического воспитания в ДОУ

 

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Физическое воспитание занимает важное место в общей системе воспитания детей дошкольного возраста, без развития физических качеств невозможно развитие ума и души.

 Многие известные педагоги (например, К.Д.Ушинский), стоявшие у истоков современной педагогической науки, видели возможность физических упражнений не только в укреплении тела..., но и предупреждении болезней, и излечении их[6].

П.Ф.Лесгафт углубил и расширил теоретические представления о взаимосвязи духовного и физического развития человека, определяя основной задачей школы и дошкольного учреждения - формирование человека как личности.

Современный подход к физическому воспитанию базируется на принципе, провозглашенном Всемирной Организацией Здравоохранения: «В 21 веке - здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «здоровье» определяется как его физическое, психическое и социальное благополучие. Такая трактовка понятия «здоровье» поднимает роль физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни, основы которого закладываются в дошкольном возрасте[7].

Таким образом, физическое воспитание в дошкольном возрасте очень тесно связано с общим воспитанием, развитием не только физических качеств ребенка, но и его системы знаний и представлений о мире, самом себе.

Сущность физического воспитания раскрывается через ряд взаимосвязанных основных понятий, к которым относятся[8]:

1. физическое развитие - как процесс физического, психического и социального созревания, изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

2. физическая подготовленность – как уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. 

3. физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка во взаимосвязи с развитием умственным, нравственным, эстетическим и трудовым. 

Физическое воспитание в широком смысле представляет собой образовательно-воспитательный процесс, направленный на всестороннее физическое развитие воспитанников, формирование и совершенствование их двигательных умений и навыков.

4. Физическая подготовка – это процесс в ходе которого достигается определенный уровень физической подготовленности. Он направлен воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. 

5. физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей, связанных с достижениями в области физического, психического и социального здоровья человека. Ее содержание составляют гигиенические навыки, навыки закаливания организма и физические упражнения.

6. физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.

7. физические упражнения-движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания. 

Система физического воспитания в детском саду представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и в качестве основной цели преследует сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни[9].

Физическое воспитание направлено на осуществление оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содержание которых включает[10]:

1. оздоровительные задачи предполагают действия, помогающие формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата. Необходимо пособствовать развитию всех групп мышц, особо – мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; способствовать совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

2. образовательные задачи включают: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Эта группа задач направлена на формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие их физических качеств, приобретение элементарных знаний о собственном организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

3. воспитательные задачи предполагают воспитание привычки к соблюдению режима дня, интереса и любви к подвижным играм и физической культуре и спорту. Они направлены также на воспитание положительных эмоций, настроений и чувств.

 Работа по физическому воспитанию детей проходит как в форме организованной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и активных видах отдыха, так и в форме их самостоятельной двигательной активности.

Занятия физическими упражнениями способствуют всестороннему развитию детей, поскольку определяют его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Они способствуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка, развивают волевые черты характера, воспитывают эстетические чувства. В этом состоит их важность и ценность в дошкольном возрасте.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: