Введение в философскую антропологию. Работа с текстами, посвященными философскому осмыслению проблемы человека

1 вариант.

Прочитайте фрагмент из эссе Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» и ответьте на вопросы: а) что нового в понимание сущности человека вносит экзистенциализм?; b) как Сартром решается проблема свободы, он детерминист или индетерминист?; с) что означает название эссе «Экзсистенциализм – это гуманизм»?

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. <…> Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. (Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»).

2 вариант.

Прочитайте фрагмент из работы л.Фейербаха «Сущности христианства». Ответьте на вопросы: a) какова проблематика данного текста; b) что нового в понимание сущности человека выделяет Фейербах, что означает, что человек приписывает Богу собственные предикаты; c) можно ли назвать взгляды Фейербаха антропологическим матариализмом?

Ты приписываешь богу любовь, потому что любишь сам, ты находишь бога мудрым и благим, потому что считаешь доброту и рассудок своими высшими качествами, ты веришь в то, что бог существует, что он субъект или существо, потому что сам ты существуешь, сам ты – существо, – ведь все, что существует, есть существо, независимо от того, рассматривается ли оно как субстанция, личность или как-нибудь иначе. Ты считаешь любовь, доброту и мудрость высшим человеческим состоянием, а бытие – высшим счастьем; сознание всякой действительности, всякого счастья связано в тебе с сознанием сущностного бытия, существования. Для тебя бог существует, он – существо, по тому же самому, почему ты считаешь его мудрым, блаженным, добрым. Различие между божественными свойствами и божественным существом заключается в том, что существо, существование не кажутся тебе антропоморфизмом, потому что в том, что ты – существо, заключена необходимость бога, как существующего, как существа, а свойства кажутся тебе антропоморфизмами, потому что они (бог мудр, благ, справедлив и так далее) являются не непосредственной, тождественной с человеческим бытием необходимостью, а лишь необходимостью, обусловленной самосознанием, деятельностью мышления. (Л.Фейербах. Сущность христианства).

3 вариант.

Прочитайте фрагмент из работы Фридриха Ницше «Веселая наука», который называется «Безумный человек». Ответьте на вопросы: а) Какие античные реминисценции можно встретить в тексте, что означает образ человека с фонарем средь белого дня?; b) как можно охарактеризовать реакцию толпы?; c) каково отношение безумного человека к факту смерти бога, приведите примеры; d) что означает фраза «чем же еще являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?»; e) сделайте вывод об характере атеизма Ницше.

Слышали ли вы о том безумном человеке, который в светлый полдень зажег фонарь, выбежал на рынок и все время кричал: «Я ищу Бога! Я ищу Бога!» — Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не верил в Бога, вокруг него раздался хохот. Он что, пропал?— сказал один. Он заблудился, как ребенок, — сказал другой. Или спрятался? Боится ли он нас? Пустился ли он в плавание? эмигрировал?— так кричали и смеялись они вперемешку. Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. «Где Бог? — воскликнул он.— Я хочу сказать вам это! Мы его убили— вы и я! Мы все его убийцы! Но как мы сделали это? Как удалось нам выпить море? Кто дал нам губку, чтобы стереть краску со всего горизонта? Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца? Куда теперь движется она? Куда движемся мы? Прочь от всех солнц? Не падаем ли мы непрерывно? Назад, в сторону, вперед, во всех направлениях?...Разве мы не слышим еще шума могильщиков, погребающих Бога? Разве не доносится до нас запах божественного тления?— и Боги истлевают! Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! "Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь? …»— Здесь замолчал безумный человек и снова стал глядеть на своих слушателей; молчали и они, удивленно глядя на него. Наконец, он бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребезги и погас. «Я пришел слишком рано,— сказал он тогда,— мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и идет к нам — весть о нем не дошла еще до человеческих ушей. … Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные светила,— и все-таки вы совершили его!»— Рассказывают еще, что в тот же день безумный человек ходил по различным церквам и пел в них свой Requiem aeternam deo. Его выгоняли и призывали к ответу, а он ладил все одно и то же: «Чем же еще являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?». (Ф.Ницше. Веселая наука).

4 вариант.

Прочитайте высказывание Николая Кузанского о человеке и ответьте на следующие вопросы: a) что нового в понимание человека вносит данный мыслитель по сравнению с эпохой Средневековья; b) в чем вы видите возврат к античному наследию; c) прокомментируйте идею Кузанского о том, что в человеке, как во Вселенной развернуто и свернуто все одновременно;  d) сравните антропологические взгляды Николая Кузанского со взглядами Пико делла Мирандолы?

…Человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек; он – человеческий бог (humanus dues). Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он – микрокосм, или человеческий мир. Область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой потенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом; а в качестве бога он по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему все. В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развернуто все, раз она есть человеческий мир. В ней же человеческим образом и сввернуто все, раз она есть человеческий бог [5] (Николай Кузанский).

5 вариант.

Прочитайте фрагмент из «Речи о достоинстве человека» Дж. Пико делла Мирандолы, ответьте на вопросы: a) какова проблематика данного текста (онтологическая, гносеологическая, антропологическая, аксиологическая), аргументируйте свой ответ; b) какие принципы философии эпохи Возрождения отражены в нем, что нового в понимание человека привносит мыслитель; c) в чем полемика Мирандоллы с традиционным христианским пониманием человека как греховного существа, почему его можно назвать гуманистом?  

Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные.<…> Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из творений, то пусть возвратится к центру своего единообразия и, став единым с Богом-духом, пусть превосходит всех в уединенной мгле Отца, который стоит над всем (Дж. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека [6]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: