Назовите основные причины и факторы социальных изменений

Теории социальных изменений

Марксистская теория

Согласно марксистской концепции социальных изменений, в основе изменения общественной жизни лежит изменение способов материальных благ. Следует отметить, что созданное марксизмом в начале промышленной революции учение о природе социальных изменений оказалось неспособным объяснить многие проблемы, вставшие перед человечеством в двадцатом столетии. Это отмечается также и российскими учеными Л.Н.Березовской и А.М.Ковалевым: «Современное развитие общества с особой наглядностью выявило ограниченность традиционных представлений марксизма относительно многих коренных проблем человечества. Недооценка роли человеческого потенциала, сведение основных целей развития общества к материально-производственной сфере привели к крупным ошибкам в стратегической линии поведения левых партий как в странах Востока, так и Запада. Это выразилось, как известно, в том, что в странах Востока было предпринято форсированное строительство так, например, коммунизма, хотя там для этого не существовало ни объективных, ни субъективных предпосылок».

Другая довольно обширная концепция осмысления социальных изменений в свое время была предложена представителями структурно-функционалистического направления в социологии. В созданной функционалистами теории социальных изменений проводилось различие между обществами, в которых изменения достаточно вездесущие, и обществами, где они отсутствуют. Первобытные общества были отнесены именно к той группе, в которой социальные изменения в общественной жизни социума незначительны, если не сказать, что они вообще отсутствуют. В. Малиновский и А.Рад-клиф-Браун отстаивали мнение о холистическом и функциональном характере социальных изменений. Согласно их мнения, первобытные общества начинают изменяться в результате установления культурного контакта с другими, в сравнении с ними более развитыми, обществами. Таким образом, вызываемые культурным контактом изменения постепенно приобретают всеобщий характер и служат причиной перехода этих обществ к качественно новому состоянию по сравнению с предыдущим этапом.

В концепции социальных изменений Г. Тарда основное место отводится аналогиям, метафорам, однако он не одобряет характерного для позитивизма сравнения общества с организмом. Он его сравнивает с мозгом, чьи клетки образуются из взаимодействия отдельных человеческих индивидуумов. Как мозг обеспечивает существование тела, так и общество присваивает, приспосабливает к своим потребностям человеческие открытия, нововведения и т.д., чтобы на основе подражания им другими поколениями обеспечить воспроизводство социальной жизни. Г. Тард в объяснении трансформации общественной жизни особое место отводит подражанию, в русле которого формируются человеческие взаимоотношения.

В социологической концепции Э.Дюркгейма социальные изменения предстают как результат исторического перехода обществ от одной формы солидарности к другой посредством эволюции форм разделения труда.Основные формы солидарности материально воспроизводятся правом, которое тоже претерпевает изменения, когда меняются формы солидарности, что отчетливо обнаруживается в отдаваемых им санкциях для контроля над поведением людей (репрессивные, реститутивные). В зависимости от частоты соприкосновения людей формируются типы солидарности. Механическая солидарность характерна для несложных обществ. В современных обществах, где люди вынуждены постоянно устанавливать, отторгать формальные связи с другими, их поведение требует опоры на другие измерения солидарности, нежели в тех, где эти связи были редкими, непостоянными и не выходили за границы группы. Такую форму солидарности Дюркгейм называет органической. Таким образом, эволюция общественных отношений вызывает к жизни другие, соответствующие им формы солидарности, и изменение способов социальной организации жизни общества определяется ими.

Особенно важной среди этих концепций социальных изменений оказалась традиция идущая от М. Вебера, указавшего методологические подходы к исследованию проблемы социальных изменений, в основу которых он положил духовные параметры, а если точнее, - этические нормативы. Методологический аспект веберовской концепции социальных изменений ценен тем, что в ней показан социологический способ выделения из среды множества факторов, влияющих на трансформацию социальных систем, главного, основного, путем их обобщения в плоскости идеально-типических конструкций. Приложение данного метода позволяет некоторым факторам давать всеобщий статус безотносительно к их разграничению в определенно заданных пространственно-временных рамках. Путь к приложению данного метода Вебер находит в переориентации предмета социологии в сторону объяснения социальных явлений через интерпретации, нахождение вложенных в действиях людей смыслов, значений, благодаря которым они и приобретают социальный характер.

В сегодняшней социологической науке наиболее весомый вклад в деление проблемы трансформации современных социальных систем несли концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «конца истории» Ф. Фукуямы, «мир - система» И. Валлерстайна, «историческая социология» П. Штомпки, текстуализм школы постструктуралистов и т. д. Эти концепции построены во многом на основе привлечения фактов, материалов из социокультурного опыта взаимодействия существующих цивилизаций и отдельных обществ, где доминирует чаще дух соперничества и борьба за ресурсы.

С.Хантингтон

Его концепция, основываясь на осмыслении переживаемых современными обществами проблем, показывает, что эти общества сегодня стремятся по мере возможности объединяться на основе общности культур и цивилизаций ради поиска адекватного ответа на исходящие от современности вызовы. По мнению С. Хантингтона, имевшее раньше место объединение различных обществ на основе общности идеологических установок постепенно начинает утрачивать свою былую привлекательность для современных обществ. Поэтому выдвигается необходимость изучения трансформационных процессов в жизни современных обществ через осмысление природы перемен, происходящих в балансе власти между цивилизациями.

Внимание Ф. Фукуямы в работе «Конец истории?» сфокусировано на анализе природы происходящих в современном мире социальных изменений, перед лицом которых предложенные идеологией либерализма нормы и ценности организации общественной жизни берут верх над другими идеологемами, особенно коммунистическими. В этом Ф. Фукуяма замечает признаки пришествия «конца истории»: «То, чему мы, вероятно, свидетели, - не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления...». Здесь особое место отводится политическим, религиозным, естественным и самоорганизующимся факторам.

И. Валлерстайн прежде всего ставит под сомнение правильность понимания одного из важных направлений социальных изменений - прогресса в истории социологической мысли. Поэтому он предлагает отказаться от традиционного понимания понятия «прогресс», когда он представлялся как переход от менее совершенного к более совершенному. Это в то время как в истории отдельных обществ случается так, что социальные процессы иногда поворачиваются вспять, замедляются и часто останавливаются насовсем. Он считает сомнительным однозначное признание последующих стадий развития человеческой истории лучшими, чем более ранние стадии. По его мнению, основными факторами динамики социальных процессов в современном мире все более становятся наднациональные системы, структуры. Источники изменений он находит в разнообразных контактах между социальными образованиями по типу конкуренции, столкновений и конфликтов.

Теоретическая конструкция П.Штомпки основана на анализе процессов социальных изменений, являющихся результатом массовых действий людей. Активность людей носит творческий, конструктивный характер. В постоянно изменяющемся обществе, приводимом в движение активными и творческими индивидами, применяется эмансипативная социотехническая стратегия, заключающаяся в освобождении людей от ограничений, представлении возможностей свободной деятельности, высвобождении общественной энергии. Получить возможность влияния на ход исторических процессов людям удается посредством приобретения тех качеств, которые в соответствующих областях считаются критерием исключительности.

Назовите основные причины и факторы социальных изменений

Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии). Движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации.

Основные причины социальных изменений:

o Природные причины – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

o Демографические причины – колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

o Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

o Социально-политические причины – конфликты, войны, революции, реформы.

o Социально-психологические причины – привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: