Стереотипы восприятия и предрассудки в межкультурной коммуникации

Когда люди встречаются с представителями других народов и культур, они обычно воспринимают поведение иностранцев с позиций своей культуры. При этом непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения часто становится причиной неправильного понимания их действий. В результате подобных межкультурных контактов выделяются наиболее типичные черты, которые характерны для того или иного народа. Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы – обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.

Стереотипы широко используются людьми. Наиболее известны этнические стереотипы – устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т. д.), черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т. п.). К таким стереотипам, например, относятся представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

Стереотипы, несмотря на то, истинные они или ложные, являются фактом любой культуры и влияют на психологию, поведение людей и на межнациональные контакты.

Формирование и усвоение человеком стереотипов может идти различными путями:

· в процессе социализации и инкультурации: привычку думать о других народах определённым образом человек получает в процессе освоения культуры, с самого детства;

· в процессе общения с людьми из близкого окружения (родители, друзья, сверстники, учителя и т. д.);

· через ограниченные личные контакты, которые дают положительный и отрицательный опыт общения с представителями другой культуры;

· через средства массовой информации.

Стереотипы выполняют определённые функции, которые важны для процесса межкультурной коммуникации, а именно: передача относительно достоверной информации; ориентирующая функция; влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации основана на том, что большинство стереотипов основано на наблюдениях за реальной жизнью представителей данной культуры.

Ориентирующая функция заключается в том, что стереотипы помогают человеку легче ориентироваться в незнакомой культуре, т. к. помогают разграничить социальное окружение на более понятные группы. Так, если человек видит на улице цыганку, он может предположить, что она предложит ему услуги гадалки.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов человек может чётко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипы создают образ как чужой, так и собственной культуры, это позволяет защитить традиции, взгляды, ценности своей культурной группы. Стереотипы, создавая определённую реальность, обозначают границы культуры.

В процессе межкультурной коммуникации стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков, прогнозировать поведение представителей культуры.

Стереотипы являются неотъемлемой частью системы ценностей. В зависимости от того, как они используются, стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Эффективная стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Стереотип может приносить пользу при коммуникации в следующих случаях:

· если его сознательно придерживаются, в этом случае стереотип отражает групповые нормы, ценности, признаки, а не взгляды отдельно взятого представителя данной культурной группы;

· если стереотип является описательным, т. е. отражает реальные и объективные качества;

· если стереотип точен, т. е. адекватно выражает признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

· если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней, т. к. первое впечатление о группе не всегда отражает действительность;

· если стереотип основан на опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

Для успешных межкультурных контактов важно, чтобы стереотипы использовались как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не как единственно верная информация о них.

Существует ряд причин, из-за которых стереотипы могут стать помехой в межкультурной коммуникации:

· стереотипы мешают выявить индивидуальные особенности людей;

· стереотипы повторяют и усиливают ошибочные представления, до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные;

· стереотипы часто основаны на полуправде и искажениях, поэтому дают неточные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты.

В процессе межкультурного общения важно осознавать наличие стереотипов и уметь отказываться от них в случае, если они не совпадают с реальной действительностью.

Результатом межэтнических контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки. С точки зрения межкультурной коммуникации предрассудок представляет собой предвзятое или враждебное отношение к представителям этнических групп, их культурам и к любым фактам их деятельности и поведения. Причиной возникновения предрассудков является неравенство в условиях жизни различных этнических общностей. Это определяет и возникновение такой распространённой формы предрассудков, как ксенофобия – неприязнь к иностранцам.

Следует различать понятия стереотип и предрассудок. Так, стереотипы отражают те черты и признаки, которые характерны для всех представителей той или иной культурной общности. Стереотип является обобщённым образом представителя данной культуры, который вполне может быть позитивным.

Предрассудок же представляет собой отрицательную и враждебную оценку группы или её представителя, основанную на приписывании им определённых негативных качеств. Предрассудок проявляется в негативном отношении ко всем членам этнической группы. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей её части. Наиболее известными формами предрассудков являются расизм, ксенофобия, дискриминация по возрастному, половому признакам и т. д.

Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов.

Предрассудки усваиваются человеком в процессе социализации и укрепляются в зависимости от культурно-групповых норм и ценностей. Их источником является ближнее окружение человека (родители, учителя, приятели). Это означает, что индивидуальные предрассудки чаще всего возникают не из личного опыта межкультурного общения, а через усвоение ранее сложившихся предрассудков.

Предрассудки негативно влияют на жизнь человека. Во-первых, изза предрассудка человек видит в других людях только то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Он не замечает положительных качеств этих людей. Во-вторых, люди видят в объекте предрассудка потенциальную угрозу, поэтому ещё больше не доверяют им. В-третьих, существование предрассудков влияет на самооценку их объектов: людям навязывается чувство социальной неполноценности, и это становится причиной межэтнических и межкультурных конфликтов.

Предрассудки трудно изменить, если они однажды были приняты, то от них очень трудно отказаться. Особенно это касается этнических предрассудков. Идеальным условием для изменения предрассудков может служить одинаковый статус людей. Например, если глава русской семьи, имеющий предрассудки относительно цыган, вынужден признать, что, начиная со следующего года, класс, где учатся его дети, будет посещать цыганский ребёнок, он будет скорее всего пытаться пересмотреть свои предрассудки к цыганам.

Изменению предрассудков могут способствовать средства массовой информации. Но для изменения предрассудка необходимо большое количество времени. При этом предрассудок нельзя убрать, вычеркнуть из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания.

 

Список источников

Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: