Подготовьте, пожалуйста, конспект данного материала

Студентка гр. НО-18

Евстафьева В.

                                 Практическое занятие

Тема: «Методика словарной работы» (продолжение)

Подготовьте, пожалуйста, конспект данного материала.


2. Для каждого из описанных методов и приемов словарной работы составить по 2-3 практических примера-задания.

Методы словарной работы:

1. Обогащение словаря:

· Упражнение 1. Замените одним словом из четырёх букв:

Приятель - …(друг),

Солдат - …(боец),

Противник - …(враг),

Работа - …(труд),

Шагать - …(идти).

 

· Упражнение 2. Замените одним словом:

Промежуток времени в 60 минут. (Час).

Военнослужащий, стоящий на посту. (Часовой).

Аппарат для полёта в космос. (Ракета).

Человек, который летал в космос. (Космонавт).

Предприятие, где делают машины. (Завод).

Небесное светило. (Солнце).

Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница).

 

· Упражнение 3. Найдите спрятавшееся слово.

Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), цель (ель), коса (оса).

2. Уточнение словаря:

· Упражнение 1. Спишите, вставьте подходящее по смыслу прилагательные.

Мальчик оказался (понятным, понятливым) собеседником.

· Упражнение 2. Прочитайте прилагательные и определите, какое из них многозначное.

Белый, глубокий, коричневый, мягкий.

· Упражнение 3. В тексте слово может употребляться в разных значениях. Найдите в тексте слово, значение которого вам неизвестно. Попробуйте догадаться, исходя из контекста, что оно может обозначать.

У всех есть имя. Только иногда получается так, что по имени тебя не зовут. Подрался недавно Гешка с Костей, а Костина мама сказала: «Ты, Гешка, настоящий петух». А вчера надулся Гешка на папу, и тот весь вечер дразнил его «Индюк». Поясните, благодаря чему слова «петух» и «индюк» стали многозначными?

3. Активизация словаря:

  • Упражнение 1. Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

 

Сахар сладкий, а лимон...

Луна видна ночью, а солнце...

Огонь горячий, а лед...

Река широкая, а ручей...

Камень тяжелый, а пух...

 

  • Упражнение 2. Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

 

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

 

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный:

 

· Упражнение 1. Игра содержит элементы соревнования. 3-4 игрока становятся в одну линию и договариваются, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). Затем оговаривается тема, например, вежливые слова. Участник может сделать шаг, лишь назвав слово по теме. Повторяться нельзя. Другие возможные темы: «Все горячее», «Все круглое», «Все мокрое», «Слова утешения» и так далее.

 

· Упражнение 2. Цель упражнения: развитие умения подбирать слова не только по рифме, но и по контексту стихотворения; получение первичных представлений о поэтической речи. Знакомясь с ритмом и рифмой стихотворного текста, дети постепенно начинают понимать, чувствовать поэтическую речь. Учитель предлагает детям внимательно слушать стихотворение Даниил Хармса «Очень страшная история», потому что последнее слово в строчке не будет названо. Нужно подсказать подходящее слово.

 

Приемы словарной работы:

1. Словообразовательный анализ слова:

· Упражнение 1. «Я – редактор». Оно предполагает обнаружение ошибок и недочетов лексического характера и их исправление. Трансформация может заключаться в замене слова, словосочетания, пропуске и добавлении слова. В качестве материала для таких упражнений можно использовать специально подготовленные тексты с включением типичных для учащихся ошибок. Например: «Ребята торопливо шли в школу. Они опаздывали». Здесь можно подобрать синонимы к глаголу (шагали, бежали), а также распространить второе предложение (очень, сильно опаздывали).

Упражнение 2. Выделите в данных словах корень. Отличается корень от производящей основы? Образуются слова от корня?

Машинист ← машина, бетонщик ← бетон.

2. Сопоставление слова с другими созвучными словами с целью выяснения различий:

· Упражнение 1. Как ты понимаешь значение слова каменистый? Дай паронимическую пару.

· Упражнение 2. Составь предложения со словами: опасный, опасливый.

3. Выяснение значения нового слова по справочным материалам:

· Упражнение. Пользуясь словарем, определи, в каком предложении вместо слова сытый нужно употребить слово сытный? Объясни свой выбор.

1) Сытый волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – сытый корм скоту.

3) Сытый голодного не разумеет.

4) Сытое брюхо к ученью глухо.

 

4. Замена объясняемого слова его синонимом (обычно - доминантой синонимического ряда):

· Упражнение. Пользуясь этим приёмом, т.е. объясняя значение слова с помощью синонимов, например: изумрудный - ярко-зелёный, холить - заботиться, учитель должен иметь в виду, что синонимическое определение слова достигает своей цели только в том случае, если учащиеся хорошо понимают значение каждого поясняющего слово синонима. Поэтому в качестве синонимов, при помощи которых разъясняется незнакомое слово, следует брать только слова общеупотребительные, значение которых детям хорошо известно. Так, например, слово «холить» вряд ли дети поймут с помощью синонимов «лелеять», «нежить», т. к. значение этих слов дети могут и не знать.

 

5. Подбор антонимической пары:

· Упражнение «Скажи наоборот» из стихотворения Д. Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: