1. Составление словосочетаний;
Задание: запишите предложение, «разрубите» его на словосочетания. Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро.
Справка: Шатёр – 1. большая палатка, крытая обычно тканью; 2. высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей и т.п.; спец.)
2. Составление предложений или небольших рассказов по опорным словам;
3. Учет усвоенных слов;
4. Подбор синонимов или антонимов;
· Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным словам в тексте синонимы.
Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон слышится легкий шорох.
· Задание № 2. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды синонимов к слову неуклюжий ( о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Дима наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.
5. Перевод с русского языка на родной и с родного на русский;
6. Ученические словари;
В учебнике с 1-го класса активно используются в работе различные словари: орфографический («Как правильно писать?»), толковый («Что значит слово?), орфоэпический («Как правильно говорить?»).
В 3-м и 4-м классах в учебнике появляется новый для начальной школы тип словаря – грамматический. Для учащихся он назван «Словарем трудностей».
В 4-м классе в связи с изучением изменений имен существительных по падежам в учебнике «К тайнам нашего языка» рассматриваются некоторые особые трудности, связанные с образованием падежных форм и с построением словосочетаний.
4. В чем заключаются методические трудности работы учителя над усвоением словарных слов?
Одной из причин, затрудняющих усвоение словарных слов, является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.