Введение в предмет философии. Определите философа по описанию

1 вариант.

Философия данного мыслителя является первой попыткой увидеть начало всех вещей и явлений в самой природе, взять за первооснову материальную стихию – воду, а не сверхприродные божественные силы, как это было ранее. Для этого ему потребовалось сделать решительный шаг: отойти от мифологических образов и обратиться к обыденной «прозе» - воде, это была подлинная революция в мировоззрении!

2 вариант.

 Данный философ совершил коперниканский переворот в философии, поставив в центр проблемы познания. Рассудок, с точки зрения данного философа, − это Солнце, вокруг которого вращаются объекты познания, а не наоборот, таким образом, данный философ подвергнул сомнению аристотелевскую идею истины как соответствия знания о предмете реальности. Одним из главных вопросов, поставленных данным философом является вопрос, что я могу знать и где предел моего познания. Он доказал, что мир непознаваем в принципе и все, что я могу знать о нем – это лишь явления моего сознания.

3 вариант.

 Данный философ стал первым рассуждать об образе жизни, поставив в центр впервые проблему человека, а не абстрактные рассуждения о бытии, как это было до него, и первым из философов был казнен по суду. Он говорил, что есть только одно благо – знание и одно только зло – невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства – напротив, приносят лишь дурное. Он говорил, что знает только то, что ничего не знает. На вопрос, в чем добродетель юноши, он ответил: «В словах: ничего сверх меры». Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!».

4 вариант

 Опыт дается нам через чувства, и у нас нет никакой возможности определить меру соответствия наших представлений и понятий объективной действительности. Более того, невозможно достоверно говорить о существовании какой бы то ни было действительности. Для нас существуют только наши чувствования, наш личный опыт, вне которого мы ни в чем не можем быть уверены, ничего не можем доказать.

5 вариант

 Как материалист данный философ продолжил традиции философской школы родной Ионии, полагая, что в основе мироздания лежит конкретный вид материи. Однако в качестве данного материального первоначала всего сущего он берет не воду, как Фалес, не воздух, как Анаксимен, и не бескачественный апейрон, как Анаксимандр, а огонь – стихию более легкую и подвижную. Путем сгущения, с точки зрения данного философа, из огня появляются все вещи – и воздух, и вода, и земля, и вещество, а путем разряжения в огонь же возвращаются. Мир, таким образом, пребывает в вечном движении: либо он целиком воспламеняется и достигает таким образом совершенства, либо постепенно угасает, обращаясь во мрак и небытие, чтобы затем вновь разгореться и вновь прийти к совершенству. Данная точка зрения очень напоминает теорию пульсирующей Вселенной в современной науке.

2. Введение в онтологию. Прочитайте текст. Определите взгляды философа с точки зрения основного вопроса философии, аргументируйте свой ответ. Например: это объективный идеализм, потому что…

1вариант.

Я могу быть уверен единственно только в том, что не знаю ни Солнца, ни Земли, а знаю только глаз, который видит Солнце, руку, которая осязает Землю. Иными словами, человек знает, что окружающий мир его существует только как представление, то есть по отношению к другому, к представляющему, который есть он сам. Это представление о мире выражает все виды любого возможного и мыслимого в мире опыта (А.Шопенгауэр. Мир как воля и представление).

2 вариант.

Человек настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а следовательно, дать точное определение. Остановимся подробнее, на этих пружинах человеческой машины. Все жизненные, свойственные животным, естественные и автоматические движения происходят благодаря их действию. Действительно, тело машинально содрогается, пораженное ужасом при виде неожиданной пропасти; веки, как я уже говорил, опускаются под угрозой удара; зрачок суживается при свете в целях сохранения сетчатой оболочки и расширяется, чтобы лучше видеть предметы в темноте; поры кожи машинально закрываются зимой, чтобы холод не проникал во внутренность сосудов (Ж.Ламетри. Человек-машина).

3 вариант.

 <..> Подобно тому как наше воображение может двигаться в бесконечность, воображая себе всегда измеримую величину за величиной и число за числом, согласно известной последовательности и, как говорится, в потенции, таким же образом мы должны считать, что бог актуально охватывает бесконечный объем и бесконечное число. А отсюда вытекают возможность, соответственность и уместность следующего положения: там, где активная потенция бесконечна, с необходимою последовательностью и объект этой потенции бесконечен; ибо, как мы это показали в другом месте, возможность делать полагает возможность быть сделанным, измерительное полагает измеримое, измеряющее полагает измеренное (Дж.Бруно. О бесконечности вселенной).

4 вариант.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание[1]. (К.Маркс).

5 вариант.

Я не считаю материю чем-то наличным вне зависимости от абсолютного единства, что можно было бы подложить под него в качестве материала, но и не рассматриваю ее просто как ничто; я в общем согласен с высказыванием Спинозы, который в одном из своих писем на вопрос, может ли быть все многообразие телесных вещей a priori выведено из понятия протяжения (в картезианском смысле), ответил: я рассматриваю материю как атрибут, который выражает собой бесконечную и вечную сущность. Однако поскольку каждая часть материи для себя должна быть отпечатком всего универсума, то материю следует рассматривать не как один атрибут, в котором выражена вся бесконечная сущность, но как совокупность таких атрибутов. <…> Уже первый взгляд на природу учит нас тому, чему учит последний; ибо и материя выражает не иную и не менее значительную связь, чем та, которая есть в разуме, — вечное единство бесконечного и конечного. (Шеллинг. Об отношении реального и идеального в природе[2]).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: