Субкультура — часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Это личности, которые осознанно примыкают к меньшинству, поскольку не принимают стандарты того общества, в котором живут. Чтобы определенное общественное явление, имеющее идейных последователей в виде четко очерченной или условной социальной группы, могло называться именно субкультурой, отличие от доминирующей культуры должно быть существенным.
Это может быть:
1) другая идеология,
2) образ жизни,
3) поведение,
4) система ценностей,
5) манера одеваться,
6) язык (сленг, социолект, арго),
7) прочие элементы такого порядка.
Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Являются некоторые молодёжные движения и субкультуры XX века (хиппи, в СССР – андерграундная рок-культура). В современном западном мире примером контркультуры является движение хардкор-панк.
|
|
Основные функции контркультуры:
1) разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру;
2) деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей;
3) революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества.
В чем проявляются проблемы духовного кризиса и поиска в молодежной среде что необходимо сделать для формирования у молодёжи моральных ценных установок идеалов и нравственных ориентиров?
Духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального. Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. Духовный кризис проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием.
Проблемы духовного кризиса:
1) Молодежь все меньше и меньше посещают церковь.
2) Дети не читают литературу, газеты и другие источники информации
3) Не сформулированное или размытое мнение о чем-либо
проблемы духовного поиска:
а) Молодежь не может найти увлечение/занятие, которое бы ему понравилось (например, чтение книг, посещение лекций, занятий, мероприятий)
б) Неприязнь к учебе, все больше и больше детей заняты "игрушками" в компьютерные игры.
|
|
Что такое культурная диффузия? Какие вы знаете уровни взаимодействия культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимовлияния культур.
Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности
искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузией. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба народа приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.
Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, называется культурным воспроизводством. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развитая, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
В чем состоят государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям?
Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Конституция РФ, статья 44 1.Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Какие учреждения культуры вы знаете?
Учреждениями культуры являются музеи, театры, цирки, библиотеки, храмы
Приведите примеры учреждений культуры вашего города (района).
Библиотека, кинотеатр, музей, школа искусств
Заполните таблицу.
Вид культуры | Характерные черты |
Народная | создается коллективной творческой деятельностью народа; отражает его жизнь, традиции, ценности, произведения, как правило анонимны и передаются устно. |
Элитарная | рассчитана на узкий круг потребителей; сложна по форме и содержанию. |
Массовая | Наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. |